Подвесные ворота. Порядок монтажа
1. Перед установкой ворот почва, в сторону которой будет направлен откат, выравнивается.
2. По обеим сторонам ворот крепятся вертикальные опоры – металлические трубы, имеющие квадратное сечение, диаметром 20-40 мм. Так как на такие опоры будет ложиться верхняя балка, расстояние от земли до верхней части опоры должно быть таким, чтобы в ворота смог свободно проехать автомобиль.
3. Для монтажа опор выкапывается яма глубиной 120-150 см, в которую опускается металлическая труба, закладывается арматура, а затем яма бетонируется. Пространство между таким фундаментом и грунтом засыпается щебнем, при этом каждый его слой проливается водой и дополнительно уплотняется.
4. Воротные опоры должны располагаться строго вертикально. В случае малейшего их перекоса движение ворот будет затруднено или, напротив, они будут открываться и прикрываться самопроизвольно. Поэтому при установке опор их расположение тщательно выверяется строительным уровнем.
5. Для верхней подвесной балки используется гнутый профиль особой формы (см. фото). Размер его сечения зависит от веса подвешиваемых створок. Так, для створок массой до 300 кг достаточно приобрести профиль 40×35×2,5 мм. Тяжелые ворота весом до 1000 кг потребуют более мощного профиля размером 90×75×4,5 мм. При этом его прогибы недопустимы.
6. Для полного отката створки длина такой балки должна быть в 2 раза больше ширины самого проема. Для стандартных гаражных ворот ее длина должна быть равна 6 м. При необходимости этот размер можно уменьшить.
7. Для монтажа такой конструкции потребуется следующая фурнитура:
• две тележки (консольных ролика) с резьбовой осью;
• четыре кронштейна с винтом для крепления направляющей;
8. Направляющая балка закрепляется на несущей опоре или верхней части стены здания с помощью подвесных кронштейнов так, чтобы ее нижняя рабочая часть, по которой будут перемещаться ролики, была обращена вниз.
9. На одно полотно любого размера потребуется не более двух роликовых тележек. Разнос кареток при этом зависит лишь от ширины полотна. Вначале у них срезаются пятки (основания, на котором крепятся тележки), а лишь затем ролики приваривается к каркасу створок. Воротное полотно должно чуть перекрывать проем (на 20 см), а расстояние между почвой и створкой составлять не менее 5 см.
10. Затем полотно ворот вставляется с помощью роликов в верхнюю подвесную балку. Для ограничения движения створки по краям балки с обеих сторон монтируются заглушки.
11. Чтобы избежать раскачивания створок при порывах ветра (это возможно при слишком большой высоте ворот), в верхней и нижней части ворот устанавливаются специальные ограничители. Их можно приобрести готовыми или попросту наварить куски арматуры на щели направляющей.
12. При наличии автоматики она подключается в соответствии с технической документацией и приложенной к ней схемой.
Крепления замка и полотна ворот своими руками
Конструкция откатных опорных ворот:1. Полотно, собранное из стальных сэндвич-панелей, петель, роликов, резиновых уплотнений. 2. Верхняя направляющая. 3. Нижняя направляющая. 4. Ручка. 5. Задвижки ригельные. 6. Щеточные уплотнители.
Первым делом понадобится срезать пятки у кареток. После этого нужно будет приварить получившееся изделие к каркасу полотна. Разнос кареток по ширине необходимо определять уже по месту
Стоит обратить внимание на то, что полотно обязательно должно перекрыть проем по бокам на 200 мм в каждую из сторон, сверху приблизительно на 100 мм. При этом зазор между полотном и полом должен быть ориентировочно 50 мм
Полотно ворот необходимо вырезать по внутреннему размеру таким образом, чтобы оно легло на каркасную внутреннюю тумбу с минимальным зазором. При этом закрепить полотно на каркасе можно с помощью саморезов либо заклепок. В случае, если ворота изготавливаются из профнастила, выбирается профилированный лист, высота волны которого будет максимум 20 мм. Нужно это для того, чтобы он не выходил за пределы каркаса.
В случае, если на конструкцию планируется устанавливать врезной замок, понадобится сразу предусмотреть его крепление.
Необходимые материалы, инструмент, покупные изделия
Благодаря простой конструкции, подвесные ворота можно выполнить своими руками. Для этого понадобятся:
- Металлическая труба квадратного сечения 40х40 мм и 20х20 мм для каркаса ворот;
- Листовой металл, профнастил или сэндвич-панели для изготовления полотна ворот;
- Труба квадратного сечения 120х120х4 мм для выполнения опор и верхней балки;
- Направляющая длиной в два раза больше ширины ворот (обычно 6 м);
- Комплект фурнитуры для подвесных ворот;
- Комплект автоматики для подвесных ворот, если вы хотите автоматизировать процесс открывания и закрывания ворот;
- Сварочный аппарат;
- Болгарка;
- Врезной замок.
Стандартная ширина ворот для легковых автомобилей обычно не превышает 3 метров. Если вы хотите сделать ворота шире, то для облегчения конструкции можно выполнить их двухстворчатыми, раздвигающимися в разные стороны. Комплекты для подвесных ворот продаются уже готовыми, часто вместе с направляющей. Они рассчитаны на определенную массу ворот, поэтому перед покупкой необходимо ее посчитать. Если вы делаете двухстворчатые ворота, вам понадобятся 2 комплекта.
Ролики для подвесных ворот
Автоматика для открывания также продается, в зависимости от необходимых функций ее цена значительно колеблется, и любой сможет подобрать удобный для себя вариант, или оставить ворота без автоматического открывания, с ручным приводом.
Особенности модели и сфера применения
Раздвижные ворота на роликах
Ворота представляют собой разновидность раздвижной конструкции. Принцип действия основывается на отъезде полотна в сторону вдоль ограждения снаружи или стены внутри помещения. Балка крепится на опорном столбе в верхней области проема.
Ворота подвесного типа включают полотна или створки, а также комплектующие. Фурнитуру составляют ролики, кронштейны, крепления и направляющие. Правильно выбранные детали обеспечивают высокий уровень функциональности, надежность, привлекательный внешний вид и долговечность эксплуатации.
Подвесные ворота на роликах отличаются надежностью. Могут применяться как для частных гаражей и загородных домов, так и для заводских и складских помещений. Модель удобна, может использоваться при любой температуре.
Некоторая информация, которая может быть полезна тем, кто изготавливает конструкцию своими руками
Стоит заметить, что ни в коем случае нельзя верить мифам по поводу того, что откатные подвесные ворота требуют какой-нибудь особой фурнитуры. Подобная конструкция может быть легко изготовлена на базе обыкновенной консольной фурнитуры. При этом все необходимо будет перевернуть снизу вверх и немного поразмыслить.
Некоторые люди могут возразить и говорить о том, что существует специальная заточенная фурнитура для подобного типа ворот. Однако стоит заметить, что найти и приобрести ее в России достаточно сложно. При этом она может быть либо дорогой, либо хлипковатой, либо сырой.
Откатные ворота с верхней подвеской идеально подходят для климатических условий России и поэтому надежно и без сбоев работают, как жарким летом, так и холодной зимой, а также не требуют расчистки снега.
Исходя из этого, с использованием откатной фурнитуры можно изготовить подвесную конструкцию до 400 кг своими руками, ширина проема которой будет равняться 2-5 м, при этом вес полотна может быть 200 кг. В подобном случае фурнитура должна будет работать только на разгибание полок. При этом на консольных воротах балка будет работать на отрыв каретки и вдавливание, следовательно, предусматривается 400 кг.
Помимо того, в данном случае будут работать только крайние пары роликов каретки.
Напоследок стоит сказать, что металлические подвесные откатные ворота являются довольно надежной и недорогой системой, которая одинаково хорошо может подойти для складов, гаражей, различных промышленных помещений, входных проемов в стенах (к примеру, в загородном коттедже).
Изготовление откатной подвесной конструкции своими руками является достаточно сложной задачей, однако она себя полностью оправдывает. Подобные ворота смогут безо всяких проблем открываться и закрываться в любую погоду, даже в случае, если будет значительное понижение температуры. Помимо того, если смонтировать автоматическое устройство, открывание и закрывание ворот подобного типа может превратиться в сплошное удовольствие.
Стоит заметить, что изготовление и установка подобной конструкции своими руками может обойтись намного дешевле, чем приобретение услуги по изготовлению и монтажу откатных ворот у какой-либо строительной специализированной организации.
Преимуществом конструкции является то, что нет необходимости смазывать ролики.
Процесс установки направляющей и фурнитуры своими руками
Достоинство классических откатных ворот в том, что полотно не является силовой конструкцией и может быть выполнено практически из любого материала.
Направляющую стоит крепить к верхней балке либо стене с помощью кронштейнов так, чтобы рабочая ее часть, по которой планируется езда роликовых опор, была повернута вниз. При этом свободный конец направляющей, который равняется ширине конструкции, обязательно должен выходить за пределы проема.
В случае, если стандартной направляющей, которая имеет длину 6 м, не хватает для подобной цели, есть смысл подумать о том, чтобы приварить к ней кусок соответствующей длины. Направляющая выравнивается с помощью регулировочных винтов на кронштейнах. При этом стоит также пользоваться уровнем.
Далее роликовые опоры (которые иногда могут называться тележками) крепятся к верхней части конструкции с двух сторон на раму. Ворота подвешиваются, при этом роликовые опоры заводятся внутрь направляющей, после чего устанавливаются заглушки, которые будут идти в комплекте. При желании можно будет установить комплект автоматики и подключить его в соответствии со схемой, которая будет приведена в паспортной документации.
Схема монтажа направляющей рельсы(только для ворот с опорой на пол).
Далее можно поставить такие дополнительные элементы, как ручка либо замок.
Откатные подвесные ворота являются достаточно надежными и современными. В случае, если их правильно эксплуатировать, срок службы может составить как минимум 15 лет.
Помимо подвесных ворот, можно также подумать над тем, чтобы изготовить консольные ворота, которые выполняются по тому же принципу, однако имеют направляющую балку, которая устанавливается на любой возможной высоте. Их отличие от подвесных в том, что консольная конструкция не будет ограничивать высоту проезда.
Чтобы избежать появления боковых качаний, необходимо створку ворот зафиксировать с помощью ограничителя. При надобности его можно будет подрезать, либо расточить отверстия для большего возможного диапазона регулировки.
Схема крепления нижних направляющих роликов(только для ворот с верхней подвеской).
Ограничение хода кареток может быть достигнуто с помощью наваривания куска арматуры либо прутка на щель направляющей. С одной стороны в качестве стопора есть возможность установить накатной ролик из имеющегося комплекта – это позволит с легкостью выкатывать полотно из направляющей в случае надобности (к примеру, для сервисного обслуживания либо выполнения каких-либо ремонтных работ). Торцы направляющей можно будет закрыть при помощи специальных заглушек.
В случае, если планируется изготавливать ворота большой высоты (более 3-4 м), рекомендуется производить фиксацию низа конструкции уже не с помощью использования ограничителя, а такой же самой направляющей, как и сверху.
В подобном случае по низу полотна необходимо приварить направляющую, в которой будет ходить каретка, установленная сбору от проема. При этом она должна быть желательно на регулировочной опоре. Это может понадобиться для того, чтобы была возможность регулировать ее по высоте.
Полезная информация
Многие считают, что для ПОВ нужно использовать особую фурнитуру, но это не так. Для них подойдут консольные комплектующие, перевернутые снизу вверх.
Некоторые утверждают, что для ПОВ лучше использовать заточенную фурнитуру. Эта мысль верна, но, к сожалению, в нашей стране ее практически невозможно найти. А то, что продается, чаще всего имеет низкое качество и высокую цену.
Фурнитура для ПОВ
Учитывая это, с откатной фурнитурой можно самостоятельно создать ПОВ до 400 килограмм. Ширина конструкции будет равна от двух до пяти метров, а масса полотна около двухсот килограмм. В такой ситуации фурнитура будет отвечать за разгибание полок.
Преимущества откатных ворот
Плюсами откатных ворот можно назвать:
экономию пространства перед въездом и за ним за счет конструкции, которая занимает очень мало места и не требует дополнительного пространства как, например, распашные ворота;
их можно сделать своими руками, даже если вы не являетесь профессионалом. Хватит начальных навыков обращения со сварочным аппаратом и металлом или профлистом;
удобное использование и возможность полной автоматизации. Нет особых сложностей в процессе эксплуатации
Изредка может потребоваться мойка створки или смазывание роликов;
устойчивость при ветряной погоде, что особенно важно в местности с частыми бурями или ураганами;
в зимнее время нет необходимости убирать перед ними снег, чтобы открыть. Достаточно будет расчистить дорогу.
Преимущества и недостатки подвесных ворот
К основным особенностям подобных конструкций можно отнести:
• достаточную устойчивость к ветровым нагрузкам;
• меньшее статическое воздействие на опоры даже при значительном весе: нагрузка в них распределяется более равномерно;
• возможность перекрытия больших проемов шириной до 3 м;
• длительный период эксплуатации;
• движение стандартных откатных ворот осуществляется по нижней рельсе, требующей периодической очистки от пыли, грязи и снеговых наледей; подвесные же конструкции полностью лишены этого недостатка;
• существенная экономия пространства: в отличие от распашных ворот, для их открытия-закрытия не требуется свободного места; небольшое пространство вдоль ограждения требуется лишь для их отката;
• створку ворот не обязательно открывать на всю ширину: для прохода достаточно чуть сдвинуть полотно.
Пожалуй, единственным недостатком таких устройств является ограничение пространства сверху, мешающее проезду крупногабаритного транспорта.
Видео: Подвесные ворота своими руками
1 этап – проект откатных ворот из профнастила
Конструкция откатных ворот сложная, а значит, визуализация необходима, т.е. нужно сделать эскиз или чертеж.
Эскиз откатных ворот из профнастила
Эскиз – это картинка, показывающая внешний вид ворот, с обозначением основных элементов, но без нанесения размеров. С эскизного рисунка начинается проектирование.
Эскиз откатных ворот
Схема откатных ворот из профнастила
Схематический рисунок – это нечто среднее между эскизом и чертежом, т.е. картинка, которая дает представление о воротах и позволяет нанести размеры. Недостаток схемы в том, что не выдерживаются пропорции. Однако, для тех, кто не владеет навыками черчения – схема раздвижных ворот станет надежным подспорьем.
Схема откатных ворот
Чертеж откатных ворот из профнастила
Чертеж в обязательном порядке предоставляют строительные бригады при заказе услуги – установка под ключ. Чертеж – это документ, в котором зафиксированы ключевые параметры будущих ворот: ширина проема, ширины ворот и противовеса, размеры и место расположения калитки, количество створок, специфика открывания, дополнительные элементы, а также все размеры.
Чертеж откатных ворот
Важно. Калитка из профнастила монтируемая в створку ворот, продумывается на этапе разработки проекта.
Пошаговая инструкция по изготовлению и установке подвесных ворот
Любая работа начинается с тщательного проектирования. После проведения замеров делается подробный чертеж, а также пошаговый план строительства консольных ворот.
Подготовка рабочего места включает в себя такие мероприятия:
- Проведение разметки. Уточняется периметр, где будет находиться сооружение.
- Удаление травы, кустов, мелких объектов придомового строительства.
- Выравнивание участка. Снятие верхнего слоя грунта, укладка подсыпки из песка и гравия.
- Размещение в канаве бетонного столба или отливка полосы цементного раствора.
Изготовление железобетонной подложки предотвратит деформацию основания при пучении грунта, рост травы и кустов, облегчит уборку территории от снега и мусора.
Порядок монтажа рамы и установка опорных столбов:
- Отрывка ям глубиной до 150 см.
- Трамбовка дна, засыпка подушки из щебня и песка, выравнивание и уплотнение смеси.
- Обработка труб противокоррозионным средством.
- Опускание опор в ямы, выравнивание камнями и подпорками.
- Замешивание и заливка бетона.
Для изготовления створок обычно используются уголки или профильные трубы. Преимущество последнего варианта в том, что путем использования вырезов и изгибов создается почти монолитная рама с одним швом. Сделать его можно не в углу, а посередине пролета, где есть возможность усилить стык.
Порядок монтажа:
- Разметка и выпиливание заготовок.
- Укладка и фиксация деталей на ровном основании.
- Проведение сварки. Сначала вертикальные и горизонтальные части. После проверки правильности размеров ставятся диагональные усилители.
- Обработка металла от ржавчины.
- Крепление облицовочного щита.
Автоматика для подвесных откатных ворот поставляется в комплекте и включает в себя механическую и электронную часть. Сначала проводится монтаж привода и зубчатой рейки. Затем подключается блок управления и выполняется настройка. Все что нужно — следовать инструкции производителя.
Установка направляющей и роликов включает в себя:
- Выпиливание в балке продольного отверстия шириной 15 мм.
- Изготовление подвесной каретки из листовой стали, штырей и подшипников путем обжимания в тисках.
- К опорам сначала привариваются кронштейны, а уже к ним присоединяется консоль.
Монтаж роликовых тележек к швеллеру:
- К каркасу полотна привариваются роликовые каретки.
- Подшипники вставляются в торцевое отверстие консоли, после чего оно заглушается.
- Полотно продвигается до упора, в месте соединения с опорами ставят ловители и амортизаторы.
В заключение сооружение оборудуется ручками и замками.
Сдвижные ворота делаются на годы, поэтому нужно сразу подобрать им оптимальный размер и дизайн. Целесообразно составить несколько эскизов, из которых выбрать самый удачный.
Принцип действия подвесных ворот
Откатные ворота с верхним подвесом
Конструктивно подвесные откатные ворота представляют собой конструкцию, предназначенную для закрывания проезда во двор дачи или частного дома путем перемещения глухого полотна по направляющим профилям. Движение мобильной части производится вдоль поверхности забора за счет мускульного усилия или электропривода.
Общее устройство сооружения:
- Полотно. Состоит из горизонтальных и вертикальных труб, образующих прямоугольник и диагональные профили усиления, служащие для стабилизации формы ворот. С внешней стороны каркаса прикрепляется обшивка — штакетник, древесно-композитные рейки, поликарбонат или профнастил.
- Верхняя подвесная балка (консоль). Представляет собой стальной профиль с проемом для размещения и движения роликовых блоков. Выполняет функцию направляющих для перемещения полотна.
- Кронштейны. Изделия Г-образной формы, соединяющие верхнюю балку с опорными стойками.
- Подвесные каретки. Закрепляемые на каркасе полотна блоки из 4-6 роликов, обеспечивающих ровное и плавное качение по направляющим.
- Опорные столбы. В зависимости от ширины проема устанавливается 2-3 стойки, забетонированные в земле на глубине не менее 150 см.
Конструкция и схема
Чтобы определить, какой вид подвижной створки на роликах и способ крепления в большей мере подходит для установки на собственной даче, нужно изучить все исполнения. Учитывая, что за пределами города не всегда появляется возможность очищать от снега, вариант конструкции со средней балкой на роликах является наиболее предпочтительным в данных условиях.
Электропривод
Секция ворот может управляться и вручную, и с помощью узла автоматики. В первом случае при условии правильно выполненного монтажа эффективность эксплуатации повышается, тогда не придется прилагать усилия для перемещения конструкции. Второй вариант конструкции еще больше упрощает задачу по управлению – достаточно нажать на кнопку, чтобы механизм начал работу.
Учитывая, что направляющий блок в данном случае установлен примерно посередине подвижной створки, узел автоматического управления можно располагать на высоте.
Особенности устройства и функционирования
Для полноты понимания, как выглядит секция на роликах со средней балкой, представлена схема:
В отличие от варианта, когда направляющая располагается снизу, в рассматриваемом исполнении задействованы двойные ролики: сверху и по низу балки. Они меньше по размеру, что не влияет на функциональность. Из схемы видно, что данный вариант конструкции выделяет несколько большая толщина. Это объясняется тем, что опоры установлены на некотором удалении от подвижной створки, потому как в этом варианте балка на роликах располагается не под воротами, а рядом с ними.
Ролики рекомендуется устанавливать внутри балки, это защитит их от негативных внешних воздействий: осадков и замерзания.
Крепление секции в зарытом состоянии обеспечивается фурнитурой: уловители (верхний и нижний), концевой ролик. Из схемы видно, что в качестве направляющего блока используется профильная труба с замкнутым контуром, тогда как в исполнении ворот с нижней балкой используется труба с прорезью для установки на роликовые опоры.
Для монтажа необходимо подготовить два отдельно стоящих столба, высотой примерно до половины проема. Для жесткости конструкции в фундамент закладывается арматура или швеллер. Все зависит от материала, из которого изготовлены столбы.
Если сравнивать все разновидности ворот откатного типа, можно выделить лишь несколько особенностей, рассмотренных выше. В целом же принцип функционирования подобных конструкций повторяется: если приложить усилия или нажать на кнопку, створка начнет движение вдоль ограды. На нижний уловитель приходится часть нагрузки. Это позволяет распределить ее более равномерно по всей секции.
Чем больше роликовый блок, крупнее консольные направляющие и тяжелее консрукция, тем больше должна быть мощность электропривода
Если в конструкцию заложен привод, остановка механизма производится с помощью концевых выключателей. Они крепятся на зубчатой рейке по обе стороны балки.
Для монтажа ворот используется сходная технология: выполняется разметка участка; готовится основание с усилением (каркас из арматуры, с закладной деталью); крепят опоры для направляющей балки (в случае, когда этот элемент располагается посередине полотна). На финишном этапе устанавливается узел автоматики, закрепляется створка. Обшивка каркаса для ворот разных видов производится аналогичным образом.