В чем отличие поребрика и бордюра

Производство бордюр и поребриков: свойства и характеристики

Любой строительный элемент должен отвечать тем или иным ГОСТам и нормам. Бордюры и поребрики, несмотря на простоту своей конструкции, не стали исключением. По своему производству, бортовой камень изготавливают технологиями вибролитья и вибропрессования.

Вибролитье

Вибропрессование

Геометрия

Правильная форма, четкие размеры.

Неприятный внешний вид, небольшие трещины и сколы.

Прочность

Мелкопористая структура бетона увеличивает уплотнение элемента, и его прочность.

Внутренние пустоты не только уменьшают прочность конструкции, но и понижают морозостойкость элемента.

Качество внешней поверхности

Конструкция состоит из двух частей: внутренняя и облицовочная. Последний слой придает строительному элементу элегантность.

Нет эстетичного вида, и бордюр не радуют глаз. Единственный плюс, который имеет значимый вес – это низкая стоимость конструкции.

Исходя из своих свойств и характеристик, бортовой камень маркируется:

  • БкР – форма изделия имеет радиус и предназначена для дорожного полотна имеющего поворот.
  • БкУ – для устройства пешеходной части и велосипедных дорожек.
  • БкК – строительная конструкция специальной конусной формы.

Разница в способах установки

Процесс установки начинается с разметки полотна. Нужно, чтобы линии шли параллельно. Затем выкапывают траншею, в которую и будут установлены блоки. Над ней натягивают нить, которая служит маркером для правильного установления блоков. Перед укладкой на дно канавы насыпают песок, который создает мягкое ложе. Слой песка выравнивают и утрамбовывают, затем заливают раствором цемента. Сверху устанавливают блоки впритык друг к другу. Если с одной стороны будет газон, то грунт подсыпают вплотную к бордюру.

При установке нужно соблюдать высоту блоков. Бордюр устанавливают на одной линии с полотном. Отличие в установке бордюра и поребрика в том, что последний устанавливается с меньшим погружением и потому выше выступает над поверхностью. Работает как ограничитель, задерживает воду и грязь, которая без него будет стекать вниз. Из-за того, что поребрик выше, устанавливают его там, где нужно предупредить переход с одной стороны на другую или же наезд транспорта на пешеходную зону.

Поребрик и бордюр – почти одинаковые понятия. И то, и другое создано для укладки у дорог, для разграничения с дорожками для людей, отделения дорожек и газонов и так далее. Разница между ними состоит в способе укладки. Бордюр не поднимается выше поверхности отграничиваемой зоны, поребрик поднимается выше обеих зон.

Зная эти отличия, в частном доме при обустройстве территории можно организовать декорирование дорожек, газонов, клумб по правилам ландшафтного дизайна. Чтобы бортовые камни служили долго, нужно выбирать материал качественный, устанавливать блоки правильно, с соблюдением техники монтажа.

Установка своими руками

Вопросов, как установить самостоятельно бордюр или поребрик много, но по существу ничего сложного нет, главное немного разбираться в технологи. Можно подвести небольшой этап работы, когда речь идёт об установке поребрики или же бордюра своими руками. Итак:

  1. Выбираем местность, желательно предварительно всё изобразить схематически, а потом уже перенести с листа на «землю».
  2. Определились со схемой, переносим на участок, вбиваем колышки и натягиваем веревку или леску, таким образом, формируя будущее расположение бордюрных камней.
  3. Выкапываем траншею на выбранную глубину, если речь идёт о садовом участке, то, естественно, что полуметровую траншею копать не нужно. Исключения только при необходимости обустроить дренаж.
  4. Засыпаем необходимый слой щебня и песка и трамбуем, тщательно поливая водой.
  5. Готовим цементный раствор соответствующей консистенции, состав, сколько чего нужно добавить, указали выше.
  6. Устанавливаем бортовой камень, выравнивая горизонт по леске или уровню, попутно постукивая резиновым молотком.
  7. Как только уровень выставлен, можно заливать пустоты, попутно ещё раз проверяя, ровно ли стоит бордюр.

На этом собственно всё, дальше можно приступать к другим работам по обустройству участка, к примеру, кладке плитки, хотя кто-то считает, что нужно сначала выкладывать плитку. Но по технологии не зависимо от предназначения территории асфальт, где двигаются машины, или тротуар, сначала устанавливается бордюрный камень, причём дается время на застывание. А дальше уже проводятся следующие работы.

Установка своими руками

Вопросов, как установить самостоятельно бордюр или поребрик много, но по существу ничего сложного нет, главное немного разбираться в технологи. Можно подвести небольшой этап работы, когда речь идёт об установке поребрики или же бордюра своими руками. Итак:

  1. Выбираем местность, желательно предварительно всё изобразить схематически, а потом уже перенести с листа на «землю».
  2. Определились со схемой, переносим на участок, вбиваем колышки и натягиваем веревку или леску, таким образом, формируя будущее расположение бордюрных камней.
  3. Выкапываем траншею на выбранную глубину, если речь идёт о садовом участке, то, естественно, что полуметровую траншею копать не нужно. Исключения только при необходимости обустроить дренаж.
  4. Засыпаем необходимый слой щебня и песка и трамбуем, тщательно поливая водой.
  5. Готовим цементный раствор соответствующей консистенции, состав, сколько чего нужно добавить, указали выше.
  6. Устанавливаем бортовой камень, выравнивая горизонт по леске или уровню, попутно постукивая резиновым молотком.
  7. Как только уровень выставлен, можно заливать пустоты, попутно ещё раз проверяя, ровно ли стоит бордюр.

На этом собственно всё, дальше можно приступать к другим работам по обустройству участка, к примеру, кладке плитки, хотя кто-то считает, что нужно сначала выкладывать плитку. Но по технологии не зависимо от предназначения территории асфальт, где двигаются машины, или тротуар, сначала устанавливается бордюрный камень, причём дается время на застывание. А дальше уже проводятся следующие работы.

Виды бордюров

Благодаря современным материалам и инновационным технологиям, отечественные производители изготавливают бортовые камни разного назначения, формы, цвета. В зависимости от технологии производства бордюры делятся на:

  • вибролитые;
  • вибропресованные.

При изготовлении вибролитых бордюров из бетона формируют детали, которые затем подвергаются сушке. Для придания материалу большей прочности его армируют щебнем. Вибролитой бордюр широко используется для обрамления пешеходных зон, площадок и отмосток вокруг здания.

Вибропрессованные бордюры производители изготавливают из износостойкого мелкозернистого бетона. Этот стройматериал прочнее и долговечнее. Он широко используется для четкого отделения проезжих дорог от тротуаров или для ограничения садовых участков, ландшафтных композиций и газонов.

По способу применения бортовые камни подразделяются на несколько видов:

  • тротуарный;
  • дорожный;
  • магистральный;
  • дорожный криволинейный.

Тротуарный бордюр изготавливается в виде прямолинейного бортового камня, имеет размер 1000х200х80 мм. Используется при укладке плитки для четкого разграничения тротуара. Часто применяется в декоративных целях, например, для обустройства клумбы или сада. Главная задача тротуарного бордюра – предотвращение деформации и укрепление мощеного участка.

Дорожный бордюр по сравнению с тротуарным имеет более габаритные размеры – 1000х300х150 мм. Этот стройматериал широко используется для отделения проезжей части дороги от пешеходной зоны. Дорожный бордюр может иметь ребристую или криволинейную поверхность.

Магистральный бордюр – востребованный строительный материал, отличающийся увеличенными размерами (1000х300х180 мм), повышенной прочностью и износостойкостью. За счет повышенных прочностных характеристик магистральный бордюр оптимально подходит для скоростных магистралей и загруженных дорог.

Дорожный криволинейный бордюр в отличие от остальных типов бортовых камней имеет уникальную закругленную форму. Он широко применяется для разграничения любых радиусных дорог со сложным рельефом и крутыми поворотами. Криволинейный бордюр предназначен для закругления дорог с радиусом 5 м, при этом он отличается устойчивостью к любым погодным условиям.

Что такое поребрик и бордюр?

Этими понятиями называют ограничительную линию между двумя зонами на дороге, например, между проезжей частью и пешеходной дорожкой. Они же могут отделять дорожку от клумбы и так далее. Стройматериал, из которого делают поребрики и бордюры, называется «бордюрный камень». Разница состоит в способе укладки, в результате которой внешний вид ограничителя меняется.

Однако разницу можно заметить и в назначении разделителей. Поребрик чаще применяют при разграничении двух разных зон, например, проезжей и пешеходной части. Камень в этом случае уложен так, что верхняя часть его выступает над обеими сторонами – и над трассой, и над тротуаром. Бордюр устанавливают так, что он не поднимается над тротуаром, а идет вровень с ним. Не мешает людям свободно переходить с тротуара на дорогу и обратно. Через него легче перевозить коляски, переезжать на велосипеде. Бордюром могут отделять не только дорогу, но и просто две мощеные зоны, мощеную дорожку и участок земли и так далее.

Бордюры были придуманы римлянами, устанавливались для защиты каменных дорог от разрушения. Были высокими, возвышались над дорогой на полметра. В следующие столетия ограждения также применялись для разграничения дорог и пешеходных дорожек.

Поребрики сначала использовались в русской архитектуре, устанавливались на фасадах церквей в виде уложенной особым образом кирпичной кладки. Кирпичи укладывали ребром, поэтому они выступали на поверхности фасада. Затем ими стали декорировать другие здания, в том числе и жилые. Сейчас используются для украшения парков и садовых участков.

Для чего при мощении дорог применяют бортовой камень-бордюр ГП и ГК?

Ответ на этот вопрос зависит больше всего от планировки самой дороги, от типа дорожного мощения, а так же от функционального назначения дороги. Так при строительстве городских дорог бордюр гранитный, он же поребрик, необходим для того что бы отделить проезжую часть от пешеходной зоны. Для таких целей чаще всего используют бортовой камень гп-1. Помимо разделительных целей бортовой камень гп-1 ограничивает тело мощения. Именно такая жесткая конструкция из гранитного бордюра позволяет выполнить внутри периметра кладку из гранитной брусчатки на «сухую», то есть без применения цемента

Бортовой камень гп-1 так же часто используется при благоустройстве гравийных дорожек, или при мощении из клинкерного кирпича, и на это нужно обратить особое внимание в местах примыкания с газоном. Для благоустройства загородных трасс и дорог применяют бордюр гранитный меньшего сечения в сравнении с городским, это может быть бортовой камень гп-4 или гп-5 бордюрный камень

Так же бортовой камень гп-4 или бортовой камень гп-5 применяется для отмостки и благоустройства садовой территории

Так же для благоустройства территории загородного дома можно применить бордюр садовый. Радиусный гранитный поребрик подойдёт для благоустройства клумб и фонтанов. Радиусный гранитный бордюр отлично подойдет для оформления парковых и игровых зон, для благоустройства тематических зон и зон для барбекю

Так же бортовой камень гп-4 или бортовой камень гп-5 применяется для отмостки и благоустройства садовой территории. Так же для благоустройства территории загородного дома можно применить бордюр садовый. Радиусный гранитный поребрик подойдёт для благоустройства клумб и фонтанов. Радиусный гранитный бордюр отлично подойдет для оформления парковых и игровых зон, для благоустройства тематических зон и зон для барбекю.

Специалисты нашего производства изготовят и установят бордюр магистральный, радиусный, бордюр эркерный, бордюр дорожный, садовый, а так же бортовой камень гп-1, бортовой камень гп-2, бортовой камень гп-3, бортовой камень гп-4, бортовой камень гп-5.

Для повышения качества дорожно-строительных работ, а так же увеличения срока службы бордюра и дорожного полотна администрации многих крупных городов приняли решения об отказе эксплуатации и использование в строительстве бордюров из бетона.

Это решение принято в связи с тем, что большинство предприятий-изготовителей использовали ускоренную технологию изготовления бордюров – пропаривали залитую смесь, вместо того что бы дать ей застыть под воздействием воздуха. Бетон при этом терял многие свои качества, в том числе и морозоустойчивость. Срок службы таких бордюров не превышал 2-3лет, он трескался, а порой и вовсе рассыпался.

Бордюр гранитный в отличие от бетонного «сроком годности» не ограничен. Натуральный камень экологически чистый материал и эстетически привлекательный

Благоустройство с применением природных материалов не только более привлекательно, но еще и экологично , и что немало важно – долговечно!

Природный камень помимо прочности имеет еще целый ряд преимуществ: он долговечен, прост в эксплуатации, эстетически привлекателен, не нуждается в частых ремонтах, а при соблюдении простых правил ухода – вообще может служить века.

Бордюр гранитный, как показала практика, вещь очень правильная и нужная. И бетонный бордюр, который сравнительно быстро разрушается, оказывается менее экономичный и неконкурентный.

Наша компания реализует и устанавливает гранитный бортовой камень в Москве следующих марок: ГП-1 (150х300мм), ГП-2 (180х400мм), ГП-3 (200х600мм), ГП-4 (100х200мм), ГП-5 (80х200мм).

Мощение и благоустройство – одно из основных направлений нашей компании. Большой выбор природного камня и различные варианты обработки удовлетворят любую потребность и самый взыскательный вкус. Наша компания поставляет гранит Украины, гранит Казахстана, гранит Финляндии а так же граниты Урала и гранит Кареллии. Гранит России и Украины представлен у нас особенно широко. Наша компания имеет собственные производственные мощности в Украине и России.

Бордюр гранитный необходим для того, чтобы отделить пешеходную зону от проезжей части дороги, а также для оформления клумб и газонов. Мы предлагаем бордюр из гранита следующих марок: ГП-1, ГП-2, ГП-3, ГП-4, ГП-5, ГП-В в соответствии с ГОСТом, и из всех видов гранита. Буквы ГП – условное обозначение марки изделия. Буква Г говорит о том, что бордюр изготовлен из гранита, П – о том, что бортовой камень имеет прямоугольную форму. Присутствующие в маркировке цифры несут информацию о размерах бордюра.

Виды и назначение стандартных блоков

Тротуарный бордюр – это одна из разновидностей железобетонных изделий, которые устанавливаются на отмостках тротуаров. Нужно отметить, что в продаже имеется 4 категории продукции:

Поребрик. Это наиболее распространённый вид камня, применяемый для разграничения газонов, пешеходных зон и велосипедных дорожек.

Вибролитые бордюры

Такие изделия сразу привлекают внимание необычной формой и цветов. Продукция может выпускаться в форме ступенек, волн или дуг. Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов

Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений

Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов. Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений.

Газонные блоки. Это разновидность поребрика, которая обычно обрамляет газоны, чтобы предотвратить расползание плодородного слоя почвы.

Дорожный камень. Эту разновидность можно считать тротуарным бордюром с большой натяжкой. Их используют для сохранения целостности дорожного полотна, поэтому изделия имеют массивные габариты, при изготовлении обязательно выполняется армирование.

Технология производства тротуарных бордюров подразумевает использование тяжёлого бетона марки М 300 или М 500. Это обязательное условие, чтобы конструкция обладала высоким запасом прочности и устойчивостью к динамическому сжатию.

Для приусадебного участка и дачи

Дачный и приусадебный ландшафт тоже оформляется с использованием бортовых камней. Его функции те же, что и в городской черте – защита и определение границ. На территории дачного участка не используется массивный дорожный или магистральный камень. Он недешев, а масса и габариты затрудняют самостоятельный монтаж без применения тяжелой техники.

Дорожки, клумбы, грядки на приусадебном участке разделяют тонким тротуарным бордюром. При использовании тротуарной плитки, одновременно с ее элементами заказывают и бордюры подходящего дизайна и цвета.


Размеры садовых бордюров.

Вас также могут заинтересовать размеры тротуарной плитки.

Размеры и характеристики бордюра по ГОСТу

  • БР100.30.15 – отделяет тротуар от проезжей части. Его маркировка содержит основные характеристики: БР – бордюрный камень; 100 – длина 1 метр; высота и ширина, соответственно, 30 и 15 сантиметров. Вес одного элемента зависит от использованных при производстве материалов, он составляет 95-150 кг.
  • БР100.22.15 – низкий дорожный бордюр тоже востребован при оформлении дорог. Из маркировки видно, что при длине в 1 метр, ширине 15 сантиметров, он имеет высоту 22 сантиметра.
  • БР100.45.18 – высокий магистральный бордюр. Этот вид используется при оформлении шоссе, городских магистралей и трасс. Он защищает тротуар и продлевает срок использования дорожного полотна. Способен выдерживать значительные механические нагрузки. Размеры: длина – 1 метр, ширина – 18 сантиметров, высота – 45 сантиметров. Масса одного элемента – 180 кг.
  • БР100.20.8 – садовый тротуарный бордюр. Компактное изделие с небольшой фаской. Вес одного камня – около 40 кг, длина – 1 метр, ширина – 8 сантиметров, высота – 20 сантиметров.

Что собой представляет пластиковый бордюр для дорожек подскажет данный материал.

Являясь элементом, обеспечивающим безопасность и эстетику на проезжей части, бордюрный камень изготавливается согласно ГОСТу.


ГОСТ бортового камня из горных пород.

ГОСТ 6665-91 распространяется на изделия из бетона и железобетона (бордюрные камни). Этим документом регламентируется форма и размеры изделия, марка бетона, используемая для изготовления, и показатели материалоемкости.

  • БР100.30.15 – отделяет проезжую часть и внутриквартальные проезды от тротуара.
  • БР100.30.18 – отделяет проезжую часть от тротуаров, газонов, территории остановок и полотна трамвайных путей.
  • БР300.45.18 – предназначен для отделения дорог от тротуаров, съездов с насыпью высотой не более 2 м.
  • БР300.60.20 – отделяет проезжую часть от тротуаров в тоннелях и на съездах с насыпью высотой более 2 м.
  • БР100.20.8 – отделяет тротуары от газонов.
  • БУ300.30.29 – отделяет проезжую часть внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
  • БУ300.30.32 – отделяет проезжую часть дороги от газонов и тротуаров.
  • БЛ300.32.68 – используется для устройства полос безопасности.
  • БВ100.30.18 – для оформления въездов используется вместе с рядовым камнем соответствующего размера.
  • БК100.30.18.5-БК100.30.18.15 – применяются при оформлении криволинейных участков.

Свойства, подлежащие контролю: трещиностойкость, прочность на сжатие, растяжение при изгибе, морозостойкость, водопоглощение, геометрическая правильность.


Размер, объем и масса бортовых камней.

Изготовление бордюрного камня

Свойства бордюрного камня обусловлены правильным соотношением рекомендованных материалов и соблюдением технологии производства.

Материалы: бетонная смесь с добавками, обеспечивающими пластичность, заполнителями – щебнем, гравием, доменным шлаком. Для экономии цемента, в бетонную смесь допустимо добавление шлака, золы, золошлаковой смеси.

Государственными нормами рекомендуется изготовление бордюрного камня путем вибропрессования.

Использование вибрации позволяет удалить из смеси воздух и равномерно распределить все компоненты.

Всю информацию про размеры поребрика найдете тут.

Этапы производства

Дозированные компоненты поступают в бетоносмеситель. Готовая смесь направляется в формообразующую оснастку (вибропресс, вибростол с формами), где формуется и уплотняется. Следующий этап сушка. На некоторых предприятиях ее заменяет пропарка в камерах с высокой влажностью и температурой, позволяющая сократить время изготовления.

По какой технологии производится правильная установка бордюров

Установка бордюров, согласно технологии, производится в следующем порядке:

  • 1. Разметка на местности;
  • 2. Рытье траншеи;
  • 3. Подготовка траншеи:
    • 3.1. Очистка и выравнивание;
    • 3.2. Уплотнение.
  • 4. Устройство основания:
    • 4.1. Укладка геотекстиля;
    • 4.2. Отсыпка щебня или песка;
    • 4.3. Заливка бетона.
  • 5. Установка бордюров;
  • 6. Фиксация камней;
  • 7. Заделка швов.

Разметка на местности производится с помощью натягивания веревки с креплением на кольях. Это позволяет контролировать геометрические параметры при монтаже бордюрных камней.
Рытье траншеи осуществляется на определенную глубину, которая зависит от габаритов бортовых камней. Стоит учесть, что основание из щебня и бетона, имеющее толщину около 30% от высоты бордюров, займет часть глубины. Следует копать траншею с учетом этого фактора.
Подготовка траншеи необходима для предотвращения деформации. Если правильно не подготовить траншею, бортовые камни в скором времени могут разъехаться, а само покрытие деформироваться, из-за чего потребуется производить демонтаж и производить устройство всех слоев заново.

  • Очистка траншеи включает в себя удаление мусора, грязи, корней растений и других ненужных элементов.
  • Уплотнение дна траншеи желательно производить с применением механизированного трамбовочного оборудования – виброплиты. При трамбовке рекомендуется смачивать дно траншеи водой, чтобы предотвратить усадку в будущем.

Устройство основания производится в несколько слоев:

  • 1. Укладка геотекстиля. Данное рулонное полотно производится из синтетических нитей и волокон, благодаря чему обладает достаточной прочностью и другими свойствами. Геотекстиль разделяет грунт и основание, препятствует прорастанию растений, выполняет дренажную функцию, повышает прочность и долговечность конструкции.
  • 2. Отсыпка сыпучего материала. Рекомендуется выбирать именно щебень, а не песок, так как «щебенка» значительно прочнее. После отсыпки нужно разровнять и качественно уплотнить щебень виброплитой. Толщина слоя – 10-15 см, диаметр фракций щебня – 20-40 мм (лучше использовать смешанные фракции, чтобы обеспечить высокую плотность).
  • 3. Заливка бетона. Желательно приготовить густой раствор с небольшим количеством воды. Ориентировочные пропорции цемента к песку – 1/3, толщина слоя – 5-7 см.

В некоторых случаях установка бордюров (декоративных) может осуществляться прямо на песчаное основание, без использования щебня и бетона. Однако это приведет к снижению прочности и долговечности.
Установка бордюров производится на бетонное основание, с обязательным контролем расположения камня во всех плоскостях:

  • Если монтаж был произведен с отклонениями, для его исправления может потребовать демонтаж целого участка.
  • Геометрия участка, на котором производится монтаж, может иметь уклон в ту или иную сторону, что следует обязательно учесть.

Фиксация производится после установки и выравнивания бордюрного камня, с помощью бетона той же плотности, на который посажен фрагмент (можно изначально подготовить песчано-цементный раствор с запасом). Габариты бетонного замка зависят от размеров бортового камня: примерная высота 8-10 см, ориентировочная толщина 5-7 см.
Заделка швов осуществляется после схватывания бетона. Для этих целей можно использовать смоченный песок или другой подходящий материал. При желании заделать швы можно тем же бетонным раствором.
Установка бордюров с соблюдением данной технологии обеспечивает высокую прочность и надежность, сводя к минимуму вероятность деформации конструкции.

Чем еще поребрик отличается от бордюра?

Принципиальная разница заключается в способе укладки. Так, при установке бордюра камень идет заподлицо, а при монтаже поребрика материал укладывается ребром, которое возвышается над поверхностью. При укладке соблюдают основные моменты.

Сначала следует сделать траншею. При установке поребрика глубина должна быть равной 1/3 от высоты камня

Если планируется укладка бордюра, то траншея роется практически на всю высоту материала

Важно качественно утрамбовать землю в траншее. Кольями и нитью следует провести предварительную разметку

При натяжке рекомендуется использовать строительный уровень. Нужно укрепить конструкцию

Для этого используется сухая смесь песка и цемента в соотношении 3: 1. Стоит равномерно засыпать дно траншеи. Нить поднять для установки поребрика или опустить для монтажа бордюра так, чтобы обозначить высоту конструкции.

В дальнейшей установке нет различий. Следует приготовить цементный раствор, уложить камни и заделать швы. Стоит отметить, что сначала надо поставить конструкцию, а потом укладывать плитку. Швы не должны превышать 5 мм.

Бордюр имеет больше функциональной ценности. Прочные плиты не только украшают пространство, но и предотвращают разрастание растений там, где не надо. Качественно установленная конструкция может предотвратить осыпание земли и расплывание покрытия. Если дорожка с 2 сторон имеет плиты, она прослужит намного дольше, чем такая же, но без бордюра.

Согласно ГОСТу оба вида конструкций устанавливаются в разных зонах. Бордюр максимально эффективен при разделении газона и тротуарной зоны. Камни предотвращают разрастание растений в этом случае. А также эффективно использование для зонирования пешеходной зоны и проезжей части, ведь речь идет о безопасности людей и сохранности дорожных покрытий.

​​​​Поребрик разделяет уличные площадки. Речь о тротуарах, стоянках для машин, местах для отдыха. В этих случаях лучше всего проявляются эстетические свойства поребрика. Функциональное назначение особо заметно при обрамлении велосипедных зон. Такое возвышение не даст выехать на пешеходную зону.

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые: БР — рядовые;
  • БУ — с уширением;
  • БУП — с прерывистым уширением;
  • БЛ — с лотком; Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи

Въездные — БВ;
БК — криволинейные;
Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части

Обычно это подошва

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Особенности

Садовые бордюры являются неотъемлемой частью ухоженного и привлекательного участка. Ассортимент подобных изделий регулярно пополняется новыми экземплярами. Они изготавливаются из разных материалов, поэтому имеют различные эксплуатационные характеристики. Подобрать оптимальный вариант возможно для любых условий.

Садовые бордюры способны эффектно украсить практически любой участок. Правильно подобранные, они могут привнести в ландшафтный дизайн новые краски, которых там иногда так не хватает.

Рассматриваемые приспособления для сада играют не только роль эффектных декораций, но и практичных составляющих. Благодаря бордюрам, все тропинки и дорожки в саду остаются аккуратными, не «расплываются» под действием осадков – дождя, снега, града. Домочадцы по-прежнему могут беспрепятственно перемещаться по своему участку, не испытывая неудобств, не пачкаясь. Это говорит о несомненной полезности грамотно подобранных бордюров.

Садовые бордюры привлекательны не только своей функциональностью, но и простотой самостоятельного изготовления. Сделать своими руками эти вещи не составляет труда даже для тех людей, которые раньше ничем подобным не занимались. Сегодня многие садоводы решают не покупать готовые, а устанавливать на своих участках самодельные бордюры подходящего дизайна.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий