Материал полотна
При сборке откатных ворот первым делом определяется материал полотна, который будет зависеть только от ваших предпочтений и, конечно комплектующие.
Вот какие варианты материалов для полотна часто используются:
Профнастил. Этот материал очень лёгкий и прекрасно крепиться за счёт саморезов к конструкции откатных ворот. Его покрытие способно сохранять исходный вид несколько десятилетий. Так же вы можете подобрать листы настила в зависимости от ваших целей.
Вагонка. Древесина — материал достаточно качественный и прочный. Но срок службы его будет высоким только при обработке антисептическим раствором. К тому же, стоимость древесины высока и позволить её себе сможет не каждый.
Ковка. Кованный металл смотрится внешне презентабельно и очень прочен, может сохранять свои качества более ста лет. Установка автоматики для ворот такого типа будет так же проста, как и в любом другом варианте. Обойдётся же такой вид ворот дороже других.
Как сделать консольные откатные ворота
Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.
Комплектация консольных ворот
Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.
Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.
Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки
Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.
Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот
Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.
Подготовленное армирование и закладной швеллер
Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.
Установка роликовых опор
К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.
Пример крепления роликовых площадок
При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения
Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.
На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они
Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.
Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.
Поэтапный монтаж откатных ворот
Важно соблюдать последовательность строительных работ, выдерживая необходимые паузы между этапами для закрепления результата. Схема откатных ворот для дачи
Схема откатных ворот для дачи
Установка опорных столбов
Изготавливаются опоры из кирпича, бетона, камня, металла.
Металлические или бетонные опоры просто заливают и бетонируют в ямах глубиной 1 м и шириной 0,5 м. Столбы из камня или кирпича выкладывают, начиная с такой же глубины, армируя слои закладными в виде металлических площадок с приваренной к ним проволокой.
Изготовление фундамента
Длина фундамента должна быть больше длины противовеса на 30 см. Для этого выкапывается траншея глубиной не менее 1 м. Изготавливают закладную, используя швеллер шириной 20 см. К нижней части швеллера привариваются куски арматуры, длина которых равна глубине траншеи. Арматура скрепляется между собой короткими отрезками металла.
Схема фундамента
Совет: если ворота будут снабжены системой автоматики, то предварительно для нее прокладываются силовые кабели, помещенные в защитные гофры.
Швеллер устанавливается в траншею так, чтобы его верхняя плоскость находилась на уровне земли с учетом укладки плитки или асфальта. Арматура выступает в качестве силового пояса. Траншея бетонируется. После заливки бетон необходимо выдержать около 3-х недель.
Фундамент ворот перед заливкой
Изготовление откатной створки
Створка изготавливается из профилированной трубы сечением не менее 5 х 5 см. Сначала сваривается каркас рамы, а затем к нему привариваются заполняющие элементы. Для внутренних элементов можно использовать трубу сечением 2 х 4 см. Створка грунтуется и окрашивается.
Монтаж конструкции
- Монтируются площадки для установки роликовых опор. Их лишь прихватывают сваркой.
- На площадках устанавливаются ролики.
- Створку примеряется по месту методом накатки ее на ролики.
- Створка и тележки демонтируются.
- Роликовые опоры устанавливаются на свои места.
- Створка фиксируется в закрытом положении и выставляется горизонтально посредством регулировочных болтов.
- Внутрь направляющей балки вставляется ролик, а затем фиксируется болтом или сваркой.
- На верхний край полотна, напротив ближнего опорного столба, монтируется роликовый ограничитель.
- Устанавливается нижний, а затем верхний улавливатели.
- Выполняется регулировка улавливателей и опорных роликов.
- Торцы направляющей закрываются пластиковыми заглушками.
- Створка зашивается выбранным материалом.
Роликовая каретка
Подключение автоматики
Для установки автоматики приобретаются электропривод, зубчатая рейка, блок управления, концевики, пульт ДУ, сигнальная лампа, фотоэлементы. Как правило, в продаже имеются уже готовые комплекты с инструкцией.
Как изготавливаются рельсовые откатные ворота своими руками: порядок действий
Подобная конструкция получила достаточно большое распространение благодаря своей простоте и доступности. Система предполагает наличие специального рельса, закреплённого на поверхности земли, и роликов, прикреплённых к нижней части ворот. Во время открытия створка смещается по рельсу на требуемое расстояние. Предлагаем разобраться, каким образом монтируется подобная конструкция.
Ролики движутся по специальному наземному рельсу
Необходимые для работы инструменты и материалы
Для монтажа следует иметь в наличии:
- сварочный аппарат;
- пилу;
- болгарку;
- шуруповёрт;
- ручной слесарный инструмент.
Для изготовления сдвижной рельсовой конструкции потребуется профильная труба различного сечения, материал для полотна, крепёжные элементы, фурнитура, бетонный раствор.
Количество материала, требуемое для откатной системы, зависит от дизайна и размера ворот
Подготовка основания для двигательного механизма
Основание формируется с внутренней стороны участка вдоль забора. Для фундамента готовится котлован шириной 0,5 м и глубиной 1,5-2 м. Последний параметр зависит от глубины промерзания грунта. Длина траншеи для откатной системы равняет удвоенной ширине ворот.
На дне траншеи формируется подушка из щебня либо смеси, состоящей из гравия и песка. Выполняется армирование. Для изготовления каркаса преимущественно используется арматура диаметром 10 мм. Производится заливка бетонной смеси, состоящей из одной части цемента, двух песка и четырёх щебня. Заливку производят постепенно, не допуская изменения положения установленных элементов.
Заливка бетонного раствора для бетонного основания выполняется постепенно
Установка опорных столбов и монтаж направляющих
После высыхания бетонного раствора приступают к монтажу направляющих и установке опорных столбов. Рельс должен располагаться горизонтально и параллельно ограждению. Чтобы обеспечить требуемое пространственное положение элемента, вдоль бетонного основания натягиваем нить. К бетонному основанию прикручиваем направляющую для откатной конструкции.
Рельс следует надёжно зафиксировать
Установку опорных столбов выполняем в следующей последовательности:
Иллюстрация | Описание действия |
Выполняем разметку, определяя диаметр и местоположением под опорные элементы. Они должно располагаться достаточно близко к сформированному основанию. | |
Производим выемку земли на нужную глубину с учётом уровня промерзания грунта и эксплуатационной нагрузки. Установленные опорные столбы должны выдержать откатные ворота с учётом ветровой нагрузки. | |
Монтируем опорные столбы. С помощью уровня тщательно контролируем их пространственно положение во всех плоскостях. Для фиксации опор используем бетонный раствор. |
Изготовление полотна откатных ворот
Если нет готового полотна откатных ворот, руководствуясь чертежом, изготавливаем его своими руками. Работы следует выполнять в горизонтальной плоскости, разложив элементы конструкции на ровной поверхности. Сначала свариваем каркас, а затем к нему крепим облицовочный материал.
Положение каждого элемента должно быть тщательно выверено
Установка конструкции и фурнитуры
Изготовив ворота, приступаем к их установке. Для этого:
Иллюстрация | Описание действия |
К нижней части полотна крепим ролик. Способ крепления зависит от конструктивных особенностей выбранной фурнитуры. | |
Крепим ограничители, которые не позволят створке сместиться дальше столбов, и элементы запорной системы. Замок должен иметь подходящее конструктивное исполнение. Если система двустворчатая, можно к каждой створки приварить уши для навесного замка. Полотно устанавливаем на направляющий рельс и проверяем работоспособность собранной конструкции. |
Как работают откатные ворота
Для того, чтобы понять, как сделать своими руками откатные ворота, необходимо для начала разобраться с их принципом действия.
Есть два вида откатных ворот в зависимости от расположения и типа опорной поверхности: рельсовые и роликовые. Вторые системы в современности более распространены, а рельсовые менее надежны.
Кроме того, для установки откатных ворот с опорными роликами совершенно не потребуется особенных стараний.
Детали для них найти в магазинах будет проще простого, а так же их можно вовсе сделать самостоятельно. Этот вариант может быть собран, как единая ширма или же двойная конструкция с синхронным движением.
Моноширма — это более распространенный вариант монтажа ворот, она представляет собой цельное металлическое полотно и боковые направляющие.
Здесь нужно будет устанавливать два фундамента и направляющую балку сверху конструкции.
Виды откатных ворот
Откатные ворота для любой дачи могут быть исполнены в следующих вариантах:
Подвесные
Ворота движутся по направляющей, которая закреплена сверху проема.
Схема подвесных ворот
На створке закреплены ролики, которые и перемещают ее в сторону. Конструкция достаточно надежна и долговечна, а ее работоспособность не зависит от атмосферных осадков или скоплений листвы на участке. Как недостаток, следует отметить ограничение по высоте проезда автотранспорта. Впрочем, высоту можно скорректировать, зная параметры своей машины. На практике такой тип ворот применяется редко.
Откатные по нижнему рельсу
Неподвижный рельс жестко закреплен на земле. На нижней части откатной створки установлены роликовые каретки, которые и перемещают ее по рельсу. На опорном столбе имеется ролик со скобой, который удерживает верхнюю часть створки.
Несмотря на простоту и низкую стоимость такой конструкции, у нее имеется существенный недостаток. Нижний рельс может забиваться листвой, мусором или снегом, затрудняя передвижение роликов. Чтобы нивелировать данный недостаток, можно использовать приподнятый над землей рельс и особую конструкцию роликовых кареток.
Консольные
Это более сложная конструкция, направляющая балка в которой находится на самой створке, двигаясь вместе с ней. А вот роликовые каретки закреплены неподвижно на земле. Сдвигающаяся створка не контактирует с поверхностью земли, поэтому ей не страшны снежные сугробы или опавшие листья.
Консольные откатные ворота для дачи
Тем не менее, у нее имеется несколько особенностей:
- Ворота имеют противовес, который подбирается индивидуально.
- Длина отката створки получается вдвое большей, нежели длина самого сдвижного полотна.
- Слишком широкие проемы перекрыть чрезвычайно сложно, а конструкция, в этом случае, теряет свою надежность.
Особенности проектирования откатной конструкции
До начала выполнения работ необходимо нарисовать чертеж будущей конструкции, где будут указаны основные размеры отдельных элементов. Также следует рассчитать необходимое количество расходных материалов.
Размеры створки
Сдвижные ворота на даче изготавливаются по определенным размерам: ширине и высоте. Как правило, ширина полотна измеряется между основными опорными столбами с учетом габаритов имеющегося автотранспорта и угла его заезда на участок. Кроме того, по обе стороны от заехавшего на участок автомобиля должен быть зазор в 40-50 см. Так, для легкового автомобиля, ширина должна составлять не менее 2,5 м, если улица достаточно широкая. Если придется заезжать под острым углом, то лучше установить ширину проема 3-4 м. Для грузовых авто данный показатель увеличивается еще на 1 м.
Когда ширина полотна рассчитана, к данной величине прибавляются еще 20 см, необходимые для перекрытия щелей возле опорных столбов.
Высота ворот обычно соответствует высоте ограждения с учетом высоты направляющей.
Подбор направляющей
Основная сложность проектирования откатной конструкции состоит в расчете консоли с противовесом. Предполагается, что будут изготавливаться раздвижные ворота своими руками консольного типа.
Поскольку консоль не контактирует с землей или верхней направляющей, воротная створка удлиняется в полтора раза для создания противовеса. Для роликовых тележек необходимо обеспечить очень надежный контакт с грунтом, так как на них приходится основная весовая нагрузка. Эта задача возлагается на железобетонный фундамент, усиленный швеллером в верхней части.
Тип управления и фурнитура
Следует определиться с типом управления раздвижной створкой. Она может управляться комплектом автоматики или вручную
Также важно грамотно подобрать фурнитуру, состоящую из роликовой системы, нижнего и верхнего уловителей, кронштейна, бокового ролика, пластиковых заглушек
Преимущества и недостатки откатных ворот
Преимущества:
- простота открывания, не требующая больших усилий;
- разумная себестоимость изделия;
- легко поддается автоматизации;
- нет необходимости фиксировать ворота в открытом состоянии, ветер их не закроет, как распашные.
Недостатки:
- для изготовления необходимо приобрести специальную фурнитуру, ее можно изготовить и своими руками, но качество изделия гарантировать может только специалист высокой квалификации;
- для отката потребуется место;
- под сами ворота заливается прочный фундамент, который увеличивает материальные расходы.
Фурнитура для откатных ворот
Источник
Что касается участка для отката, то его длина рассчитывается по следующей формуле:
L = H x 1,4,
где L – длина ворот, H – ширина воротного проема в свету.
Повышающий коэффициент можно взять 1,33, но не меньше. Почему именно такая длина участка выбирается. В принципе, она равна длине самих ворот. Все дело в том, что в конструкции есть так называемый хвостовик. Он выполняет функции противовеса самому воротному сооружению, чтобы оно не завалилось в процессе перемещения. Да и само смещение с хвостовиком намного легче.
Если участок отката попадает в этот размерный диапазон, или он больше, то смело можете заниматься изготовлением и установкой откатных ворот. Если отрезок территории сделать это не позволяет, то придется выбирать другой тип въездных ворот.
И еще несколько тонких моментов, касающихся хвостовика:
- если ширина воротного проема превышает 5,5 м, то хвостовик нужно делать не треугольной формы, а прямоугольной;
- при этом длину этой части воротных конструкций нужно делать в диапазоне 45-50% от размера ширина проема.
Слева хвостовик, незакрытый отделочным материалом
Источник