Плюсы и минусы отопления в гараже на тосоле
Использование тосола для обогрева гаража объясняется наличием следующих положительных моментов его применения:
Нет опасности размораживания батарей при сильных морозах. В отличие от обычной воды тосол имеет более низкий уровень кристаллизации, он способен противостоять показателям от -20-40 °C, все зависит от марки жидкости. Даже если он и окажется в состоянии желеобразной субстанции, то этот момент никак не ухудшит его рабочие качества. После нагрева состав снова перейдет в жидкую форму.
Возможность использования в высокотемпературных контурах. Это становится реальным благодаря высокой температуре кипения – 110-125 °C
Но здесь есть один момент: выбирая температурный режим, стоит брать во внимание его медленный нагрев.
Среди минусов тосола отмечают:
- Повышенную степень вязкости. Чтобы прокачать тосол по трубам, необходимо воспользоваться дополнительной мощностью. Вместо циркулярного насоса потребуется установка более мощного.
- Низкий уровень теплоемкости, если сравнивать с водой, то на 1-1,5% меньше. Добиться сбалансированности помогут дополнительно установленные секции радиатора, теплообменники.
- Необходимость в качественной герметизации всех соединений. Если проигнорировать этот момент, то велика вероятность протечки тосола. Вместо резиновых прокладок эффективнее применять паронитовые.
- Потребность в полной замене тосола на новый. Всего срок эксплуатации антифриза составляет 5 лет, после этого его рабочие качества утрачиваются.
- Образование белых хлопьев. Такое явление может наблюдаться в период застаивания, что чревато порчей отопительной системы.
- Ядовитость. Чтобы исключить вред для здоровья человека и окружающей среды, необходимо позаботиться о герметичности системы отопления, исключить любые утечки, поскольку тосол в отличие от воды способен просочиться даже через малую трещину.
Во избежание неприятных последствий тосол не следует заливать в двухконтурный котел, иначе он запросто окажется в контуре ГВС
Твердое топливо в качестве источника дешевой энергии
Это без сомнения самое экономное отопление гаража. Доступность и дешевизна дров и угля не оставляет никаких шансов газу и электричеству по параметрам экономичности. К тому же, в качестве источника топлива для твердотопливных агрегатов можно использовать любые сухие растительные остатки, отходы производства, а также горючие бытовые отходы.
Вторым несомненным преимуществом данного способа является его полная независимость от наличия энергетических сетей и магистралей.
Твердотопливная печь — Фото 08
Несомненным плюсом является и возможность сделать отопление гаража своими руками, часто применяя при этом подручные материалы вроде металлических бочек, обрезков листового металла, арматуры, уголков и т. д.
Все же не будем умалчивать и о негативных моментах, присутствующих при использовании твердого топлива:
- высокая пожароопасность данного способа;
- из-за наличия открытого пламени хранить в помещении легковоспламенимые и горючие вещества очень опасно;
- необходимость постоянного поддержания процесса горения и частое обслуживание отопительных агрегатов;
- низкая экологичность.
В наши дни печка для гаража, работающая на дровах – это не только привычная всем, часто самодельная «буржуйка» или печь, сложенная из кирпича. Существуют и довольно экономичные печи длительного горения типа «Стропува», самодельный вариант которой под названием «Бубафоня» разработал умелец из Колымы Афанасий Бубякин, а также высокотехнологичные пиролизные агрегаты, обеспечивающие работу водяной отопительной системы.
Самодельная буржуйка для отопления гаража — Фото 09
Печь длительного горения типа ‘Стропува’ — Фото 10
Не забываем о нормах пожарной безопасности
Все типы оборудования, которые устанавливаются в гаражах, являются пожароопасными и поэтому требуют повышенного внимания как на стадии монтажа, так и в процессе дальнейшей эксплуатации. При этом первоочередной задачей является тепловая защита поверхностей, находящихся рядом с тепловым прибором. В месте вывода дымовой трубы сквозь стену или потолок делают специальную гильзу из минеральной ваты, а находящиеся рядом гипсокартонные и деревянные поверхности ограждают листами металла.
Следует учитывать и другие рекомендации:
- При использовании агрегатов с открытым огнем нельзя закрывать поддувало до того, как топливо сгорит полностью.
- Запрещается хранить легковоспламеняющиеся вещества и проедметы рядом с оборудованием, которое используется для обогрева.
- Необходимо запастись средствами пожаротушения.
- В случае постройки гаража рядом с жилыми зданиями, необходимо установить противопожарную сигнализацию.
- Баллоны с газом следует хранить только выше уровня пола.
- Выключать отопительные агрегаты на ночь.
К сожалению, нередки пожары, к которым привело неправильно устроенное отопление гаража. Видео таких ситуаций появляются в сети довольно часто. Поэтому следует подходить к вопросу противопожарной безопасности наиболее ответственно. Это сможет уберечь от огня вас и ваше имущество.
Повышение эффективности и безопасность
Некоторые пугают пожароопасностью данного девайса, тем более при его запуске дистанционно, когда визуально не видно, как он себя фактически ведет. Однако защита у этого “фена” выполнена на профессиональном уровне и за счет кодов ошибок, печка просто не запустится, если что-то пойдет не так.
Для повышения теплоэффективности отдельные пользователи советуют пускать теплый воздух от агрегата по низу в пластиковых канализационных трубах. При чем эти трубы развести по периметру всего гаража и в нескольких местах вырезать отверстия, через которые будет выходить тепло.
Сама труба также прогреется и будет работать как батарея. Идея хорошая, однако такой пластик не теплостойкий и будет выделять всякую дрянь. Поэтому не удивляйтесь, если со временем подхватите какую-нибудь болячку.
Самый главный вопрос, как быстро и до какой температуры эта дизельная автономная печь способна прогреть стандартный гараж 4*6м. Здесь конечно многое зависит от степени теплоизоляции.
Но как показали реальные испытания этого девайса, даже для плохо утепленного помещения, с щелями в воротах толщиной с палец, такой отопитель способен всего за 1 час нагнать в гараже температуру с 0 до +15С.
Вот вам видеоподтверждение.
Ну а те, кто еще сомневается в надежности и безопасности этого китайского чуда, могут посмотреть видео ниже. В нем специалист ремонтник, профессионально занимающийся именно подобными автономками, провел настоящий краш-тест аналогичной китайской вебасты.
Что с ней только не делалось – перекрывалась подача воздуха и топлива, закупоривалась обратка, ставился неподходящий топливонасос, подавалось пониженное и повышенное напряжение. В общем испытывали ее и в хвост и в гриву.
Как себя при этом вел отопитель, и что с ним в итоге произошло, смотрите своими глазами и не говорите, что не видели.
Узнать текущую цену такого отопителя для гаража и заказать себе подобную модель у китайцев, можно отсюда.
Главные типы гаражного теплоснабжения
Выбор системы и типа теплоснабжения зависит от места размещения гаража. Если здание находится около дома или на месте, с подведенным газопроводом – в данном случае все просто, установив газовый водогрей можно провести провод труб и установить приборы с нагревательной функцией.
Если требуется оборудовать теплоснабжение в гаражном кооперативе, систему такого рода можно оборудовать при помощи:
- дорогая система с приборами которые работают от электричества или котлом;
- теплоснабжение от котла на газе, запитанного от баллонов. Это не очень недорогой способ, понадобится расходовать средства на заправку баллонов;
- применяя в качестве топлива дров или угля, попросит выделения площади в гараже для складирования топлива. Однако данная схема наиболее недорогая и имеется возможность выполнить печь с гидроконтуром своими силами, если есть умения в электросварке;
- дорогое универсальное средство для отапливания гаража – электро – дровяной отопительный котел. Данная схема доступна при обустраивании в нескольких боксах авторемонтных мастерских;
- самый недорогой и доступный способ для отопления водяного типа гаража – это рукодельная или промышленная печка, работающая на отработанном моторном масле. Такое горючее доступно, много места не занимает в гараже, а система заполненная антифризом не разморозится даже при существенных минусовых температурах.
Во всяком случае, если требуется выполнить водяная система отопления, заполнять систему лучше тосолом. О его позитивных и негативных сторонах, побеседуем в следующей главе.
Необходимо знать! В худшем случае, при очень невысокой, запредельной температуре, тосол преобразуется в желеобразную массу. Она легко преобразуется в жидкость при включении котла в работу.
Что нужно учитывать при выборе системы отопления гаража
Итак, если решение по отоплению гаража принято, то не стоит бросаться в магазин, чтобы купить тот или иной тип отопительного оборудования. От него не будет никакого смысла, если не учесть некоторые моменты, касающиеся самого помещения.
В первую очередь надо заняться утеплением постройки. Если это металлическое сооружение, то его придётся обложить кирпичом снаружи или проложить утеплителем изнутри, обшив сверху фанерой или плитами ОСП. Первый вариант лучше. При этом утеплять надо не только стены, но и крышу, и по возможности полы. Хотя с последними в эксплуатируемом гараже возникнут проблемы. Второе – надо устранить все возможные неплотности, особенно это касается ворот и окон. Потому что через них не только будет внутрь проходить холодный воздух, но и улетучиваться тёплый.
Утепление гаража изнутри
Второе, на что надо обратить внимание, начиная думать об отоплении, − это вентиляция. Многие скажут, что через неё тепло будет уходить на улицу, и будут правы
Но не забывайте, что внутри гаража хранятся различные смазочные материалы, иногда топливо, которые выделяют в помещение опасные для человека пары, а от них надо избавляться обязательно. К тому же если будет установлен котёл для гаража, работающий на твёрдом топливе или отработке, то какой бы он качественный ни был, как бы хорошо ни работал дымоход, угарные газы в небольшом количестве всё равно будут проникать в помещение, где начнут скапливаться. А это уже плохо.
Требования пожарной безопасности
Сам по себе автомобиль уже является объектом повышенной пожарной опасности. Поэтому когда ставится вопрос, как отопить гараж, необходимо придерживаться строго правил пожарной безопасности. А именно:
- Нельзя хранить в гараже топлива больше 20 литров, а масла − 5. Их хранение должно быть организовано в специальной таре с хорошо закрываемой крышкой. Сами канистры должны храниться в металлическом шкафу.
- Нельзя захламлять помещение старыми вещами, потому что именно они являются источниками поддержания огня.
Пожар в гараже – не редкость, соблюдайте правила и требования пожарной безопасности
- Нельзя заправлять машину внутри гаража, это делается только на улице.
- То же самое касается замены масла.
- Запрещено превращать постройку в моечную для чистки в бензине деталей и узлов автомобиля.
- Использованную ветошь надо сразу выбрасывать.
- Одежду хранят в шкафу или другом помещении.
- Никаких в гараже огневых работ.
- Нельзя разжигать в нём факелы, костры, паяльные лампы или газовые горелки.
- Курить тоже здесь строго запрещается.
- Использовать для отопления самодельные электроприборы нельзя.
- В гараже обязательно должен быть огнетушитель, его надо располагать на внутренней плоскости створок ворот. Рядом с постройкой нужно организовать ящик с песком, бочку с водой и несколько инструментов: лопаты, вёдра и топор.
Хранить топливо в больших количествах в гараже запрещено
Как видите, вопрос, как отопить гараж зимой своими руками, − это не только задача выбора технологии отопления и нагревательного прибора. Это целый комплекс требований от пожарников. Хотя именно эти правила касаются безопасного в гараже нахождения. Так что не стоит спорить с представителями пожарной безопасности, если они требуют от вас строго придерживаться этих норм.
Виды гаражного отопления
Главное перед тем, как приступить к изучению ассортимента предложений различных производителей – правильно определить, как лучше отопить гараж в зависимости от месторасположения постройки:
- Автономное отопление для гаража – оптимальный вариант, если постройка расположена вдали от жилого дома. Недостаток: для обустройства сооружения потребуется разрабатывать индивидуальную систему с учетом количества машин и размеров помещения.
- Общая система с жилым домом – идеальный вариант, если гараж расположен не далее 20-ти метров от жилья или является неотъемлемой частью основной постройки.
Автономное отопление для гаража
Следующий параметр, по которому все варианты обогрева гаража классифицируются на виды – принцип работы генераторов (источников) тепла, которые превращают любую полученную энергию в тепловую:
- Газ – источник тепла с известными преимуществами: дешевая стоимость, высокий КПД. Однако такая индивидуальная система отопления гаража потребует привлечения и оплату труда специалистов еще на этапе проектирования и исключает использование самодельных устройств (только заводское оборудование). Кроме того, чтобы расходы на обустройство гаража не стали катастрофой для семейного бюджета, необходимо построить гараж в месте, где есть доступ к централизованной линии подачи газа. К «минусам» газа, помимо ощутимых расходов на стоимость оборудования и услуг специалистов, относится свойство – взрывоопасность. Поэтому для гаража такой вид отопления не рекомендуется.
- Водяная система отопления отличается долговечностью и надежностью, ее также можно установить самостоятельно. Дополнительное преимущество – ремпригодность и простая замена радиаторов отопления своими руками: перекрыть радиатор, снять неисправную батарею и установить новый. Такой вид обогрева – универсальное решение для гаража и может использоваться как при общей, так и при индивидуальной системе отопления. Однако для отдельно стоящей постройки такое автономное отопление гаража потребует значительных расходов и усилий на рытье траншей, прокладку и теплоизоляцию трубопроводов, установку дополнительного насоса для прокачки воды (от котла до постройки). Поэтому такой вид обогрева рекомендуется в случае, если гараж расположен не дальше 50-ти метров от основной постройки. Альтернативный вариант – устройство автоматизированной котельной, что снизит риск зимних неполадок, но значительно увеличит бюджет.
- Воздушное отопление с использованием отопительных приборов – самый популярный способ отопить гараж. Преимущества и недостатки этого вида отопления во многом зависят от выбранного источника тепла (электричество, топливо), мощности прибора, хотя общими недостатками являются риск внезапной поломки, значительные эксплуатационные расходы (стоимость обогрева) и зависимость уровня комфорта в помещении от подачи электроэнергии.
- Отопление гаража дровами, углем и другими видами твердого топлива – недорогой и независимый от централизованного источника энергии вариант обустройства автодомика. Однако такой вид рекомендуется использовать только при наличии технических проблем (отсутствие/перебои с электричеством, водой, отсутствие газопровода), так как потребуется исключить хранение взрывоопасных веществ, что для гаража практически невозможно. Дополнительные «минусы» эконом-варианта отопления – необходимость систематической чистки котла и контроля за работой оборудования («буржуйки»).
- Отопление гаража отработкой с использованием специального перерабатывающего аппарата – простой и недорогой вид отопления. В качестве источника энергии используется отработанное машинное масло, которое очищено на специальной теплоустановке. Аппарат можно собрать своими руками по несложной схеме. Однако, хотя отопление на отработанном масле своими руками сделать легко, специалисты рекомендуют использовать этот вариант обустройства только тем, кто готов к частому ремонту оборудования, которое быстро выходит из строя из-за невозможности обеспечить одинаковый состав топлива.
О расходе топлива
Плита на солярке Перед началом сезона использования буржуйки, необходимо рассчитать примерные затраты топлива. Ориентировочная потребность в тепловой энергии для утепленного дома составляет 1 кВт на 10 квадратных метров. Исходя из практики, сгорание литра солярки дает в среднем 10 киловатт-часов тепловой энергии. Чтобы обогреть помещение в 100 квадратных метров в холодное время года придется каждый час сжигать не менее 1 литра топлива. Конечно же, все зависит от того, какой именно прибор используется – экономный котел на дизельном топливе или буржуйка. Например, котел половину времени может работать на полной мощности, а вторую половину – простаивать.
Выбор для гаража
При выборе наиболее подходящего обогревателя для гаража нужно руководствоваться в первую очередь условиями его эксплуатации. Общая характеристика обогревателя, подходящего для гаража, выглядит так: мощность более 2,8 кВт, наличие реостата для настройки теплоотдачи, высокая степень пожаробезопасности. Электрические устройства должны быть рассчитаны на подключении к сети с напряжением 220 В.
Впрочем, главным критерием выбора, как ни странно, зачастую является стоимость обогревателя и его экономичность. Большинство владельцев гаражей в первую очередь оценивают именно эти параметры, а уже потом, выбрав несколько моделей, соответствующих имеющимся финансовым возможностям, подробно изучают их технические характеристики.
Как организовать воздушный обогрев
Так чем обогревать гараж? Можно совместить любой вышеперечисленный метод с воздушным обогревом. Такое отопление гаража, сделанное своими руками – это самый экономный способ.
Установка печи на дровах и отработке
Чтобы за недорого зимой сделать обогреватель, просто следуйте инструкции:
Для начала понадобится самодельная буржуйка
Можно ее сделать или сварить самостоятельно – не важно. Для удобства, можно ориентироваться на чертеж.
Какого размера она должна быть? Для прогрева гаража в 20 метров понадобится площадь контакта с воздухом в 1 метр, при условии, если добавлять топливо каждые 4 часа.
Печь нужно установить на ее место и поставить обдув — любой вентилятор: осевой, бытовой, для вытяжки.
Установите дымоход и проведите трубу от него горизонтально по стене, а только после выведите на улицу.
Размещение электронагревателей
Из электронагревателей лучше обогреть гараж тепловыми пушками и вентиляторами. Они быстро разогревают воздух и не придется ждать час-два, чтобы в помещении стало комфортно.
Когда оборудование выбрано, нужно перейти к расчетам. В среднем на 1 кв.м необходимо 0,15 киловатта мощности. То есть необходимо просто умножить квадратуру гаража на этот коэффициент.
Прибор нужно поставить в неиспользуемом углу и направить так, чтобы конус действия покрывал рабочую зону. Отдельные участки стоит греть точечно. Например, чем лучше обогревать верстак? Над ним достаточно маленького ИК-обогревателя.