Составление правильного проекта
Прежде чем заняться обустройством подземного гаражного помещения, разрабатывают проект для определения расположения и оптимальных размеров автогаража.
Расположение
Сначала определяют, где будет находиться помещение для хранения транспортного средства. Опытные специалисты советуют размещать его в частном доме, на нижнем этаже, который углублен под землю. Такими подземными гаражами удобно пользоваться в летнее время, так как в них прохладная температура.
Размеры
При составлении проекта определяют размеры будущего гаражного помещения. Выделяют несколько факторов, которые учитывают при расчете габаритов сооружения. Главным из них является размер частного дома, под которым обустроен гараж.
Также надо учитывать количество машин, которые будут в нем храниться. Для хранения одного транспортного средства необходимо, чтобы длина составляла шесть метров, ширина равнялась четырем метрам, а высота — двум метрам.
Три основных принципа устройства погреба под гаражом
Фундамент гаража надо качественно изолировать от влаги снаружи и изнутри. Основная проблема – сезонный подъем грунтовых вод и влажность в подвале вследствие весенних и осенних паводков.
Картина, когда залит водой погреб и яма в гараже, каждую весну и осень, не редкость.
Второе важное требование – качественная вентиляция погреба. При отсутствии доступа свежего воздуха продукты быстро покрываются плесенью
Но это не один минус. Высокая влажность вызывает быструю коррозию металла, поэтому хранить автомобиль в гараже с сырым подвалом просто опасно.
Вентиляция может быть как естественная – приток воздуха обеспечивается правильно установленной системой труб или принудительная — установка вентилятора, если нет возможности вывести трубы при ремонте или переоборудовании гаража.
Третье требование – стены и потолок погреба или подвала в гараже нужно утеплить. Это обеспечит плюсовую температуру в холода и исключит появление конденсата на стенах летом.
Вентиляция подвалов: как правильно сделать?
Вытяжка в погребе базируется на естественной и принудительной циркуляции воздуха. Правильное устройство вентиляции в погребе позволит вам избежать сырости в подвале и гараже.
Обустройство естественной вентиляции подвала (погреба).
Возле потолка монтируют вытяжную трубу, конец которой расположен выше уровня крыши гаража на 0,3-0,5 м. По ней нагретый воздух выходит наружу. Внизу погреба (на 5-10 см от линии пола) устанавливается приточная труба, выходящая наружу (высота 0,25-0,30 м), защищенная металлической сеткой (от насекомых и вредителей). Концы труб накрыты мини-крышами. Внутри имеются створки для регулировки уровня циркуляции воздуха.
Естественная вентиляция подвала не требует больших затрат (весь расходный материал выйдет на 20-40$), но имеет серьезный недостаток: воздушный обмен прекратится в случае одинаковой или большей температуры воздуха на улице.
Обустройство принудительной вентиляции подвала.
Чтобы вытяжка в подвале была постоянной и не зависела от погодных условий, совершенствуется вытяжная труба. В ее полость вставляют электрический вентилятор, который создает воздушный вихрь. Выгоняя воздух из помещения, он обеспечивает его свежий приток через верхнюю вентиляционную трубу.
Вентиляция погреба в гараже принудительным методом обеспечивает постоянный воздухообмен в летний период, когда естественный метод неэффективен.
Существует еще один способ обеспечить погреб идеальными условиями хранения продуктов – полностью механизированная вентиляция подвала. За приток и вытяжку воздуха в помещении отвечает моноблок (или модульная система), который управляется программным обеспечением. Но цена установки – от 1000$ и выше.
Какие основные требования предъявляются к конструкции
При строительстве помещений такого типа необходимо придерживаться технологии и четко знать на, что нужно обращать внимание, иначе можно получить подвал абсолютно не пригодным к эксплуатации. В этом случае необходимо:
В этом случае необходимо:
- Исключить его подтопление. Для этого определяется на какой глубине находятся грунтовые воды, на сколько они поднимаются в период таяния снега и дождей.
- По полученным сведениям, выбирается глубина гаражного подвала и качественная гидроизоляция для него.
- Для улучшения гидроизоляции возможно придется часть воды отводить с помощью дренажной системы, что требует обязательной предварительной разведки грунта, а лишь после этого составление сметы и строительство.
Сырость в подвале
Гараж в цоколе: каким он должен быть
Проекты, которые предполагают на цокольном этаже наличие гаража, включают особую технологию с несколькими главными параметрами, определяющими то, каким с технологической точки зрения должен быть гараж.
Правильно оборудованный гараж имеет:
- Вентиляцию / вытяжку;
- Пожаробезопасную дверь;
- Внутреннюю отопительную систему.
Вентиляция необходима для очистки помещения от выхлопных газов, а также от паров горючего, если оно будет там находиться
Важно помнить, что отделку гаража внутри следует производить из устойчивых к огню и нагреванию материалов. Дверь должна быть не только противопожарной, но и плотно закрывающейся
3D планировка цокольного этажа с гаражом и котельной
Очень важное условие безопасности — проекты домов должны предусматривать коридор / тамбур между жилым помещением и гаражом на цокольном этаже. Это необходимо для того, чтобы обезопасить людей от выхлопов и паров бензина, а также специфических запахов
Гаражные ворота
В том случае, если проект предусматривает гараж непосредственно в доме, важно не забыть о том, что выездные ворота являются такой же необходимой его частью, как если бы он находился в обычном помещении. Сегодня можно приобрести следующие виды гаражных ворот:
- наборные;
- секционные;
- щитовые.
Наборные ворота изготовлены из специального металлического полого каркаса, секции составляются из сэндвич-панелей, щитовые же производятся из различных материалов, среди которых металл, дерево и даже пластик.
Смонтированные ворота в цокольном гараже
Гаражные ворота для дома имеют различный способ открывания / закрывания:
- распашные;
- щиты;
- раскатные;
- закатные;
- роллетные.
Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки. Способ открывания должен подбираться специалистом, исходя из имеющегося проекта застройки, а также с учетом пожелания владельца цокольного гаража.
Варианты конструкций
Если вы планируете построить гараж с подвалом или оборудовать подвал в уже существующем, то заранее определитесь, какое именно сооружение вам подойдет. Все зависит от поставленной задачи, а также от уровня грунтовых вод на участке. Чтобы избежать подтопления, пол подземной части должен находиться минимум на 0,5 м выше обводненного горизонта.
Наиболее популярны такие варианты:
- Приямок — небольшое углубление, дно которого находится примерно на метр ниже уровня пола в гараже. Стены приямка выкладываются шлакоблоком или кирпичом, а сверху конструкция перекрывается, для доступа внутрь служит люк.
- Полузаглубленный погреб — глубиной около 1,5 м. Чаще всего такие погреба представляют собой расширенную и обустроенную смотровую яму. По бокам ямы вынимается грунт и устанавливаются стеллажи для хранения продуктов.
- Заглубленная конструкция — полноценный подвал под гаражом глубиной до 2,5 – 3 м. Это наиболее трудоемкий вариант, который позволяет получить максимально просторное помещение.
Выполнение работы
Строительство погреба в гараже своими руками начинается с правильного определения его габаритов.
Перед тем как построить погреб в гараже, в первую очередь следует вспомнить рекомендуемые размеры: глубина должна быть от 1,7 до 1,9 метра, ширина от 2-х до 2,5 метра (подробнее Размеры погреба: какие бывают). Даже если позволяет площадь, не делайте погреб очень широкий.
После этого необходимо определиться с видом помещения и составить его план:
Очень важно воспроизвести четкий и правильный чертеж, это позволит рассчитать расход материалов
Используя такой метод, появляется возможность сэкономить, но при этом очень важно соблюдать условия: высота пола должна превышать 0,3 метра отметки ленточного фундамента. Такой вариант проекта можно применять, только если вы точно уверены, что работа с основанием гаража не нанесет вред самому сооружению.
В плане работ обязательно необходимо предусмотреть гидроизоляцию помещения погреба, а также обустройство его систем вентиляции
Вопрос с обустройством гаражного погреба можно решить несколькими способами, но все-таки самым практичным остается оборудование. Входя через люк (см. также Потайной люк в подвал: какой лучше), применяют обычную металлическую лестницу.
Если гараж достаточно просторный, можно соорудить ступеньки из бетона.
Выполнить проект и осуществить строительные работы невозможно без таких важных требований:
- К работе следует приступать только в том случае, если вы уверенны, что сможете выкопать глубокую яму от 2-х до 3-х метров в городских условиях, так как на глубине расположены многочисленные инженерные коммуникации.
- Обязательно исследуйте уровень подземных вод.
Следует знать, что строить заглубленный погреб в готовом гараже не совсем правильно. Но если решение окончательное, требуется учесть меры защиты от подмывания подземных вод.
Даже никакие современные методы не смогут решить проблему по устранению источника подтопления готового погреба, лучше всего предупредить ситуацию на начальном этапе строительства, для этого изготовляют круговую дренажную систему.
Подбираем материал
В настоящее время современный строительный рынок предоставляет большое разнообразие материалов для возведения стен погреба. Как правило, выбор зависит от стоимости, так как большинство людей, хотят соорудить погреб с небольшими финансовыми затратами.
Итак:
- Хорошим не дорогим вариантом считаются дикий камень и монолитный бетон. В случае использования красного кирпича для строительства стен в погребе, он должен быть качественно обожженный.
Специалисты не рекомендуют в таких целях применять шлакобетон и силикатные кирпичи. Заливать фундамент используют бетон М 100 или бетон, приготовленный по стандартной инструкции: цемент М 400, песок, щебенка. - Цементно-песчаный раствор также применяют для стяжки пола и оштукатуривания внутренних стен.
- Для сборки опалубки применяют цельные доски. Экономным вариантом гидроизоляции считается укладка слоев рубероида на расплавленную смолу.
Варианты конструкций
Если вы планируете построить гараж с подвалом или оборудовать подвал в уже существующем, то заранее определитесь, какое именно сооружение вам подойдет. Все зависит от поставленной задачи, а также от уровня грунтовых вод на участке. Чтобы избежать подтопления, пол подземной части должен находиться минимум на 0,5 м выше обводненного горизонта.
Наиболее популярны такие варианты:
- Приямок — небольшое углубление, дно которого находится примерно на метр ниже уровня пола в гараже. Стены приямка выкладываются шлакоблоком или кирпичом, а сверху конструкция перекрывается, для доступа внутрь служит люк.
- Полузаглубленный погреб — глубиной около 1,5 м. Чаще всего такие погреба представляют собой расширенную и обустроенную смотровую яму. По бокам ямы вынимается грунт и устанавливаются стеллажи для хранения продуктов.
- Заглубленная конструкция — полноценный подвал под гаражом глубиной до 2,5 – 3 м. Это наиболее трудоемкий вариант, который позволяет получить максимально просторное помещение.
Как сделать гидроизоляцию?
Фундамент любого сооружения требует надежной защиты от воды. Гидроизоляция подвалов и гаражей – важный этап строительства, от качества которого зависит их дальнейшая судьба.
Если уровень грунтовых вод высок, то следует обязательно организовать круговую дренажную систему. Кроме того, с внешней стороны фундамент оштукатуривают и защищают двойным слоем рубероида. Внутренние стены погреба тоже обрабатывают цементным раствором и дважды обмазывают битумной смазкой. Более дорогой вариант – проникающая гидроизоляция.
Вокруг фундамента по внешнему периметру гаража траншею засыпают смесью грунта, песка и камней (осколков кирпичей).
Как обустроить стены погреба?
Обустройство пола
Первым делом необходимо хорошенько выровнять и утрамбовать дно в котловане. Его уровень должен быть на несколько десятков сантиметров ниже уровня будущего пола. На дно обязательно должна быть уложена песчаная подушка толщиной в 20-25 см. Песок укладывается послойно, каждый слой утрамбовывается и при необходимости смешивается с водой. При желании, укрепить дно погреба можно с помощью слоя гравия, который также укладывается толщиной в 20-30 см и хорошо утрамбовывается подручными материалами.
Бетонный пол.
Сделать пол в погребе можно бетонным, глиняным или грунтовым. При устройстве бетонного пола рекомендуется использовать арматуру, которая позволит сделать основание максимально крепким и не подверженным различным воздействиям (например, смещению грунта). Это достаточно сложный, трудоемкий и затратный процесс, однако в итоге получается самый эффективный результат. После заливки бетона его нужно высушить.
Глиняный пол является самым экологичным и вполне доступным, если вопрос денег вы ставите на первое место. Укладка глиняного пола для погреба своими руками происходит в два слоя: сначала основание заполняется толстым слоем глины, после чего на него стелется гидроизоляционный материал (обычно используется рубероид), затем укладывается второй глиняный слой. Если вы выбрали вариант глиняным полом, все слои нужно полностью высушить перед устройством чистового дощатого пола.
Проблемы с просадкой грунта
Если возле погреба, подвала образуются пустоты, осыпается земля, это явные признаки просадок. Развиться они могут по разным причинам:
- Изначально слабые грунты, которые при малейшем обводнении, после смены сезона, становятся неустойчивыми. В данном случае суть заключается в неправильной оценке геологической обстановки до начала строительства, что и привело к ошибке в выборе фундамента либо отказу от него вообще.
- Существование поблизости коммуникаций (водопроводов, ливнестоков, канализации), естественных образований – оврагов, водоемов, что может стать первоисточником размывания грунта под погребом, образования пустот.
- Внешние воздействия, в том числе и неудачный выбор места строительства (возле железной дороги, над метро и так далее).
Решаются перечисленные ситуации по-разному. Можно аккуратно подкопать землю вокруг сооружения и залить туда бетон, образующий опорную подушку, или выложить площадки из кирпича, камня, а также создать специальную шпунтовую стенку для укрепления грунта.
В самом крайнем случае, если ничего сделать нельзя, экономически целесообразнее будет построить новый погреб (даже в другом месте) с соблюдением всех требований. Просадка – одна из самых серьезных проблем, избавиться от нее не так-то и легко, а зачастую еще и очень дорого.
Часто выправить положение помогает восстановление либо устройство отмостки вокруг здания – специальной площадки, не допускающей замачивание грунта непосредственно в зоне расположения фундамента.
Возведение фундамента
При строительстве фундамента первым делом надо выкапывать котлован. Инструкция очень проста:
Как только достигнута необходимая глубина, дно нужно утрамбовать и выровнять. Укладывается слой в 3 сантиметра из щебня, заливается бетоном. Суммарная толщина слоя должна быть около 8 сантиметров.
Как только бетон наберет необходимую твердость, делают гидроизоляцию. Выкладываются 2 слоя рубероида, их проливают расплавленной смолистой мастикой
Важно, чтобы края слой выходили на 15 сантиметров за границы стен. Делают опалубку и заливают бетоном;
Чтобы не было подтоплений, важно сделать дренажную систему.
Возведение стен
Как сделать погреб своими руками, чтобы его стены были надежными и долго прослужили? Способ кладки сильно различается от выбранного материала.
Кирпичная кладка применяется упрощенной
Важно соблюсти вертикальность стены, а также тщательно затирать все швы и стыки. Окончательная отделка проводится побелкой или известью;
Если стены сделаны монолитно из бетона, то необходимо делать качественную опалубку для заливки раствором
Из ровных и прочных досок сбивают щиты для стен, по периметру вбивают столы из металла, к которым фиксируют опалубку и заливают бетоном.
Последовательность выполнения работ
Строительство — проект гаража с погребом и смотровой ямой начинают с планирования его размеров. Первоначально следует учесть рекомендуемые типовые параметры – глубину до 1,9 метров, ширину до 2,5 метров. Даже если позволяет пространство, не рекомендуются иные размеры погреба. Как только габариты определены, нужно составить вид помещения и начертить его план.
- Чертеж должен быть правильным и четким, поскольку по нему будет производиться расчет материалов при покупке. Специалисты рекомендуют строить погреб под гаражом, выдерживая от стен около полуметра. Это обеспечит хорошую гидроизоляцию по бокам, особенно когда стенами выступает ленточный фундамент;
- При таком способе обустройства можно сэкономить, не нарушая требований по высоте пола — выше на 0,3 м линии фундамента. Вариант вполне применим, если есть уверенность, что строительные работы не повредят фундамент;
- Составленный план работ непременно должен предусматривать гидроизоляционные работы и монтаж системы вентиляции. Для входа через люк делают металлическую лестницу, а если гаражная площадь позволяет, можно сделать спуск для подвалов из бетонных ступеней.
Требования к выбору места при обустройстве хранилища
Если помещение будет находиться под гаражным помещением, то проекты гаражей с подполом выполняют по определенным правилам, обустраивая их пошагово с учетом требований:
Работы начинаются, только если есть уверенность, что яма, которую выроете, на 2-3 метра может быть сделана без повреждения коммуникационных труб и систем;
Перед тем как сделать погреб в гараже своими руками, важно исследовать уровень прохождения грунтовых вод. По сути, заниматься строительством заглубленного помещения под гаражом нельзя, но если уже принято решение, то нужно сделать качественную защиту от размывания подземными водами основания
Для надёжности стоит оборудовать кольцевую дренажную систему.
Выбор материала
Современное производство предлагает большое разнообразие материалов для строительства. Выбор обусловлен размером сметы на обустройство, а также личными предпочтениями владельца
Если все же нужно сделать хранилище как можно скорее, особое внимание следует уделить железобетонным плитам
- Недорогим и качественным материалом можно считать монолитный бетон и дикий камень. Если применяется красный кирпич, нужно удостовериться, что он качественно обожжен. Специалисты предостерегают применять шлакоблоки или силикатный кирпич. Для заливки фундамента применяют бетон марки М 100, ил цемент М400 в смеси с щебнем, песком и водой. Как правильно смешать раствор стоит изучить дополнительно;
- Смесь песка с цементом также применяют для напольно стяжки, а также для штукатурки стен внутри помещения;
- Опалубка собирается исключительно из цельных досок, причем экономнее будет класть рубероид слоями на расплавленную мастику в качестве гидроизоляции.
Овощная яма
Часто в интернете можно встретить иное название для хранилища под гаражом – овощная яма в гараже. Это народное название погреба (подвала) возникло из-за миниатюрных размеров запасника. Мини-проект можно реализовать для уже построенного гаража, хозяин которого не против расширить его функции. Обустройство классического погреба (подвала) в уже готовом сооружении нецелесообразно.
Строительство овощной ямы в гараже аналогично постройке смотровой ямы. Главным отличием является забота о должном утеплении верхней стены (она стационарная). Отдельная вентиляция подвала – обязательное условие, поскольку разница температур между нижним и верхним помещением приведет к появлению в ней сырости и конденсата. Периодическое просушивание с помощью вентилятора не спасет от сырости.
Некоторые автолюбители решают проблему мини-запасника примитивным способом: вкапывают в землю железную бочку (цистерну). Такое временное убежище подойдет лишь для слабонасыщенных водой почв. В ином случае водный напор выдавит сооружение наверх.
Плюсы и минусы помещения под домом
Как и все разновидности гаражей, цокольные конструкции имеют свои достоинства и недостатки. Необходимо заранее с ними ознакомиться, чтобы понять, стоит ли под домом строить гараж в цоколе.
К преимуществам построек цокольного типа относят следующее:
- Компактность. Здание, у которого гараж находится под землей, выглядит намного компактнее, так как около него нет пристроек.
- Экономия места. Автогараж, находящийся на нижнем этаже, способствует экономии свободного пространства на приусадебном участке. Поэтому подземные помещения пользуются популярностью среди владельцев дачных участков с небольшой площадью.
- Защищенность от холода. Многие считают, что цокольные строения наиболее холодные, но это не так. Их основание располагается намного ниже места промерзания почвы, и поэтому помещения защищены от холода и температурных перепадов.
Есть у этих зданий и несколько недостатков, с которыми должен ознакомиться каждый человек перед обустройством гаражей под домом. К ним относят:
- Сложность проведения строительных работ. Самостоятельно построить подземный автогараж непросто, так как для его создания придется вырыть глубокий котлован.
- Высокий уровень влажности. Серьезной проблемой и главным недостатком является сырость. Чтобы от нее избавиться, придется провести работы по гидроизоляции с использованием качественного стройматериала.
Внутреннее оборудование подвала под гаражом
Схема утепления подвала в гараже.
Внутреннее обустройство погреба начинается с установки несущей лестницы. Лестница может состоять из 1 или 2 маршей. Одна доска марша должна быть присоединена к боковой стене погреба, другая опирается на деревянный или бетонный столб.
К доскам прикрепляются ступеньки. Расстояние между ними должно равняться 20 см. По желанию можете приделать перила. Для вентиляции подвал необходимо оборудовать вентиляционной трубой или небольшим окном.
Возле стены в гаражном подвале установите стеллаж из досок. Расстояние между полками подбирайте в соответствии с размерами емкостей, в которых будут храниться продукты, инструменты и прочие принадлежности. На верхней части стеллажа можно хранить различные крупные вещи (велосипеды, санки и т.д.).
Особенности цокольного гаража
Расположение гаражных помещений в цокольном этаже дома является распространенным методом совмещения технической и жилой части жилплощади. Многие выбирают такой метод обустройства гаражей, так как при его использовании не придется тратить много времени на сооружение прочного фундамента и проведение земляных работ. Также размещение автогаража внутри способствует оптимальному использованию свободного внутреннего пространства.
Выделяют два типа цокольных конструкций, с особенностями которых надо заранее ознакомиться:
- Вертикальный. Такие автогаражи находятся в подвале, расположенном под жилыми этажами здания. Опытные строители советуют их возводить на склонах и других участках с неравномерной высотой грунта. При размещении гаражей в подвальной части дома придется делать надежную гидроизоляцию для защиты от сырости.
- Комбинированный. Люди, у которых нет подвала под домом, выбирают комбинированный тип автогаражей. Их сооружают на одном уровне с жилой постройкой и не углубляют под землю. Чаще всего комбинированные гаражные сооружения строят владельцы многоэтажных частных домов.
Обустройство подвала в гараже
Все ремонтные работы начинают с грамотной разметки и планировки. После чего определяют используемые материалы. Рекомендуется не экономить на материалах, чем они будут качественнее, тем прочнее и долговечнее будет помещение.
Этапы выполнения работ
- Убедиться, что есть техническая возможность, узнать как сделать яму глубиной в 2-3 м. Проблемой может стать проведение коммуникаций на этом расстоянии;
- Изучить грунт, его качественные характеристики и уровень залегания воды;
- Принять решение о выбранной технологии обустройства подвала в гараже и приступить к строительству.
Выбор материалов
Возведение стен в подполье можно производить из разных материалов:
- Использование железобетонных плит может существенно ускорить строительные работы, но закупка материалов обойдется довольно дорого. Лучше выбрать альтернативу из монолитного бетона и натурального камня. Используемый традиционно красный кирпич для стен лучше брать повышенного качества, которое достигается при хорошем обжиге. Шлакобетон или силикатные виды кирпича не подходят;
- Фундамент заливают бутоном марки М100, или песчано-цементной смеси марки М400;
- Бетонирование делают в опалубку, которую собирают из цельных досок. Самым простым способом защиты от воды является рубероид в несколько слоев поверх горячего битума.
Создание фундамента
Перед началом работ необходимо нанести разметку. Если сделать её некачественно, то при монтаже перекрытия панелями они могут не сойтись друг с другом.
- Необходимо вырыть глубокий котлован;
- Дно ямы тщательно утрамбовывают;
- Поверхность засыпают 3х-сантиметровым слоем щебня и гравия, заливают бетоном на 7 см;
- Как только бетонная стяжка застынет, делают гидроизоляцию подвала. В этих целях используют несколько слоев рубероида, проклеенных между собой горячим битумом;
- Материал для защиты от воды укладывают так, чтобы концы изоляции выходили наружу на 10-15 см;
- Делают опалубку и заливается раствор.
Кладка стен
В зависимости от выбора материала, кладка стены может различаться. Если основной материал выбран кирпич, то кладку делают с учетом следующих нюансов:
- Швы в кладке затирают тщательно, как снаружи, так и изнутри;
- Во избежание образования плесени в подвале все стены пропитывают раствором извести;
- Чтобы упростить возведение стен, их заливают монолитно раствором бетона. Для этого делают опалубку из прочных досок;
- По периметру помещения вбивают металлические прутья, к которым прикрепляют опалубку. Это укрепит возводимую конструкцию.
Устройство потолка гаражного погреба
Перед тем как перекрыть подвал гаража, необходимо учесть особенности этого этапа:
- Проще всего перекрыть подвал сборкой плит из железобетона, в одной из них делают люк;
- На цоколе постройки вымеряют уровень перекрытия и монтаж делают по нему;
- Все плиты необходимо пропитать смолой, а затем провести теплоизоляцию стекловатой или опилочно-цементную смесь;
- Утеплитель кладут толщиной не менее 15-20 см;
- Делают финишную отделку шифером или вагонкой. Если требуется ещё один слой утеплителя, то потолок штукатурят.