Преимущества и недостатки «плавающей» плиты
Схематическое изображение плавающего плитного основания
Общепризнанным плюсом такого основания является возможность его устройства для двухэтажного здания из кирпича или блоков. При этом, плиты можно устанавливать на разных типах грунтов, включая сыпучие и просадочные. Однако хорошие показатели прочности напрямую зависят от соблюдения норм закладки «пирога» основания.
Но, несмотря на существенные преимущества, плавающая плита обходится застройщику значительно дороже, чем, скажем, ленточное основание или использование технологии ТИСЭ. Чаще всего, плитное основание выбирают из-за надежности и отсутствия необходимости делать перекрытия подпольных участков дома.
Подготовка материалов и начало строительства
Толщина монолитной плиты под гараж и песчаной подушки зависит от почвы, на которой будет строительство. Неустойчивая, подвижная, глубоко промерзающая земля требует котлована глубиной 60-100 см. Плотная устойчивая почва, не подверженная влиянию грунтовых вод позволяет обойтись прослойкой песка в 20-30 см.
Толщина фундаментной плиты под гараж зависит не только от качества почвы, но и от веса гаража. Одноэтажное строение из легких материалов можно ставить на облегченную плиту под гараж толщиной 10 см. Гараж из кирпича требует увеличения толщины плиты на 5 см.
Схема фундамента под гараж из монолитной плиты:
Размер котлована должен соответствовать периметру гаража плюс 20-50 см. с каждой стороны. Определив толщину плиты гаража и песчаной прослойки, выполняют расчет необходимого объема песка и бетона: длина фундамента × ширину × толщину плиты (песчаного слоя).
Бетон для строительства фундамента должен обладать характеристиками:
- прочность на сжатие М300-М400;
- подвижность П3;
- минимальная водонепроницаемость W4;
- минимальная стойкость к промерзанию F200.
Некоторые строители советуют поверх песка засыпать слой щебня толщиной 10-20 см. Мелкий камень служит дренажом и необходим, если грунтовые воды расположены близко.
Арматура для сетки должна иметь диаметр сечения не меньше 1,5 см. Прутья укладывают перекрестно, на расстоянии около 20 см. Для устойчивости конструкции используют два слоя арматурной решетки, расстояние между которыми около 5 см.
Кроме бетона, песка, щебня и арматуры потребуются:
- лопаты;
- доски для опалубки;
- крепеж;
- бетономешалка;
- разметочный шнур и уровень.
В подготовленный котлован засыпают слой песка, который обильно поливают водой и дают полностью высохнуть. Песок считается достаточно утрамбованным, если на нем не остаются следы после того, как прошел человек.
Поверх песка засыпают щебень или гравий, которые так же тщательно утрамбовывают. Верхний слой утрамбованной «подушки» заливают тонким слоем бетона – это подбетонка. При большой подвижности почвы подбетонку укрепляют одним слоем арматурной сетки.
Гидроизоляция, опалубка и заливка
Существует несколько способов гидроизоляции монолитной плиты–фундамента. Самый распространенный и простой в исполнении – использование рулонной гидроизоляции.
Современные материалы (стеклоизол, рубемаст ит.п.) гораздо прочнее применявшегося в прошлом рубероида. Они относительно эластичны, не ломаются на сгибах и устойчивы к перепадам температур.
Для защиты бетонной плиты снизу материал укладывают на подбетонку или прямо на «подушку», склеивают швы при помощи газовой горелки. Края материала загибают вверх на 10-20 см.
Второй по частоте использования способ гидроизоляции плиты-фундамента – обмазочная гидроизоляция – модифицированный битум наносят кистью или валиком на подбетонку, а после высыхания поверх заливают плиту. Боковые стороны и верх застывшей плиты также обрабатывают раствором.
Менее распространена проникающая гидроизоляция, которая основана на химической реакции и действует длительное время, запечатывая мельчайшие трещины, образующиеся в бетоне. Это самый дорогой способ и в строительстве гаражей он используется крайне редко.
Для изготовления опалубки используют доски толщиной 2-2,5 см. Их сбивают в деревянные щиты, которые устанавливают по периметру котлована, плотно подгоняя друг к другу. Каждый щит должен иметь несколько внешних опор.
На подготовленное основание укладывают арматурную сетку. Слои арматуры могут быть сварены или стянуты проволокой. Проволоку предпочтительнее использовать на подвижном грунте – она позволяет конструкции сохранять «плавучесть» и предотвращает появление трещин.
Торцы плиты должны быть заармированы в форме буквы «П». На опорные части прутьев надевают специальные подставки-подпорки в виде гриба. Также для опоры сетки можно использовать любые железные предметы. Например, часто используют порезанный на части рельс или куски железной трубы.
Заливку плиты под гараж осуществляютот углов к центру. Оптимальный слой бетона под и над арматурой составляет 4-5 см. Залитый бетон желательно обработать строительным вибратором. Благодаря этому устройству бетон распределится равномерно и в плите не останется полостей.
Через сутки после заливки бетон необходимо обильно полить водой. Если на улице жарко, плиту укрывают пленкой. Время полного высыхания плиты зависит от температуры воздуха:
- от 10 до 20 градусов Цельсия – 13-15 дней;
- выше 20 градусов Цельсия – 9-10 дней.
При большой амплитуде колебания дневных и ночных температур время высыхания бетона рассчитывают по среднесуточной температуре. Продолжать строительство гаража можно, если плита приобретет 70 % прочности.
Монтаж плиты под гараж
Нет ничего сложного в том, чтобы выполнить работы по устройству монолитной плиты под гаражный бокс самостоятельно, нужно только обладать минимальными строительными навыками и денежными средствами в достаточном количестве (плита из монолитного бетона – довольно затратный вид фундамента).
Подготовительные работы, планировка участка
Перед началом бетонных работ по заливке плитного основания под фундамент, важно с особой тщательностью провести подготовительные планировочные работы. Участок стоит очистить от мусора и крупных камней, выкорчевать пни от деревьев, убрать поросль деревьев и кустарников, провести планировку территории
Разметку будущего фундамента проводят прямо на строительном участке после планировочных работ. Углы постройки отмечают колышками, между которыми натягиваются бечевки. Длину и ширину плиты вымеряют с особой тщательностью – любое несоответствие размеров может вызвать перекос конструкции фундамента и возведенного на плите здания гаража.
Для того, чтобы проверить соответствие размеров, стоит натянуть бечевку по диагонали участка – результаты промеров должны быть абсолютно одинаковыми.
Земляные работы по устройству монолитной плиты
Для устройства подушки из бетона необходимо вырыть котлован, который обычно имеет глубину от 30 до 50 см. В некоторых случаях толщину плиты приходится делать больше, но при этом следует помнить, что стоимость такого фундамента резко возрастает.
Дно вырытого котлована заполняется щебнем, который ровным слоем выкладывают на грунт и тщательно утрамбовывают. Высота щебеночного основания может составлять от 10 см.
Подготовительный слой из щебня засыпается крупным кварцевым песком, который разравнивается по площади котлована и в высоту должен соответствовать толщине щебеночной подготовки. Песчаный слой необходимо утрамбовать, если трамбование вызывает затруднение – полить водой, а затем повторить операцию.
Опалубочные работы и изготовление арматурного каркаса
По периметру котлована возводится деревянная опалубка, высота которой должна быть несколько выше толщины опорной монолитной плиты. Устройство опалубки начинают с одного угла, в который вбивается первый опорный колышек
Колышки выставляются по всему периметру через равные расстояния, при этом очень важно следить за соблюдением вертикального положения. Доски опалубки крепятся саморезами, при их монтаже важно проводить закрепление досок с наименьшим зазором между ними
После установки опалубки следует приступать к устройству каркаса из арматуры. Допускается применять для армирования монолитного плитного фундамента арматуру диаметром не менее 12 мм. Вязку каркаса выполняют с помощью вязальной проволоки или сварки. Размер ячейки не должен превышать 20 см.
Выбирая между сварным способом изготовления арматурного каркаса и способом с применением вязальной проволоки, стоит отметить, что оба способа имеют свои достоинства и преимущества, но второй – надёжнее.
Заливка бетонной смеси
Качество фундамента во многом зависит от соблюдения технологического процесса заливки бетона. Допускается применять бетон не ниже М-250, идеальный вариант – М-350. Лучше всего, если процесс заполнения подготовленной опалубки бетоном будет непрерывным – таким образом, удается избежать неравномерного схватывания бетонной смеси и образования мостиков холода.
Лучше всего заказать бетонную смесь, которую поставляют в специальных миксерах. Заполнение опалубки начинается из одного угла, бетонная смесь распределяется по конструкции, с постоянным уплотнением вибраторами
Очень важно избежать пустот при заливке плитного основания, их наличие значительно ослабит несущую способность фундаментной подушки
При изготовлении бетонной смеси вручную, бетономешалки важно поставить с разных сторон фундамента, заполняя опалубку с противоположных углов, при этом очень важно выполнять тщательное уплотнение бетонной смеси вибраторами. Посмотрите видео, как правильно монтировать плиту под гараж:
Посмотрите видео, как правильно монтировать плиту под гараж:
Подготовительные работы
Строительные работы начинают с подготовки участка, на котором будет сооружаться гараж. Устройство места под фундамент осуществляется в два последовательных этапа, с особенностями которых нужно разобраться.
Разметка
Очень важно заранее определить размеры фундаментного котлована и разметить территорию, где он будет выкапываться. Делать фундамент без предварительной разметки нельзя, так как в будущем из-за этого появятся проблемы с созданием крыш или стенок
Чтобы правильно разметить участок, понадобятся такие инструменты:
- шнурка;
- колья;
- рулетка;
- шпагат.
Сначала в одном из углов будущего строения устанавливается колышек, после чего определяют остальные углы и устанавливают на их месте оставшиеся разметочные колья. Затем между колышками натягивают шнурку, которая является границей гаража и фундамента.
Выбор блоков для фундамента
Производя укладку блоков ФБС старайтесь использовать блоки, длина которых 2380 мм. Дело в том, что чем меньше на фундаменте будет вертикальных швов, тем он будет более прочным. И с такими блоками ваши затраты на услуги крана значительно уменьшатся, а время работ заметно сократится.
Если грунт ослаблен, то ширину основания фундамента желательно увеличить. Это значит, что 1-й ряд следует выкладывать из блоков-подушек, между которыми расстояние не должно быть больше 0,7 метров. Заполняется оно грунтом с послойным утрамбовыванием. При этом в первом ряду все швы блоков (вертикальные) должны быть расположены над подушками.
На ослабленных грунтах, чтобы увеличить прочность фундамента, сооружают по верхнему ряду блоков специальный железобетонный пояс, толщина которого должна составлять около 30 см. Делая фундамент для гаража своими руками, каркас сооружаем из четырех прутков в 10 мм диаметром.
По причине массивности стандартных блоков ФСБ при самостоятельном возведении фундамента можно использовать керамзитобетонные образцы с габаритами 20х20х40см. При этом их вес не должен превышать 30 кг.
Необходимо отметить, что фундамент из блоков ФБС — это залог надежной опоры гаража, но только если придерживаться существующих строительных норм. Это означает, что даже если вы строите гараж сами, то это не дает вам права не следовать правилам. Лучше всего не полагаться на интуицию, а последовать компетентным советам.
← Предыдущий материал
Следующий материал →
Строим бетонный гараж
Современные строительные технологии дают три возможности построить бетонный автобокс:
- собрать из отдельных плит при помощи анкерных соединений,
- установить готовый цельный блок.
- При этом, есть еще комбинированный вариант, например, использовать готовые железобетонные изделия в качестве плит перекрытия для кирпичного или блочного строения.
Какие преимущества дает каждый из этих вариантов, и с какими проблемами можно столкнуться?
Модульный сборный железобетонный гараж
В зависимости от выбранной модели, гараж из железобетонных плит, может иметь различные размеры и массу. Вес модульной конструкции колеблется в пределах 10 – 17 тонн.
- Конструктивные модули включают в себя плиту пола и фасадную плиту для установки ворот.
- Цена конструктора ЖБИ, в зависимости от завода изготовителя и комплектации, может достигать 60 000 рублей, но в среднем по рынку цена качественного гаражного комплекта составляет около 40 тысяч.
- Собрать такое здание можно в течение короткого времени, всё зависит от оснащённости спецтехникой.
- Обязательным условием является наличие уже залитого фундамента для здания.
Благодаря экономичности, такие гаражи очень популярны в массовой застройке
Монолитная цельная конструкция
Такие моноблоки собираются на заводе и транспортируются к месту установки уже в готовом виде. Установка занимает минимум времени.
- Дополнительным плюсом является то, что автобокс легко может сменить место дислокации: при помощи строительной техники его можно перевезти в новое место совершенно без потерь по качеству.
- К основным минусам монолитного гаража является уже готовые типоразмеры. При заказе вам предложат выбрать из имеющихся вариантов, заказать конструкцию под свой размер не получится.
- Примерные размеры стандартных цельных железобетонных гаражей в таблице ниже (в зависимости от завода-изготовителя габариты могут незначительно колебаться)
Тип машины | Количество машиномест | Ширина по фасаду (м) | Глубина помещения (м) | Высота потолков (м) |
Жигули | 1 | 3,2 | 6 | 2,6 |
Жигули | 1 | 4,5 | 6 | 2,6 |
Газель | 1 | 3,5 | 6,2 | 2,6 |
Газель | 1 | 4,5 | 6,5 | 2,9 |
Цельный железобетонный гараж с металлическими воротами
Конструкция в опалубку
Самостоятельно построить такой гараж очень трудно. Чтобы здание было прочным необходимо соблюдать нормативы по марке и прочности бетона и объему армирования. Кроме того, стены и перекрытия должны строго соответствовать вертикальному и горизонтальному уровню.
В одиночку с данными работами не справиться, а значит, придется рассчитывать на привлеченных работников. В среднем, с учетом сметной стоимости затрат на постройку типового гаража способом съемной опалубки, купить моноблок будет дешевле.
Практика показывает, что оптимальный уровень затрат и экономии достигается в том случае, если покупать блок гаража без отделки или комплект плит для сборки. А работы по заливке фундамента, монтажу модулей, гидро- и теплоизоляции, а также внутренней отделке осуществлять самостоятельно.
Сборная конструкция гаража легко разбирается и перевозится
Фундамент для гаража
Любая конструкция здания гаража обязательно предполагает наличие фундамента. Есть множество статей о том, какое основание лучше выбрать.
В случае строительства здания при помощи опалубки, в качестве фундамента заливается бетонная плита под гараж. Наиболее распространённым типом базисной основы является ленточный фундамент различного заглубления.
Ленточный фундамент под гараж
Рассмотрим способы сэкономить при закладке фундамента гаража, не пожертвовав при этом эксплуатационными характеристиками
В данном вопросе очень важно понимать, какие качества готовой конструкции очень важны — а какие являются лишь приятным бонусом, но не обязательны для успешного пользования гаражом
- Материалы: при заливке ленты под гараж можно использовать крупнозернистый песок, щебень 2 сорта и цемент марки М200-М300. Экономию на качестве составляющих раствора бетонной смеси можно позволить потому, что основная цель создать тяжелое основание, максимальная прочность в данном случае не столь необходима.
- По этой же причине, некоторый объем ленты можно набрать отходами строительства, близкими камню по прочности. До 1/3 объема траншеи можно набрать камнями, осколками кирпича и тяжелым строительным мусором.
- Поверхность фундамента для установки гаража должна быть ровной, поэтому по окончании работ, пройдитесь широким шпателем по поверхности ленты. Это позволит не тратить дополнительных средств на выравнивание.
Монтаж сборного гаража
При покупке комплекта плит для сборного гаража, заводом выдается подробная инструкция по его установке. Общим для таких сооружений является последовательность действий, хотя детали и способы соединений могут отличаться.
Сборка гаража на месте
Основные этапы:
- на подготовленный фундамент производится установка плит нижнего перекрытия (пол);
- собираются и устанавливаются фасадная и боковые стены;
- периметр фиксируется при помощи задней стены строения;
- при необходимости производятся мероприятия по дополнительной фиксации панелей периметра;
- монтируются плиты верхнего перекрытия.
После сборки конструкции ЖБИ производится монтаж ворот выбранного типа и гидроизоляция крыши. При необходимости проводятся мероприятия по теплоизоляции помещения.
Установка монолитного гаражного блока
Установить монолитный блок гораздо проще: вам привезут уже готовый гараж, его лишь надо будет смонтировать на фундамент. Предварительно необходимо получить разрешение на возведение монолитного здания в соответствующих инстанциях.
Выдает разрешение орган местного самоуправления. Гараж, установленный без такого разрешения, является возведенным незаконно и по решению суда может быть обязателен помечен к сносу.
Утепляем и гидроизолируем конструкцию
Бетонный гараж монолитный или сборный не будет пропускать воду, но при этом влажность в боксе заводской комплектации будет довольно высокой.
- Необходимо провести гидроизоляционные работы нижней части строения на стыке с фундаментом.
- Чтобы предотвратить образование повышенной влажности, следует гидроизолировать стены снаружи на высоту до 25 см от уровня грунта.
- Для того чтобы улучшить условия эксплуатации гаража, следует провести мероприятия по утеплению стен и крыши.
- Не лишним будет провести отделочные работы, для придания помещению внешней привлекательности и уюта.
Как утеплить гараж из бетонных плит своими руками:
- Для теплоизоляции сборного гаража из ЖБИ подойдут плиты пенопласта или пеноплекса. Такие работы позволят не проводить мероприятий по монтажу системы отопления.
- Листы теплоизоляции крепятся снаружи стен на специальный клеевой раствор и фиксируются дюбель-зонтиками.
- Поверх теплоизоляции здание проклеивается армирующей сеткой, утапливаемой в раствор. Сверху сетка шпаклюется и при необходимости красится.
Пеноплекс – прекрасный материал для внешней теплоизоляции
Если гараж планируется использовать круглый год или в ситуации, когда необходимо провести отопление, перед тем, как настилать декоративный материал крыши, верхние плиты перекрытия также следует утеплить, как показано на видео в этой статье.
Закладка своими руками
После проектирования, составления сметы и закупки стройматериалов приступают непосредственно к строительным работам:
Вначале убирают участок от крупного мусора, снимают плодородный слой почвы и размечают рабочее поле.
- Устраивают подушку под плиту фундамента. Песок (речной, карьерный) высыпают слоями по 20–30 см, увлажняя и утрамбовывая каждый раз поверхность. Уплотненную песчаную насыпь застилают геосинтетической тканью. Сверху укладывают слой среднефракционной щебенки.
- Монтируют опалубку для монолитной плиты фундамента по периметру будущей плиты. С внешней стороны опалубку подпирают брусьями, чтобы ее стенки не разошлись под напором раствора.
- Из армированных стальных прутков диаметром 12–14 мм монтируют силовой каркас в виде сетки с проектным размером ячейки. Чтобы исключить преждевременную коррозию металла, армокаркас должен быть заглублен в тело плиты минимум на 5 см с каждой стороны. Для того, чтобы обеспечить проектное расстояние, внутри опалубки выставляют перемычки. Правила, как выбрать подходящий металлопрокат и схемы сборки конструкции, регламентированы действующим СП 63.13330.2012. Частные застройщики выбирают способ ручного или полуавтоматического вязания армирующей сетки вместо фиксации деталей методом сварки, поскольку такой способ проще и гарантирует прочность готового изделия.
- На поверхности подушки из нерудных материалов выстилают слой гидроизолятора (полиэтиленовой пленки, рубероида), чтобы предотвратить просачивание почвенной влаги через дно конструкции.
- Варианты утепления плитного фундамента: по периметру конструкции внутри опалубки или вместо нее (съемная опалубка); в теле фундамента между слоем гидроизоляции и бетонной стяжкой; сверху плиты в качестве утепления чернового пола. Среди всех существующих утеплителей набольшим спросом у практикующих строителей пользуется пеноплекс (экструдированный пенополистирол) – материал, обладающий достаточными теплоизоляционными и прочностными характеристиками наряду с доступной ценой. Оптимальная толщина листов пеноплекса для утепления фундамента – до 10 см (зависит от геологии, климата и проектных нагрузок).
- Водопровод, канализацию и линии электроснабжения можно заложить в процессе строительства плитного фундамента в специальных гильзах и устроив в плите специальный приямок. Трубы кладут в заранее подготовленные и утрамбованные в нерудной подушке траншеи. В фундаментах типа УШП система водяного отопления для пола смонтирована непосредственно в бетонной стяжке.
- На участках с переувлажненным грунтом устраивают дренаж для отвода избыточных вод. Доступная методика для частного строительства заключается в укладке перфорированных пластиков труб на дне расчищенной площадки для фундамента.
Технология строительства фундамента из плит рассмотрена в этой статье, как обустроить дренаж плитного основания — в этой, специфика прокладки коммуникаций — в этой.
Как вязать арматуру для фундамента из монолитной плиты, можно узнать здесь, как выбрать арматуру — тут, особенности армирования рассмотрены здесь. Об устройстве опалубки читайте тут, подушки — здесь.
Об утеплении монолитной плиты читайте в этой статье, с использованием Пеноплекса — в этой, какой геотекстиль использовать — в этой, о гидроизоляции — тут. О самостоятельном возведении плитного фундамента под гараж можно узнать из этой публикации, для бани — в этой, для дома из газобетона — в этой.
Варианты конструкции
Универсальность монолитной плиты в качестве фундамента обусловлена возможностью выбора между обычной, армированной по краям и облегченной конструкцией.
Обычная монолитная плита представляет собой сплошное, заглубленное или расположенное на поверхности земли, основание толщиной 10-60 см.
Армированная по краям конструкция может располагаться на любой удобной глубине (обычно 1,5-2,5 м.) и представляет собой ровный слой монолита, по периметру которого выше уровня земли поднимаются ребра жесткости.
При помощи опалубки они также заливаются бетоном и впоследствии могут смыкаться сверху, образуя монолитный короб, который может служить одновременно фундаментом для гаража, подвалом или цокольным этажом. Из-за дороговизны и сложности такую конструкцию в частных гаражах используют редко.
Облегченный вариант фундамента прост в исполнении и позволяет сэкономить на бетоне и арматуре. Он подходит для гаражей из легких материалов: дерева, пеноблоков, не тяжелых каркасных конструкций. Облегченный фундамент заливается на основе арматурной сетки, образующей квадраты со стонами от 1 м. до 1,5 м.
Он похож на ленточный, но в ленточном залитая бетоном арматура является опорой для несущих стен. При устройстве облегченного монолитного фундамента нагрузка распределяется равномерно по всей его площади. Сверху облегченного фундамента может быть залит небольшой слой бетона, образующий пол, но может быть положен и любой другой, подходящий для гаража пол.
Монолитная плита отличный фундамент под гараж
И с этим сложно не согласиться. Монолитная бетонная плита обладает высокими эксплуатационными и техническими характеристиками.
Она обладает рядом существенных преимуществ:
- Невысокая стоимость в сравнении с другими способами строительства фундамента.
- Большая площадь соприкосновения фундамента с грунтом создает отличную несущую способность.
- Равномерное распределение нагрузки позволяет строиться на проблемном грунте.
- Монолитный железобетон – отличный выбор с целью постройки цокольного этажа.
Но у такой конструкции есть и недостаток. При строительстве гаража на таком фундаменте невозможно обустроить подвал. Серьезный это недостаток или нет, решать вам.
Фундамент под гараж из пеноблока
Если вы решили построить гараж из пеноблоков, то, сооружая для него фундамент, стоит учесть технические характеристики блоков. Сам по себе пеноблок – легкий материал. Поэтому сооружать слишком мощный и тяжелый фундамент нет необходимости. В таких обстоятельствах большую роль играет тип грунта на строительной площадке.
Гараж из пеноблоков на ленточном фундаменте
Если уровень залегания подземных вод составляет ниже 2 м, то достаточно соорудить ленточный фундамент с глубиной до 0,5 м. Если же грунт на строительной площадке пучинистый, то делать фундамент необходимо будет монолитный, как вариант из бетонной плиты. Почему такой контраст, если пеноблок сам по себе легкий материал? Дело в том, что этот материал плохо переносит нагрузку на изгиб. Как следствие он трескается и разрушается. И если грунт начнет двигаться, то для предотвращения такого на фундамент устанавливается бетонная плита. В результате стены и фундамент будут одним целым. Стены из пеноблоков никогда не пойдут на излом.
Универсальный фундамент – монолитная плита
Любой непрофессионал, решивший построить своими руками гараж столкнулся со сложностью выбора фундамента. Практически каждый задавался вопросом: «неужели нет универсального фундамента?». На самом деле в данной ситуации довольно сложно говорить об универсальности. Но меньше всего проблем, при наличии негативных факторов, доставит фундаментная плита, иначе говоря плавающий фундамент.
Плавающий фундамент – это монолитная железобетонная плита, которая кладется под здание. Такая конструкция хорошо распределяет нагрузки и оптимально подходит для одноэтажного гаража без дополнительных углублений (смотровой ямы, погреба). Плитный фундамент может эксплуатироваться даже в качестве пола, но лучше произвести утепление и сделать дополнительное покрытие.
Монолитная плита не просто так носит название «плавающий фундамент». Оно напрямую связанно с ее свойствами: при осадке или растрескивании грунта от сильных морозов, не происходит деформация фундамента и здания. Конструкция, вместе с плитой плавно усаживается, что обеспечивает долговечность и практичность строению.
Плюсы и минусы плавающего фундамента
Монолитная плита под гараж имеет множество положительных моментов, благодаря которым ее использование так широко распространено.
- Монолитной плите не страшны геологические проблемы. Такой фундамент не боится усадки, вспучивания и подмывания.
- Высокие грунтовые воды не помеха для гаража, выстроенного на монолитной плите. При условии правильной гидроизоляции и соблюдении технических норм, в гараже всегда будет сухо.
- Плитный фундамент может выступать в качестве пола, что позволит упростить работу и немного сэкономить. Как правило, сверху на плавающем фундаменте делается утепление и кладется основное покрытие.
- Конструкция железобетонной плиты позволяет сделать в гараже теплый пол. Это отличная альтернатива неравномерному и неэкономному отоплению.
- Монолитность конструкции обеспечивает 100% защиту от грызунов и насекомых, которые могут проникать через землю и пол.
Ну и главным достоинством конечно же является простота самой конструкции. Даже если вы никогда не делали ничего подобного, тщательно изучив вопрос, можно своими руками сделать надежный плавающий фундамент под гараж, который без нареканий прослужит вам много лет.
Хоть недостатков у такой конструкции мало, но все-таки они есть. Во-первых, такой фундамент исключает обустройство смотровой ямы или погреба. Но они и нужны не каждому. Во-вторых, установка монолитной плиты подразумевает под собой большой расход арматуры и бетона, что довольно затратно. Опять же, надежность и долговечность стоит этих расходов.
Подытоживая обзор основных качеств и свойств плавающего фундамента, можно сказать, что это самое практичное и простое решение для проблемных участков.
Варианты конструкции
Монолитная плита под гараж универсальна тем, что есть несколько вариантов конструкций. Вы можете использовать ту, которая наиболее соответствует вашим требованиям и финансовым возможностям.
1 Обычная
Обычная плита представляет собой сплошное основание, толщиной от 10 до 60 см, расположенное в углублении или на поверхности.
2. Армированная по краям
Такая конструкция может располагаться на любой удобной глубине (1,5-2,5 м). Армированная по краям монолитная плита представляет собой ровное основание с ребрами жесткости, размещенными по периметру. При помощи опалубки ребра также заливаются бетоном, образуя стены. Сверху формируется еще одна железобетонная плита на арматуре. В итоге мы получаем прочный фундамент с цокольным помещением, которое можно использовать как подвал или погреб. Из-за сложности и дороговизны в частных гаражах такая конструкция применяется не очень часто, но практически все многоэтажки строят именно по этому принципу.
3. Облегченная (решетка)
Такая конструкция позволяет немного сэкономить на материалах, правда и подходит только для гаражей из легких материалов (дерева, пеноблоков). Облегченный фундамент представляет собой не сплошную плиту, а решетку с ячейками (от 1 до 1,5 м). Монолитным такой фундамент можно назвать с натяжкой, он скорее похож на ленточный. Но тем не менее, с таким фундаментом нагрузка распределяется гораздо равномернее, а сама конструкция здания более устойчива.
Материалы и инструменты
В большинстве случаев фундамент под гараж выполняется монолитным, из ж/б. Для заложения таких конструкций потребуются:
- Инструменты или оборудование для земляных работ (лопаты, ломик, кувалда, уплотнители грунта).
- Лазерный нивелир, водяной уровень, длинная рулетка, колья и бечевка.
- Бетономешалка, тачка и емкости для перемещения раствора.
- Материалы для установки опалубки.
- Рулонная гидроизоляция, плиты утеплителя или геотекстиль.
- Щебень, песок (как для приготовления бетона, так и для подсыпки подушки), цемент с маркой от М400, вода.
- Композитная или металлическая арматура с сечением от 8-12 мм, вязальная проволока или хомуты, крючок, пластиковые стаканчики или элементы для поддержки каркаса.
Преимущества и особенности монолитных плит
Цельные железобетонные плиты широко применяются при возведении оснований строительных объектов благодаря комплексу преимуществ:
- простоте конструкции. Цельная железобетонная база размещается по всей площади здания на уровне нулевой отметки или с незначительным заглублением в почву. Не требует увеличенных объемов земляных работ, выполняется за ограниченное время;
- приемлемому уровню затрат. Снижение сметной стоимости бетонирования достигается за счет подачи значительных объемов бетона с транспортных средств с помощью лотков. При этом для вязки арматуры, заливки и вибрационного уплотнения бетона используется труд малоквалифицированных рабочих;
- повышенной несущей способности. Увеличенная площадь опорной поверхности и жесткий пространственный каркас усиления позволяют максимально загружать монолитную плиту фундамента. Конструкция гарантирует обеспечение устойчивости возводимого здания при подвижках почвы;
- обеспечению целостности стен строения. Монолитная платформа под дом не подвергается локальным деформациям, равномерно передает на грунт вес конструкции, компенсирует пучение почвы в зимнее время;
- объединению основы постройки с черновым полом. Монолитная основа выполняет функцию чернового пола. Она позволяет обустроить пол нижнего этажа без использования железобетонных плит и заливки стяжки для напольного покрытия;
Перед началом работ осуществляется анализ грунта
- возможности сооружения плитной основы на сложных почвах. Отсутствие необходимости углубления в грунт снижает трудоемкость земляных мероприятий в районах с близко расположенными водоносными слоями, а также в зонах глубокого промерзания почвы;
- универсальности. Цельную фундаментную плиту можно использовать для легких строений, а также зданий с тяжелыми стенами из кирпича или бетонных блоков.
Плитная конструкция наряду с достоинствами имеет ряд недостатков:
- Проблематичность обустройства на наклонных участках, где велика вероятность сдвигов почвы. Проблема решается путем заливки монолитно с основанием ребер в нижней части наклонного участка, которые фиксируют площадку.
- Повышенная сметная стоимость, связанная с привлечением к выполнению работ на договорной основе строительных фирм. Самостоятельное строительство позволяет значительно уменьшить затраты.
- Увеличение объемов работ по выемке грунта и бетонированию при строительстве цокольного помещения. Это связано с необходимостью заливки бетонной основы ниже нулевой отметки на дне котлована.
Особенности плитного основания связаны с различным расположением площадки относительно нулевой отметки. Цельная основа может выполняться:
незаглубленной. Обустраивается без выемки грунта на предварительно спланированной поверхности почвы;
Стандартная монолитная плита больше всего востребованная в сооружениях с наличием подвального помещения
- мелкозаглубленной. Основание здания погружается в почву на глубину 30–40 см до совпадения опорной поверхности с нулевой отметкой;
- заглубленной. Применяется при возведении зданий, имеющих подвальные и цокольные помещения. Строительство связано с выполнением значительных объемов земляных работ, резким увеличением затрат.
Плитный фундамент отличается конструкцией и способом формирования:
- Монолитный заливается в опалубку с установленным арматурным каркасом. Вся конструкция заливается в один прием, образуя цельную основу. Конструкция характеризуется повышенной прочностью.
- Сборный состоит из отдельных железобетонных плит, которые уложены на щебеночную подушку. Зазоры между ними бетонируются, а поверхность выравнивается небольшим слоем раствора. Сборный вариант основания проигрывает монолитному по прочностным характеристикам.
Для строительства прочного фундамента требуется:
- применять качественную стальную арматуру;
- соблюдать рецептуру при изготовлении бетонного раствора;
- придерживаться технологии выполнение работ.
Более прочной основой служит плита, которая имеет ребра жесткости
Соблюдение указанных требований позволит сформировать надежное основание здания, избежать появления трещин на стенах.