Капитальный ремонт гаража
Капитальный ремонт рекомендуют делать раз в пять лет, но обычно в гаражный раздел FORUMHOUSE c темой «посоветуйте, с чего начать» приходят люди, только что купившие кирпичный гараж, а вместе с ним – целую гору проблем и вопросов, которые без основательной реконструкции постройки не разрешить. Совет они получают универсальный:
Для начала показываете ваш гараж подробнее и описываете ваши планы. Какой планируете бюджет? Какую планируете отделку?
Капитальный ремонт в гараже начинается с его осмотра: нужно оценить масштаб бедствия и составить план работ, понять, в каком состоянии:
- Фундамент;
- Смотровая яма (или подвал, или погреб);
- Пол: могут понадобиться новая стяжка и напольное покрытие;
- Стены: выяснить, нужна ли новая отделка;
- Гаражные ворота – если они покрылись ржавчиной, понять, нужна полная замена или хватит точечного ремонта;
- Кровля.
Самый бюджетный вариант — как сделано в стандартных боксах. Положить поперек железные трубы 70-ку, а на них настелить шифер, или ондулин, или металлический профнастил. Если нет сварки, чтобы приварить шиферные гвозди к этим трубам, можно обойтись железной проволокой.
Вот эта бюджетная гаражная кровля на фотографии ниже служит без протечек уже несколько лет.
Составление плана обустройства гаража
Важным моментом обустройства гаража своими руками является достижение сухости и теплоты внутри помещения
Это важно с той точки зрения, что в сильные морозы транспорт не должен существенно промерзать. Поэтому в некоторых случаях не помешает предусмотреть систему обогрева
Также следует позаботиться о хорошей защите от стороннего проникновения в помещение.
Очень важно помнить, что максимально простой и удобный доступ к оборудованию и инструментам может улучшить комфортность и скорость обслуживания автомобиля. Поэтому необходимо серьезно подойти к планированию внутреннего пространства гаража, размещения полок, верстаков
Чтобы составить схему требуется нарисовать план конструкции гаража. Эскиз надо делать в проекции длины, ширины и высоты. Также следует задуматься о типе ворот. Они должны иметь подходящий для конкретного сооружения способ открывания. При выборе ворот надо учитывать занимаемое пространство во время открывания и закрывания
Очень важно снизить до минимума вероятность повреждения автомобиля при эксплуатации ворот
Во время планирования следует делать расчет на максимально удобное расположение транспорта внутри гаража. Здесь нужно учесть пространство для доступа ко всем частям автомобиля, его обслуживания. Необходимо обеспечить проход вокруг машины. Для удобного открывания дверей расстояние до стены должно быть не менее 50 см. Чтобы сделать ремонт транспорта более комфортным сооружается смотровая яма.
Обустройство гаража своими руками также подразумевает установку в помещении различных полок, стеллажей, рабочего стола, верстака, мойки и шкафа для хранения оборудования и инструментов. В случае если гараж небольших размеров, то лучше соорудить подвесные полки и крючки для вещей. Рекомендуется сделать расчет по высоте расположения подвесных элементов. Это нужно для того, чтобы обезопасить автолюбителя и сам автомобиль от случайного падения какого-либо предмета.
Уже во время планирования нужно начать выбирать отделочные материалы. Также, чтобы гараж был теплым, требуется подобрать хороший утеплитель. Для обеспечения красивого помещения следует тщательно продумать будущий дизайн гаража. Если отделка гаража своими руками будет сделана правильно, то уход за помещением будет удобным и вся конструкция прослужит долго, не требуя капитального ремонта.
Утепление гаража
Чтобы машина и различные транспортные средства, смеси, присадки не замерзали в зимний период, помещение следует утеплить. Сделать это можно с помощью пенопласта или стекловаты. Каким материалом провести утепление, зависит только от пожеланий и возможностей хозяина, но следует учитывать, что пенопластик:
- благоприятная среда обитания мышей и крыс;
- пожароопасный материал;
- недолговечен по сравнению со стекловатой.
Минеральная вата, в свою очередь:
- впитывает влагу, что может привести к образованию грибка и плесени;
- стоит дороже, чем пенопласт;
- отличается трудоемким монтажом.
Толщина материала для утепления выбирается в зависимости от толщины и качества стен конструкции. В среднем она не должна быть не меньше 3 см.
Для монтажа минеральной ваты своими руками необходимо сделать отсеки. Для этого применяются металлические профили, деревянные брусья (они предварительно обрабатываются влагоустойчивым герметиком). Ширина каждого отсека чуть уже ширины стекловаты. Такие же отсеки делаются и на потолке. Укладка материала не требует каких-либо навыков или умений, единственное, что монтаж данного материала следует проводить, защищая кожные покровы. Чтобы на установленную минвату не попадал воздух и влага, сверху она прикрывается изоляционным материалом, например полиэтиленом.
В том случае, если гараж решено , следует знать об особенностях его крепления: капитальные, кирпичные, шлакоблочные, бетонные гаражи утепляются пенопластом с помощью пластиковых зонтиков; некапитальные постройки (из металла) утепляются с помощью отсеков.
Следующий этап ремонта гаража — это обшивка стен. Ее проводят деревянными вагонками, пластиком или листами ДСП.
Не нужно забывать о том, что такой материал, как ДСП отличается неустойчивостью к влаге, поэтому он быстро теряет свои свойства и деформируется. Выбирая между пластиком и вагонками, лучше остановить свой выбор на последнем варианте. Единственный недостаток — это высокая цена материала. Пластик не такой дорогой, но его теплосохраняющие свойства намного хуже. Кроме этого, в гаражах, обшитых пластиком, нередко возникает парниковый эффект. Предпочтительнее использовать, конечно, вагонку, но если денежный лимит ограничен, тогда применяется пластик, в таком случае в помещении обязательно делается вентиляция.
Крепить деревянные вагонки нужно рейками. Для этого используются небольшие гвозди без шляпок. Для крепления пластика лучше применить специальный строительный степлер.
Выбор покрытия для пола
К напольному покрытию в гаражном помещении предъявляют повышенные требования. От его качества зависит удобство постановки автомобиля, сопутствующие работы. Наиболее актуальными считаются следующие варианты из подборки.
Деревянный пол
К преимуществам, казалось бы, странного варианта для гаража, можно отнести способность хорошо удерживать тепло. Дерево отлично дышит, что исключает образование плесени. Монтажные работы по укладке можно провести быстро, не имея специальной квалификации.
Недостатки – повышенная впитываемость. Если на дерево прольется бензин или любая другая жидкость, убрать пятно будет невозможно. Низкая биологическая стойкость, различные микроорганизмы создают все условия для гниения. При ежедневном использовании участки, контактирующие с автомобильными шинами, быстро сотрутся.
Полимерный пол
По многим показателям превосходит стандартный для гаража бетон. Привлекательный внешний вид, неприхотливость делают полимерный пол одним из самых часто используемых при отделке помещения. Он имеет идеально ровную, однородную структуру. Процесс полимеризации проходит очень быстро.
Полимерное покрытие в гараже может прослужить до 50-и лет. Оно абсолютно не пропускает влагу, хорошо сохраняет тепло, несмотря на малую толщину. Ему не страшна вибрация, изгибы, сжатие. Такой пол легко мыть, на нем не скапливается пыль, не остается следов от химических средств.
Полимерный пол бывает нескольких типов, различных по составу. Для заливки в гаражном помещении чаще используют: эпоксидный, полиуретановый, цементно-акриловый, метилметакрилатный.
Бетонный пол
Самый простой и дешевый вариант обустройства пола. Прочную и долговечную заливку можно сделать самостоятельно, подбирая наиболее приемлемые пропорции составных компонентов. Бетонный пол безопасен для человека и машины.
Эксплуатировать бетонное основание можно самостоятельно или использовать как подложку для плитки, наливных смесей, досок. Основной недостаток бетона – постоянно холодная поверхность. Помочь в проблеме сможет только обустройство системы обогрева.
Керамогранит
Из-за высокой стоимости такой материал в гараже используют редко. Останавливать выбор на этом варианте рационально, если есть необходимость и желание сделать стильное, интересное помещение.
Из недостатков можно отметить высокую хрупкость керамогранитных элементов
Большие детали должны осторожно доставляться и аккуратно укладываться. Из-за низких теплоизоляционных показателей он не подходит для гаражей без отопления
Тротуарная плитка
Ровная нескользящая поверхность тротуарной плитки позволяет использовать ее в гараже. Она устойчива к любым механическим, химическим воздействиям. Большая толщина элементов (от 8 см) обеспечивает хорошую прочность. Укладку можно проводить самостоятельно, не имея специальных навыков.
Проверить качество экземпляров можно, потерев две детали друг об друга. Не подходит для укладки тротуарная плитка, на которой образовались царапины или цементная пыль.
Кислотоупорная керамическая плитка
Отличный вариант для гаража из-за способности выдерживать тяжелые условия любых промышленных помещений. Основным сырьем для производства такой облицовки является огнеупорная глина. Чтобы повысить прочность, стойкость к агрессивной среде, к ней добавляют различные компоненты.
Резиновый пол
Основное сырье – резиновая крошка. Для придания определенной формы ее смешивают с красителями, различным клеем, модификаторами. Соблюдая специальный технологический процесс на производстве, можно получить очень прочный материал с отличными характеристиками.
Резиновое покрытие дышит, не способствуя скоплению конденсата. Оно приглушает громкие звуки, сохраняет тепло. К недостаткам относится сложность монтажа. Укладка резинового пола любого типа требует определенных навыков и сноровки. Выпускают покрытие в следующих вариациях:
- Рулоны. Имеют кадровое армирование, толщиной 2-12 мм. Продаются различного цвета и ширины. Загнутые края и складки вызывают быстрый износ, поэтому требуют тщательного приклеивания
- Коврики. Основное назначение элементов – отвод грязи и жидкостей. Детали могут быть разного размера, цельными или ячеистыми.
- Модульная плитка. С помощью таких деталей можно создать на полу любые узоры. Приобрести и самостоятельно положить можно готовый комплект под размер гаража или собрать свою уникальную картину по фото или видео.
Деревянный пол
Полы из дерева в гаражах встречаются очень редко. Несмотря на простоту монтажа, невысокую стоимость и экологичность материала, популярностью такое покрытие не пользуется. Даже самая плотная древесина не выдерживает нагрузок от автомобиля больше 5 лет. К тому же, деревянный пол легко воспламеняется, а в гараже, где хранится бензин, масло и растворитель, это вдвойне опасно.
Деревянный пол
Плюсы
- экологическая чистота;
- долговечность (если используется лиственница, то срок службы несколько десятков лет кряду);
- несложный монтажный процесс;
- недорогой стройматериал, доступный широкому кругу собственников автобоксов.
Минусы
- может быть источником пожара или поддерживать его;
- впитывает влагу, что приводит к образованию в структуре древесины органики, как результат — гниение.
Если все же есть желание сделать деревянный пол, технология монтажа проста и понятна:
- бетонную стяжку очищают и грунтуют;
- брус для лаг обрабатывают антисептиком и просушивают;
- устанавливают лаги на бетон с шагом 1,-2 м, закрепляя дюбелями на расстоянии 50 см;
- укладывают промежуточные лаги через каждые 40 см;
На фото вариант деревянного пола по лагам с керамзитом
- деревянный каркас укрывают гидроизоляционным материалом;
- набивают доски перпендикулярно лагам.
Деревянный пол в гараже — фото
Как сделать ремонт деревянного пола?
Иногда используют дерево для напольного покрытия гаража. Так как этот материал не такой прочный, как бетон, он может прогнить, рассохнуться, стать объектом для атаки термитов или сгореть. Поэтому ремонт деревянного пола в гараже – довольно актуальная проблема.
Чтобы отремонтировать поверхность из натурального дерева, необходимо приобрести новые доски и балки (при необходимости). Балки выравнивают на поверхности и прочно закрепляют. Далее обработанные антисептиком доски прикручивают или фиксируют гвоздями. После того, как вы постелите деревянный настил, его лучше отшлифовать и вскрыть лаком.
Материалы для полов
Бетонный пол можно заливать при наличии собственного фундамента в гараже
Для облицовки гаражных полов используют деревянные доски, керамогранит. Тротуарные плитки являются хорошим вариантом, чтобы отделывать въезд в гараж и внутреннее пространство, а иногда полы бетонируют для получения прочного покрытия. Подходящей альтернативой является покрытие из металлических листов или асфальтирование.
Пол испытывает статическую нагрузку от тяжелой машины, динамическую при въезде и выезде, поэтому используют материалы достаточной надежности и долговечные. На полу регулярно появляются капли бензина, масла, дизельного топлива, поэтому покрытие не должно разрушаться от подобного действия.
С колесами и обувью на пол попадает грязь и влага, при выборе покрытия учитываю влагостойкость. Имеет значение возможность быстрой уборки и гигиеничность.
Бетон
Доступный и бюджетный вариант используется многими владельцами гаража, т. к. укладка не требует много времени, легко выполняется собственными силами. Раствор замешивают в бетономешалке, чтобы не выполнять тяжелую работу вручную. Для бетонирования предварительно выставляют маяки из труб, реек, профилей на нужную высоту.
Преимущества бетонного пола:
- высокая прочность, длительный период использования;
- возможность частичного ремонта;
- влагостойкость, морозостойкость.
Тротуарные плитки
Тротуарная плитка укладывается в слой песка
Оригинальное и эстетичное решение для пола гаража. В качестве основания служит щебеночная подсыпка и слой песка с цементом в сухом виде. В гараже пол испытывает динамические усилия при остановке машины, поэтому простилают арматурную сетку для базовой прочности. Сами плитки имеют достаточную несущую способность, чтобы выдержать вес авто.
Качественные характеристики:
- водонепроницаемость и огнестойкость;
- красивый вид;
- простота в эксплуатации, возможность ремонта.
Хороший материал отличается высокой стоимостью, а дешевые камни не подходят для пола в гараже. Кладку ведут элементами с шероховатой поверхностью для уменьшения скольжения, но такие поверхности накапливают пыль и грязь, трудно убираются.
Дерево
Доски для гаражного пола используют редко, т. к. материал не вполне для этого подходит по качеству. Износостойкость пиломатериалов невысокая, прочность недостаточная для регулярного действия статики и динамики от транспорта. Деревянное покрытие прослужит недолго, его рассматривают в качестве временного варианта отделки. Можно ставить доски из дуба, но стоимость такой поверхности высокая, и не считается актуальной для гаража.
Керамическая плитка
Керамическое покрытие служит долго и не нуждается в частой замене
Для полового покрытия гаража используют керамогранит или клинкер. Надежное покрытие смотрится эстетично, отличается высоким качеством. Материал идеально подходит, но стоит дорого, поэтому применяется не часто.
Качественные показатели:
- большое сопротивление к износу, высокая несущая способность, долговечность;
- неспособность впитывать воду, стойкость к возгоранию;
- простота в уборке.
Для плитки готовят основание в виде бетонного слоя. Положить материал можно своими силами, если есть небольшой опыт. Для затирки швов используют пластичные составы, которые не разрушаются от нагрузок.
Этап 2. Смотровая яма
Смотровая яма
Для ремонта машины желательно оборудовать смотровую яму. Даже самая незначительная поломка становится серьезным испытанием, если без смотровой ямы до нее невозможно добраться. В подобных случаях приходится ехать в СТО и платить за ремонт немалую сумму.
Словом, обустройство смотровой ямы в скором времени окупится. Ниже приведена последовательность действий.
Шаг 1. Вначале определяются размеры будущей ямы и проводится разметка. При этом нужно соблюдать баланс – во-первых, яма должна быть достаточно просторной, а во-вторых, ее ширина должна быть такой, чтобы при въезде в гараж не возникало никаких проблем.
Планирование
Необходимая ширина – 0,7 м, она позволит чувствовать себя комфортно при проведении ремонта и в то же время оставит достаточно места для парковочных маневров.
Планирование
Касаемо глубины, то она зависит от собственного роста, но опять же лучше сделать ее несколько глубже, чем требуется – намного проще оборудовать дополнительный настил, чем переделывать пол при углублении.
Шаг 2. По окончании разметки можно приступать к земляным работам. Самое сложное – это выкопать яму, т. к. придется удалить более 9 кубометров грунта.
По окончании разметки можно приступать к земляным работам
Шаг 3. Пол выравнивается и покрывается 25-сантиметровой «подушкой» из щебня. Отмечается, где будут находиться ниши под инструменты.
Шаг 4. Стены можно залить бетоном или обложить кирпичом. Бетон более надежен, поэтому рассматриваться будет именно он.
Кладка кирпичных стен
Вначале заливается пол, толщины в 7-8 см будет вполне достаточно. Для надежности можно предварительно уложить арматуру. Далее сооружается деревянная опалубка, которая будет постепенно заливаться раствором ярусами по 40 см. Верхний край укрепляется металлической конструкцией, устанавливаются светильники.
Установка опалубки
Заливка бетона
Отделка ямы плиткой и установка светильников
Может ли быть гараж красивым внутри: правила настоящего мужского дизайна
Тем, кто по-настоящему занимается обустройством внутреннего пространства гаража, можно выбрать достаточно привлекательные идеи для оформления. С их использованием помещение не потеряет своего прямого назначения.
Закрытые стеллажиИсточник smyrnaviningsyellowpages.com
Если гараж отделывают вагонкой, тогда все стеновые кронштейны должны монтироваться с дополнительным креплением. Что касается бетонных перегородок, то этого правила можно не придерживаться. Оформить обстановку допускается абсолютно любым способом. Например, в помещениях с высокими потолками устанавливается навесная техническая мебель. Ее преимущественно изготавливают из стали. Благодаря рифлению фасада гарнитура получается неплохой дизайн гаража.
Большой гараж как часть домаИсточник desertstarconstruction.com
Если есть габаритный гараж, то его можно оформить самым различным способом. Допускается обшивка натуральным деревом. Стены можно оставить кирпичными без финишной отделки. Таким образом получится стиль интерьера гаража «лофт». Для современных ценителей искусства даже в техническом помещении такой вариант придется по вкусу. Приветствуется минимум мебели и достаток свободного пространства.
Большой просторный гаражИсточник wethepeopleoklahoma.com
Предположим, что имеется небольшое гаражное помещение. Чтобы оно не было слишком тесным, приходится продумывать разные варианты расстановки гарнитура. Для этого используются металлические или деревянные стеллажи. В некоторых случаях в потолке устанавливаются специальные кронштейны, которые надежно будут удерживать легкий транспорт: велосипед, гироскутер.
Последовательность выполнения ремонта
Ремонтируя покрытие крыши любого типа, проводят:
- оценку поверхности и определение габаритов поврежденных зон;
- очистку кровли от грязи, камней, песка, старых изоляционных материалов, покрытия;
- сушку феном трещин;
- укладку нового покрытия или реставрацию старого.
Правила ремонта металлической крыши
Каменные, металлические или бетонные гаражи могут иметь такую кровлю. Бывает односкатной и двускатной. Профнастил или металлочерепица подвержены коррозии. Со временем на поверхности образуются трещины, отверстия, в них попадает влага, и материал ржавеет.
Восстановление металлического покрытия проводится одним из трех способов:
- Дыра на стыке стены здания с прилегающей крышей. Заделывается паклей, сверху обрабатывается жидкой резиной или гидроизолирующими красками.
- Стык двух полотен. Дополнительные листы навариваются на поврежденные участки.
- Стык стен гаража и крыши. Щель заделывают герметиками, монтажной пеной. Рекомендуется покрыть от протекания гидроизоляцией рулонного типа всю поверхность.
Ремонт рулонной мягкой кровли
Рулонные материалы, такие как рубероид, не относятся к долговечным. Их нужно регулярно осматривать на наличие трещин, вздутий и других повреждений. Если проблемных мест очень много, проводят замену всего покрытия целиком. При небольших повреждениях проблема решается заплатками. Битумная мастика, жидкая резина, кровельная мастика или мембранная кровля качественно устраняют течь.
Все работы проводят в теплое время года, в сухую погоду – одинаково для плоской или наклонной крыши. Если ремонт ведется в гаражном кооперативе, желательно заранее договориться с соседями, чтобы сменить все покрытие сразу.
Особенности ремонта шифера
Блочный материал отличает долговечность. Однако шифер относится к хрупким материалам. Его могут повредить сильные ветра, град. Со временем на поверхности прорастают мхи, разрушая материал корнями. Есть вероятность растрескивания в местах крепления специальными болтами. Восстановить шиферную крышу можно заменой листа на новый.
Иногда достаточно улучшить гидроизоляцию местно с помощью:
- заплатки из мягкого рулонного покрытия;
- мастики;
- пенопласта;
- холодной сварки трещин.
Как ремонтировать бетонную крышу
Крыши такого типа обычно плоские, имеют небольшой уклон в сторону, противоположную воротам выезды машины, чтобы у входа не скапливался снег. Слабые места конструкции – швы и стыки плит.
Ремонтируются следующие проблемы конструкции:
- Новая крыша без гидроизоляции покрывается выравнивающим слоем стяжки. Далее ее укрывают рубероидом на битумной мастике или жидкой резиной.
- Старую кровлю, укрытую рубероидом, придется качественно очистить от остатков рубероида. Промазать швы и трещины битумной мастикой или герметиком. Затем наплавляют новое покрытие.
Рубероид – достаточно дешевый материал, хорошо закрывающий бетонную поверхность от воздействия влаги. Жидкая резина – более дорогостоящее покрытие, подходящее для укрытия больших площадей.
Необходимые инструменты и материалы
Ремонт в гараже, как и в любом другом помещении, требует применения специальных инструментов и материалов. Какими именно они будут – все зависит от того, какие работы планируется проводить. Так, например, могут пригодиться следующие инструменты:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- кисти;
- перфоратор;
- дрель;
- шуроповерт;
- молоток;
- отвертки;
- уровень;
- ручная электропила;
- электролобзик
- и прочее.
Если говорить о материалах, пригодятся:
- шпаклевка;
- цемент;
- рубероид;
- минеральная вата;
- пенопласт;
- водоэмульсионная краска;
- пластиковые панели;
- фанера;
- листы ДСП;
- грунтовка;
- болты;
- уголки, пенопласт;
- и прочее.
Автомастерская от 150 000 рублей
У меня автомастерская на 200 м², она в Бирюлево. Мы чиним все модели и делаем почти всё: от смены масла до кузовного ремонта. Оборот — до 1,2 млн рублей в месяц.
Автомастерскую можно открыть за несколько сотен тысяч рублей. Есть три типа автомастерских:
- мелкий ремонт. Меняем масло, колодки, сцепление, ГРМ, без кузовных работ. Из инструментов — максимум один подъемник и всякие ключи;
- ремонт конкретной марки. Такие сервисы обслуживают только, например, фольксвагены или порши;
- мультибренд — делаем всё и по всем маркам.
Автомастерские живут в разных помещениях, есть отдельные здания с окнами в пол. А есть гаражи, они так и называются — гаражные автомастерские. Я рассказываю о таких мастерских.
Гаражи под автомастерские находятся в промзоне, часто в окружении таких же мастерских или складов. Клиенты, которые ездят в гаражные мастерские, привыкли к видам. Это первый раз кажется, что ужас-ужас, а на самом деле — вид как вид, не хуже спальных районов
Самое дешевое — открывать автомастерскую с мелким ремонтом, а дорогое — с мультибрендом. Расходы есть разовые, а есть регулярные. Разовые — это оборудование и инструменты, а регулярные — аренда, коммуналка, сотрудники, запчасти. Примерно может получиться так:
Мои расходы: 200 м2
Аренда
40 000 ₽
умещается одна машина и подъемник
400 000 ₽
умещается три машины и четыре подъемника, есть малярка
Коммунальные платежи
5000 ₽, летом
до 15 000 ₽, зимой
до 18 000 ₽, летом
до 40 000 ₽, зимой
Закупка запчастей
5000 — 10 000 ₽
20 000 — 50 000 ₽
Зарплата
50 000 ₽ на одного
300 000 ₽ на пятерых
Орграсходы: мыло, бумага, пицца
5000 — 10 000 ₽
10 000 ₽
Всего
до 125 000 ₽
до 800 000 ₽
Мультибренд
Подъемник
1 шт. — 100 000 рублей
4 шт. — 400 000 рублей
Инструменты
50 000 рублей
100 000 рублей
Всего
150 000 рублей
500 000 рублей
Зарплата — не фиксированная величина, она зависит от заказов, количества сотрудников и их квалификации, поэтому в таблице — примерная сумма.
В мастерской могут работать механики, маляры, электрики — или только механики, а остальных вызывают под заказ. Обычно все получают процент от платежа клиента. Отремонтировал на двадцать тысяч рублей, у механика — процент с этих двадцати тысяч. Из-за всего этого сумма на зарплату прыгает от месяца к месяцу.
Стоимость коммуналки зависит от сезона. Зимой в мастерской холодно, поэтому тратится больше горячей воды и элекричества для отопления и работы. Летом часть заказов можно делать на улице, поэтому расход меньше.