Установка несущей рамы и монтаж откатных ворот своими руками (с фото и видео)
После этого можно переходить к изготовлению самих ворот, вернее, их несущей рамы, для которой лучше всего подходят металлические трубы сечением 60 х 30 мм. Вначале трубы нужно нарезать с помощью болгарки, затем их необходимо обезжирить и загрунтовать. После этого можно сваривать детали, создавая несущий каркас откатных ворот.
Для усиления конструкции нужно приварить внутренний каркас, чтобы несущая рама могла выдержать вес металлической облицовки, профнастила, сайдинга, досок и пр.
Для внутреннего каркаса потребуются трубы сечением 40 х 20 мм, которые лучше приваривать в шахматном порядке с равным интервалом — в этом случае рама выдержит любую нагрузку.
Как показано на фото, при установке откатных ворот после сварки все швы нужно зачистить, прогрунтовать и покрыть алкидной эмалью, лучше в два слоя:
Когда краска высохнет, можно начинать зашивать полотно ворот. Обычно материал крепится к внутренней части каркаса с помощью саморезов. Как уже говорилось ранее, наиболее простой и доступный материал для облицовки — профнастил.
На видео «Установка откатных ворот своими руками» показано, как монтируется несущая рама:
После того как застынет фундамент, можно приступать к монтажу ворот. Сначала на швеллере следует установить ролики для раздвижных ворот и развести их на максимальное расстояние. При этом нужно следить, чтобы крайняя каретка во время закрывания ворот не сбивала заглушку.
Затем следует установить (накатить) несущую раму ворот на каретки. Конструкция должна устанавливаться с помощью уровня, что позволяет установить ее ровно и строго вертикально. Это позволяет избежать перекоса при установке ворот. Только после этого при монтаже откатных ворот своими руками можно приваривать тележки роликов к швеллеру. Затем следует еще раз проверить, насколько конструкция ровная, и если все идеально, можно приваривать все остальные тележки. Вначале привариваются верхние удерживающие ролики, потом вставляются концевые ролики и привариваются нижний и верхний уловители.
Посмотрите видео «Монтаж откатных ворот своими руками», чтобы лучше представить, как выполняется эта работа:
Преимущества и недостатки откатных ворот
Почему выбирают откатные модели? Кроме внешнего вида и надежности, ворота имеют ряд преимуществ, говорящих в свою пользу в отличие от иных ограждений. А именно:
- Бесшумность работы. Скрип не потревожит домочадцев или соседей.
- Не занимают много места как в открытом, так и закрытом состоянии.
- Очистки наледи, снега или забивающегося мусора большей частью не требуется.
- Минимальное обслуживание требует лишь регулярной проверки ходовой части.
- Долговечность и надежность. Связаны они с использованием металла, в отличие от деревянных заборов или других материалов ограждения.
- Ворота для удобства оснащаются автоматическими механизмами, обеспечивающими владельцам комфорт.
Конечно, ни одна конструкция не обходится без недостатков. Их немного: придется сделать достаточным въездное пространство, если предусмотрен габаритный автотранспорт, следовательно, придется потратиться. И второй – ворота должны устанавливаться на монолитную платформу.
Как оснастить автоматикой
Оснащать конструкцию автоматическим механизмом можно только тогда, когда она легко и беспрепятственно перемещается.
Магазины продают автоматику только наборами. В ходе работ понадобятся те же самые инструменты, что и при монтаже конструкции.
Этапы:
- Рейку с зубчатой поверхностью прикладывают к трубе. Соединяют с шестеренкой привода, отмечая его месторасположение между роликовыми механизмами. При поднятии привода на некоторое расстояние, к закладной фиксируют стальную пластину;
- Сварочным аппаратом фиксируют основание автоматики к опорной площадке;
- Монтируют механизм;
- Открывают ворота, рейку фиксируют к направляющей. В длину она должна быть такой, чтобы в боковых положения образовывалось запасное расстояние до 10 см;
- На зубчатой рейке устанавливают концевики;
- Подсоединяют электричество;
- Монтируют фотоэлементы.
Нельзя напрочь забывать о безопасности. Рекомендуется на боковую стойку монтировать сигнальную лампочку. После ее установки, проверяют, правильно ли подсоединена проводка и приступают к подаче электропитания.
В роли привода для откатной конструкции может выступать шуруповерт или любой другой электрический двигатель, работающий с редуктором.
Возможность удаленного управления дает самая обычная, бюджетная сигнализация для машины.
Откатывающиеся ворота – не самый дешевый вариант, но можно сэкономить даже на них, если сделать их собственноручно, используя пошаговую инструкцию. Дистанционное управление – удобно, комфортно. А сама конструкция порадует надежностью и возможностью экономить свободное пространство.
Создание «скелета» конструкции
По схематическим наброскам понять как сделать откатные ворота своими руками проще. Готовый проект также поможет сэкономить на материалах. По эскизам легко просчитать все, что требуется для предстоящих манипуляций.
Для установки базовой части ворот понадобятся трубы из металла. Для несущей основы используют более крупные экземпляры (60×40), для внутреннего малого блока — вдвое меньше. Нужен материал с прямоугольным или квадратным сечением. Перед началом монтажа трубы очищают от ржавчины, обезжиривают, грунтуют.
Сборка стартует с направляющего рельса. Элемент заранее готовят: укрепляют с помощью приваривания по бокам «подставки» из квадратных труб. Аналогично, но не прямым швом присоединяют нижнюю границу несущего каркаса. Здесь лучше использовать шахматную схему фиксации.
К основному каркасу приваривают трубы внутреннего контура. Они должны располагаться строго посреди. К ним впоследствии закрепляют саморезами профнастил. По завершении сварки швы зачищают, детали грунтуют, красят.
На этом выполнение ворот откатных механических на роликах своими руками не заканчивается. Из металлических труб собирают нащельники. Элементы монтируют на заранее подготовленное для этих деталей место. Осталось заняться фурнитурой.
Расчет прочности фурнитуры
Эти детали ворот лучше приобрести. Изготовление в домашних условиях требует специальных знаний и инструментов и обойдется значительно дороже, чем покупка у хорошего производителя.
Ролики, которые устанавливаются сверху для поддержки полотна,
лучше приобретать стальные, толщиной не меньше 3 мм. Нижний направляющий рельс должен быть изготовлен из качественной стали (от 3,5 мм). Он не должен деформироваться и должен хорошо переносить ветры. Роликовая фурнитура принимает на себя всю весовую нагрузку конструкции ворот, поэтому приобретать лучше изделия из цементированной стали
Продавец может предложить роликовую фурнитуру из пластика, акцентируя внимание на том, что она снижает шумность ворот при эксплуатации. Здесь стоит иметь ввиду, что их через определенное время придется менять, поскольку данный материал не предназначен для высокой длительной нагрузки
Перед приобретением ролики следует осмотреть: смазки должно быть много – это обеспечит минимальный уровень шума при эксплуатации и бесперебойную работу изделия.
Надежность и устойчивость откатных ворот обеспечивает поддерживающая скоба – минимальная толщина ее должна быть не меньше 4 миллиметров. Улавливатели служат фиксаторами створки при закрытых сдвижных воротах. Они должны быть металлическими, толщиной не меньше 5 мм.
Основные элементы и фурнитура откатных ворот
Кроме металлического полотна ворот, требуется приобрести следующие комплектующие для них:
- Направляющий рельс. Это железная балка с сечением 71*65 мм, длиной 6 и более метров. Толщина стенок – 3,5 мм и более.
- Каретки с роликами. Они нужны для свободного перемещения полотна по направляющему рельсу.
- Концевые ролики и ловушки для них, ограничивающие движение полотна. Они не дадут ему выпасть из направляющих.
- Ограничители и заглушки. Они не позволят механизму забиться грязью, снегом и наледью.
Вся комплектация приобретается согласно будущему весу ворот. Ориентируются по следующему – для варианта, не превышающего длины в 4 м, требуется фурнитура, выдерживающая нагрузку до 500 кг. До 5 м – 600 кг и т. д.
Сегодня в продаже предлагаются готовые комплекты откатных ворот, которые требуется только установить. Фурнитуру можно купить и по отдельности, если стоимость готового варианта владельцев не устраивает.
Советы по отделке и эксплуатации
Обычно откатные ворота предпочитают отделывать материалами из древесины. При этом используют только строительное сырьё, качество которого сомнений не вызывает. Деревянное покрытие ворот должно быть устойчивым к механическим воздействиям, иначе оно быстро покроется трещинами и потеряет форму.
Дерево, используемое для облицовки ворот, должно быть устойчивым к механическим воздействиям
Если нет возможности вложить в сооружение откатных ворот немалые средства, то стоит задуматься об их отделке пластизолом. Правда, с использованием этого материала дверная конструкция на территории частного дома будет смотреться не респектабельно. Всё-таки пластизол выглядит как гладкий или гофрированный лист, покрытый полиэфиром. Зато это строительное сырьё отличается прочностью и поэтому часто применяется при строительстве автостоянок.
Ворота из пластизола отличаются прочностью и практичностью
Когда по вкусу не приходится ни дерево, ни пластизол, можно попробовать отделать откатные ворота сэндвич-панелями или профнастилом. А оригинальной облицовкой дверной конструкции будет обшивка вагонкой. Благодаря этому материалу ворота станут надёжными и прослужат долгий срок.
Установив откатные ворота, следует позаботиться о безопасности их использования. Эксплуатация такой дверной конструкции требует придерживаться следующих правил:
- не создавать препятствий для движения ворот;
- визуально контролировать открытие и закрытие конструкции;
- не стоять в зоне движения створки;
- отказываться от использования ворот при повреждении управляющих устройств;
- не пытаться самостоятельно переделать конструкцию ворот;
- не использовать ворота как средство для перемещения каких-либо объектов.
Соорудить откатные ворота не так проблематично, как может показаться. Чтобы ввести в эксплуатацию сложную дверную конструкцию, надо досконально её изучить и выполнить все пункты инструкции по изготовлению объекта.
Характеристика, плюсы и минусы
Откатные ворота — врата с особым механизмом, который состоит из специальных опор, роликов, консольной балки, створок. Конструкция откатных ворот предусматривает специальные уплотнители по периметру ворот для надежной защиты от ветра, холода и прочих факторов окружающей среды. Во время открытия/закрытия полотно ворот перемещается вправо или влево за счет роликов, расположенных на опорах.
Монтаж откатных ворот обладает следующими плюсами:
- Выдерживают большие ветровые нагрузки.
- В полотно можно врезать калитку или окошко.
- При эксплуатации экономится пространство впереди и сзади.
- Уровень взломостойкости высок.
Есть и минусы: стоимость данного механизма несколько дороже остальных вариантов. Во время открытия/закрытия нужен «запаса» вдоль забора или помещения для отката полотна.
Инструкция по монтажу
Монтаж готового изделия
Вы уже выяснили, как изготовить откатные ворота своими руками, определившись с видом, осталось только узнать о последовательности их монтажа:
- После того как швеллер основания и арматурный каркас будут заложены в траншею длиной 2м, шириной 40−50см, глубиной 70−90 см, устанавливается платформа привода с внутренней стороны участка дачи. Траншея заливается бетоном. Высота основания должна быть в уровень покрытия въезда и стоять четко вдоль забора.
- Опорный столб ворот устанавливается вплотную к опорному столбу забора.
- На швеллер устанавливаются роликовые тележки в заранее отмеченные места.
- На роликовые тележки устанавливается каркас ворот так, чтобы ролики вошли в нижнюю балку.
- К опорному столбу крепятся кронштейны верхних роликов, которые выставляются так, чтобы зазор между ними и рамой был не более 2мм.
- Остается зашить каркас выбранным вами материалом.
Если вы решите украсить откатные ворота коваными элементами, не забудьте, что вес изделия значительно увеличится, поэтому основание и опорные столбы для ворот с коваными элементами должны быть более прочными.
Устройство фундамента и закладного элемента
Яма для фундамента должна быть глубиной не меньше полутора метров. Земляные работы нужно делать максимально аккуратно, чтобы не снять лишний слой грунта. Ее ширина должна быть приблизительно 40−60 см. Сделать это можно обычной лопатой или компактным бульдозером.
Из прутьев и швеллера нужно сделать закладной элемент. Между собой детали соединяются посредством сварки. Швеллер нужно для повышения прочности фундамента. Его длина должна составлять около половины ширины обустраиваемого проема. Размер арматуры нужно подбирать такой, чтобы она ушла в грунт ниже глубины промерзания.
Для создания каркаса нужно соединить вертикальные элементы со стальными перемычками. Затем конструкцию нужно спустить в траншею, чтобы залить ее основание. Заранее дно ямы засыпается и утрамбовывается песком. При этом нужно следить за тем, чтобы основание было строго параллельно дороге. Перед тем как заливать основание, нужно убедиться в горизонтальности прутьев. Для этой цели нужно воспользоваться строительным уровнем.
Если будущие ворота будут оснащены электроприводом, то на стадии заливки фундаменту необходимо предусмотреть место для проводов. Зачастую оборудование устанавливается в центре основания.
Для устройства фундамента требуется цемент марки не ниже М400. Также не обойтись без песка и щебня. Приготовленную основу необходимо оставить для набора прочности на 4−6 суток. Лишь после этого можно приступать к монтажу откатной конструкции.
Изготовление бетонного основания
Разметка ямы под фундамент для откатных ворот
В стороне отката ворот, начиная от края проема, вдоль забора отложите расстояние равное половине ширины проезда (это размер бетонного основания в длину). Отступите от плоскости забора примерно 500 мм в глубину территории, по всей длине этого отрезка, и Вы получите периметр ямы, необходимой для изготовления фундамента откатных ворот.
Если столбы забора не могут быть использованы в качестве опорных для откатных ворот – надо с противоположной стороны проема, напротив ямы под бетонное основание, разметить яму под ответный столб. Яма должна быть расположена таким образом, чтобы установленный в ней столб мог примыкать к линии забора изнутри, не заужая проем.
Если ворота будут автоматизироваться, то нужно предусмотреть возможность прокладки кабеля под проезжей частью между столбами. Для этих целей используйте металлическую или пластиковую трубу с внутренним диаметром не менее 25 мм.
Выемка грунта
Грунт вынимается на глубину, превышающую глубину промерзания, не менее 200 мм. Для Подмосковья глубина промерзания – 1,5 м., соответственно глубина ямы под фундамент – не менее 1,7м.
Изготовление закладного элемента
Для изготовления закладного элемента Вам потребуется швеллер 16, длинной равный длине ямы под бетонное основание, и арматура d 12 для связей и арматурной решетки. Сначала к заготовке из швеллера привариваем отрезки арматуры или уголки, в длину приблизительно по 1500 мм.
Далее привариваем поперечные связи из той же арматуры.
Установка закладного элемента в готовую яму
Получившуюся конструкцию опускаем в яму арматурой вниз и фиксируем так, чтобы боковая поверхность швеллера вплотную прилегала к имеющемуся столбу забора. Тело швеллера должно располагаться строго горизонтально (используйте уровень) и параллельно линии движения ворот.
Особое внимание стоит обратить на уровень расположения верхней плоскости закладного элемента относительно уровня дорожного покрытия в проеме ворот. От того, на каком уровне, по высоте будет установлен закладной элемент, зависит зазор от дорожного полотна до нижней кромки ворот
Если закладной элемент установлен вровень с уровнем дорожного покрытия, то при использовании регулировочных площадок, минимальный зазор под воротами (расстояние от дорожного покрытия до нижней кромки полотна ворот) составит 100-110 мм. Увеличить зазор на несколько сантиметров при помощи регулировочных площадок возможно, а уменьшить зазор уже не получится (при условии сохранения технологичности крепления опорных роликов).
В случае если стандартный зазор в 70-100 мм Вас не устраивает, устанавливать закладной элемент необходимо по уровню ниже проезжей части на желаемое расстояние.
Отдельно хочется остановиться на случаях, когда столбы забора нельзя использовать, как опорные для откатных ворот или же когда верхняя кромка ворот декорируется «короной» или пиками, а так же на случаях, когда есть необходимость установки двух опорных столбов.
Два опорных столба рекомендуется устанавливать на глухие откатные ворота, перекрывающие проем более 4500 мм, для увеличения стабильности полотна откатных ворот при парусных нагрузках, в период открывания-закрывания.
Необходимо подготовить один или два опорных столба, в зависимости от случая, который соответствует ситуации (слабые столбы или широкие ворота). Размер столбов должен быть на 50 мм больше высоты от фундаментного основания до верхней кромки ворот. Готовые столбы (или столб) устанавливают в яму и связывают с закладным элементом так, как показано на рисунке.
Закладная деталь для откатных ворот с двумя опорными столбами.
Заливка ямы бетоном
После того как Вы установили закладной элемент, необходимо залить яму бетоном. Уровень бетона в яме не должен покрывать поверхность закладного элемента. После того, как Вы залили закладные бетоном, необходимо дать время бетону застыть, не менее 6 суток.