Возможные сложности при приватизации и законодательные сроки
Перевести гараж и иные строительные объекты хозяйственного назначения в частную собственность можно на бесплатной основе. Затраты владельца ограничиваются уплатой пошлин и расходами, связанными со сбором документов.
Продление закона происходит уже в четвертый раз. Несмотря на отсутствие платы за смену собственника, граждане не торопятся в государственные органы с документами. По данным статистики, 20% хозяйственных построек до сих пор не имеют кадастрового номера.
Главные трудности в вопросе, как приватизировать свой гараж, наступают на этапе сбора документов. Части требуемых бумаг может не оказаться на руках у гражданина, а их получение – непростой и длительный процесс. Особую сложность вызывает регистрация построек, возведенных в «лихие 90-е», когда права собственности не имели четкого законодательного регулирования.
В зависимости от характера постройки гаражи подразделяются на два типа: отдельно стоящие и соединенные в единую конструкцию общими стенами. В первом случае владелец вправе самостоятельно реализовать процедуру смены собственника, во втором необходима добрая воля и желание действовать со стороны всех членов кооператива.
Как правильно купить гараж в собственности
Человеку, покупающему гараж, необходимо знать, что владелец гаража может продать его только в случае, если он обладает правом собственности на него, зарегистрированным в общем порядке. Например, владелец гаража не может отчуждать (дарить, продавать, завещать и т.д.) его, если он входит в состав гаражно-строительного кооператива, в котором доли в праве собственности не были выделены должным образом. Фактически такой владелец гаража является его номинальным пользователем, не имеющим никаких прав собственности.
По общему правилу в случаях, если право собственности возникло до начала действия Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», т.е. до 21.07.1997, у собственника должны иметься:
- Документы, на основании которых право собственности было получено, зарегистрированные в БТИ.
- Регистрационное удостоверение из БТИ.
У Бюро технической инвентаризации тогда были функции регистрации объектов недвижимости. В соответствии с вышеназванным законом эти документы имеют юридическую силу и на данный момент.
Однако, для осуществления сделки купли-продажи гаража (или любого другого перехода прав) необходимо, чтобы в Едином государственном реестре существовала запись о регистрации права собственности на объект, а на руках у продавца находилось свидетельство о регистрации права собственности, выданное отделом государственной регистрации прав на нежилые объекты недвижимости территориального Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Служба госрегистрации).
Порядок оформления индивидуального гаража в собственность
Документы для оформления гаража в собственность:
- Заявление.
- Паспорт, удостоверяющий личность.
- Технический паспорт на объект недвижимости.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
- Свидетельство о предоставлении земли в бессрочное пользование (аренду), если право собственности на землю не зарегистрировано.
- Кадастровый паспорт земельного участка.
При этом оформление земельного участка в собственность возможно только в случае, если гараж является капитальной постройкой.
Для этого в регистрирующую организацию потребуется представить следующие документы:
- Свидетельство о предоставлении земли в бессрочное пользование (аренду).
- Свидетельство о праве собственности на гараж.
- Кадастровый паспорт земельного участка.
- Заявление от владельца гаража
Кадастровый паспорт земельного участка оформляется Службой госрегистрации с предварительным выездом инженера, осуществляющим необходимые измерения.
Как оформить гараж в кооперативе в собственность
Для регистрации права собственности на гараж в Службу госрегистрации требуется представить следующие документы:
- Заявление.
- Паспорт, удостоверяющий личность.
- Справка о полной выплате пая, которая является правоустанавливающим документом на гараж в гаражном кооперативе.
- Технический паспорт на объект недвижимости.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
В случаях, когда в рамках конкретного гаражного кооператива выделение права собственности происходит впервые, то потребуется представить дополнительные документы о гаражном кооперативе как юридическом лице:
- Устав гаражно-строительного кооператива.
- Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
- Свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет.
- Документы, в которых закреплены полномочия председателя кооператива.
- Справка о членстве в гаражном кооперативе.
- Документ о землеотводе под строительство гаражей.
- Разрешение на строительство.
- Разрешение на ввод гаражей в эксплуатацию.
При оформлении прав собственности в гаражном кооперативе земля, на которой находятся гаражи, может быть выкуплена у муниципалитета. При этом она становится общей долевой собственностью всех участников кооператива, разделенной пропорционально площади гаражей.
Для выкупа земли под гаражами у муниципалитета необходимо представить следующие документы:
- Устав кооператива.
- Протокол общего собрания участников, на котором было принято решение о выкупе земли.
- Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
- Свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет.
- Свидетельство о предоставлении земли в бессрочное пользование (аренду).
- Технический паспорт на каждый гараж.
- Кадастровый паспорт всего земельного участка.