Поэтапный монтаж откатных ворот
Только грамотное построение процесса даст результат в виде надежной и качественной конструкции.
Этапы:
- Возведение стоек;
- Подготовка фундаментной основы;
- Создание полотна;
- Установка ворот.
Рекомендуется соблюдать план работ, не отступая от него. Каждое действие стоит контролировать измерениями.
Установка столбов
Монтаж стоек – ответственный процесс, от которого зависит надежность установки всего сооружения. Их делают из бруса, металла, бетона или кирпича.
Специалисты советуют заливать бетоном стойки на глубине не меньше метра. А на территории, где грунтовые воды расположены сильно высоко, стоит создать общий фундамент под все компоненты конструкции.
Лучше всего в качестве стоек подходят стальные трубы. Улавливатели и поддерживающие элементы фиксируют сваркой.
При возведении кирпичных или каменных стоек, в стене делают закладные. Они представляют собой стальные площадки с соединенными прутками или проволокой.
Строительство фундамента
Размечают фундаментную основу опорной территории. Подготавливают котлован для заливки. От забора на расстоянии полуметра роют траншею. Сама фундаментная часть должна превышать длину противовеса примерно на 30 см.
Если планируют оснастить ворота автоматическим приводом, то на этапе рытья траншеи прокладывают проводку. Их оборачивают гофрированным кожухом из пластика.
Роль закладной исполняет швеллер. Его усиливают арматурным каркасом.
Этапы создания фундамента:
- Подготовка траншеи (метр-полтора);
- Нарезают стержни из арматуры: покороче и подлиннее. Первых делают больше, потому что потом их используют как перемычки;
- Длинные отрезки фиксируют к боковым сторонам швеллера. Сформируется конструкция, напоминающая скамейку с ножками;
- Прутки, лежащие друг напротив друга, скрепляют попарно;
- В яму устанавливают закладную, подгоняют швеллер;
- Монтируют опалубку и пояс из арматуры;
- Заливают цементным раствором, утрамбовывают.
Изготовление створки
Чтобы соорудить каркас применяют профильные трубы. Их сечение не меньше 50 на 50 мм. Чтобы створки не перекосило, создают специальную платформу с четкой горизонтальной поверхностью. Определяют широкую, ровную поверхность с едва заметными щелями. На ней раскладывают рейки или бруски. Уровень измеряют лазерным или строительным оборудованием.
Полотно сваривают снизу вверх.
Этапы:
- Создают наружную раму. Она исполняет роль главного каркаса полотна;
- К основанию крепят детали заполняющего каркаса. Он нужен для фиксации профлиста, а также каркас повышает жесткость конструкции;
- Сварочные швы шлифуют, а сами ворота грунтуют;
- Пульверизатором красят в 2-3 слоя;
- Воротное полотно обшивают профлистом, который закрепляют метизами.
Инструкция по сборке конструкции
Этапы сборки:
- Размечают участок. Обозначают траекторию передвижения полотна вдоль направляющим;
- Обозначают место, где будет установлена конструкция и передняя роликовая тележка. Соблюдается незамысловатый принцип – дальность расстояния между опорами влияет на уменьшение нагрузки на подшипники. Но, набор опорного механизма все же монтируют не по краю столба, которые ближе расположен к проезжей части. Расстояние составляет 15 см в сторону перемещения. Так делают, чтобы накатный ролик не выходил на проезжую часть;
- Площадки для поддерживания роликов устанавливают в определенных точках. Фиксируют сварочным аппаратом. Только после этого монтируют роликовый механизм;
- При установке полотно, направляющую наводят на роликовые детали. Контролируют грамотность монтажа, снимают полотно и тележки;
- Подваривают пластины регулировки;
- Монтируют обратно стойки и полотно, надежно сваривая конструкцию в закрытом виде;
- Проверяют вертикальность положения строительным уровнем;
- Накатной механизм монтируют во внутренней части направляющей. Потом его закрепляют метизами. Для большей надежности используют сварочное оборудование.
- Сверху на полотне крепят роликовый ограничитель. Шину для поддерживания приваривают. Потом уже проверяют вертикальность расположения конструкции;
- Устанавливают нижний улавливатель. Отмечают место его монтажа при запертом сооружении. Его скобу подводят под роликовый механизм, прижимая до абсолютного соприкосновения. Его фиксируют метизами, чтобы его состояние возможно было контролировать в будущем;
- При запертой конструкции делают разметки в местах размещения верхнего улавливателя. Его прикрепляют к стойке.
По завершению монтажа регулируют роликовые механизмы, шины и улавливатели. Торцы направляющих оснащают заглушками, а стыки после сварки шлифуют и красят.
Особенности фундамента
Перед тем как сделать раздвижные ворота, нужно залить фундамент, который будет удерживать опорные столбы. Другие варианты в этом случае не используются, так как только столбчатые конструкции способны удержать тяжелую раздвижную створку. При изготовлении столбчатых оснований используйте уровень. Для движения створки вам нужно будет залить П-образную конструкцию. Для этого:
- выкопайте траншею с глубиной 60 сантиметров;
- засыпьте дно песком (слой 15 сантиметров) и утрамбуйте;
- обрежьте арматуру до длины в 1 метр и приварите ее к полкам швеллера;
- уложите сварную конструкцию в траншею прутами вниз и выровняйте по уровню;
- залейте каркас цементом.
До полного высыхания фундамент нужно оставить на одну неделю. При его возведении учтите, что верх швеллера должен быть не выше уровня земли, чтобы не создавать помех для автомобиля. Если вы неправильно изготовите основание, самодельные раздвижные ворота не будут нормально функционировать.
Роликовый механизм для раздвижных ворот своими руками
После укладки направляющего швеллера, к нему потребуется приварить шпильки. В последующем к ним крепятся роликовые платформы. Некоторые мастера практикуют сразу приваривать платформы к закладной, но это неправильно. Это обоснованно тем что фундамент со временем дает усадку, даже небольшое смещение приводит к тому что ворота не будут должным образом функционировать. Если устройство выполнено на шпильках, то при любых изменениях есть возможность провести регулировку.
Покупая каретки важно изучить конструкцию. Важно чтобы были закрытые подшипники качения
Чаще они располагаются двумя рядами по 4 штуки в каждом. Не менее важным компонентом является смазка, предпочтительнее чтобы она была морозостойкой и в состоянии выдерживать температурный перепад до -60 градусов. Платформа, к которой крепиться каретка должна быть оцинкованной и цельнолитой, покрытой сверху специальной защитной смазкой.
Ролики должны двигаться очень легко без затруднений. Именно на них действует большая нагрузка. Некоторые производители комплектующих дают на свои изделие гарантию сроком до 10 лет.
Виды откатных ворот
Несмотря на всю свою эксклюзивность, идея откатных ворот ненова, и в разные времена реализовать ее пытались по-разному.
Подвесные
Решение советских инженеров. Створка движется по установленной на некоторой высоте балке, при этом ей не страшны ни снег, ни ветер, ни разного рода загрязнения. Мечта, а не конструкция.
Одна только беда: габариты заезжающего в ворота транспорта строго ограничены высотой опорной балки, на которой установлена направляющая. На заводе она конечно может быть и на шестиметровой отметке, а на даче?
Словом, не прижились подобные системы в индивидуальном строительстве.
Рельсовые
Еще одним не слишком удачным решением проблемы являются рельсовые откатные ворота. В этом случае направляющая вмонтирована в проезжую часть и в ней или вокруг нее скапливается немало грязи, а зимой снега и льда, что в конечном итоге приводит к заклиниванию хода створки.
Нет, если дороги идеально чистые и круглый год греет солнышко, то такая конструкция, конечно, будет иметь право на существование. Но это явно не о нашей родине.
Консольные
Ну и наконец, самой современной и как следствие удачной, следует признать консольную систему откатных ворот. В ней створка движется своей направляющей по приподнятым над землей роликовым шасси. При таком обустройстве вероятность замусоривания направляющей сводится к минимуму, да и по высоте проем никаких ограничений не имеет.
Единственным недостатком следует признать лишь некоторую дороговизну подобных систем, но сегодня и она не слишком уж и значительна. А если руки растут откуда надо, то консольные ворота и вовсе можно изготовить самостоятельно.
А вот о том, как это нужно делать правильно, мы сейчас и поговорим.
Особенности проектирования конструкции
Перед покупкой сырья, инструментов, рекомендуется сделать чертеж или эскиз будущего изделия. Советуют замерять и указывать размеры деталей, а также рассчитывать количество сырья.
Размеры полотна
Определяют ширину, длину, высоту и другие параметры ворот. Замеряют дистанцию между опорными стойками, потому что от этой величины будут зависеть остальные размеры.
При расчетах следует учесть:
- Габариты машины, которая будет проезжать в проем;
- Угол ее въезда;
- Незанятое расстояние между шириной транспорта и стойками. Оно должно быть 0,3-0,5 м с обеих сторон.
Рекомендованное расстояние для легковушек – 2,5 – 3 м, а вот для грузового транспорта или спецтехники потребуется дистанция не меньше 3,5 м.
В случае затрудненного передвижения относительно линии ограждения, то может понадобиться въезд на территорию под углом. То вышеописанное расстояние увеличивают в 1,5 раза.
Водитель-новичок, плохо зафиксированный груз, скользкая дорога – мелочи, на которые следовало бы обращать внимание. Потому что из-за них машина может наклониться набок или переместиться
Идеальная, оптимальная ширина проема – 4,5 м. Это достаточная величина, которая не подведет в любом случае.
При расчете ширины створки, к величине проема добавляют 20 см. Это нужно, чтобы через закрытую конструкцию невозможно было посмотреть, что находится на территории за ней. Если этот параметр забыли учесть, ситуацию можно исправить сближением столбов.
Распространенная ошибка многих людей – думать, что высота ворот идентична самому ограждению. Но, полотно обычно немного ниже. Потому что нижний край забора фиксируют с небольшой щелью от поверхности земли. А само полотно земли вообще не касается – его устанавливают с образованием зазора примерно 10 см.
Опорные площадки контролируют дистанцию между поверхностью грунта и нижней направляющей. Ими же выставляют высоту роликов. От того, как их смонтируют, зависит, насколько створки будут возвышаться над землей.
Высота створки зависит от габаритов рамы, каркаса и ширины снизу лежащей направляющей. Все эти параметры учитывают еще на этапе проектирования.
Чертежи и схемы
Направляющая, перемещающаяся по консолям – основа откатных ворот. Чтобы опорный роликовый механизм не мешал въезду через проем, его убирают за габариты. Специальный откос используют, чтобы удлинить створку. Откос выступает в роли противовеса. Если длина его будет равняться половине ширины полотна, то это поможет предотвратить перекос при использовании ворот.
Роликовые тележки принимают давление на себя, поэтому их фиксируют прочно, надежно. Фундамент создают из железобетонной конструкции. Наверху расположена закладная площадка из стального швеллера. В будущем его можно использовать еще для установки автоматического привода.
Откатная конструкция довольно проста в изготовлении. Когда понимают суть механизма и его работы, то сделать чертежи или эскизы собственноручно совсем нетрудно.
Ниже предоставлено изображение чертежа для изготовления. Эскиз может служить вам наглядным пособием для собственного проекта.
Инструменты и материалы для раздвижных уличных ворот
Перед началом выполнения работы важно продумать о наличии всего необходимого инструмента и материалов. Нехватка какого-то элемента приводит зачастую к остановкам работы, что в свою очередь продлевает конечную дату завершения монтажа
Для избежание подобной ситуации следует продумать порядок выполнения работы и какой инструмент при этом будет использоваться. Сооружая конструкцию раздвижных типов чаще всего задействуют такие инструменты:
- электроды, диаметр подойдет от 2,5 до 3,5 мм;
- сварочный аппарат, инвенторный или обычный не имеет значения, главное, чтобы оно было рассчитано на напряжении больше 1000 Вт;
- диски для болгарки, зачищать метал, осуществлять резку;
- болгарка, альтернативой является отрезная машина;
- бетономешалка;
- компрессор, который будет использоваться для окрашивания (покраска может выполняться вручную, используя валик, кисточку);
- молоток;
- гидроуровень, при наличии дополнительно рекомендуется использование лазерных моделей;
- рулетка, уголок;
- шуруповерт.
Дорогостоящие инструменты предоставляются в специализированных магазинах в аренду, покупать их совершенно не обязательно. После подготовки инструмента, стоит начать подготовку материалов. Во время сооружения откатных ворот используется:
- облицовочный материал — профильный лист;
- труба профильная подходящего сечения — будущее каркас и перемычки;
- герметики, грунтовочный материал, ЛКМ;
- консольные комплектующие;
- швеллер, арматура;
- крепежные элементы.
Наличие всего инструмента, а также материала гарантирует беспрерывную работу и качественный конечный результат.
Комплектующие для раздвижных ворот своими руками
Важно предварительно подготовить также комплектующие, который гарантируют качественную бесперебойную работу в любое время года:
- тележки несущие, роликовые каретки;
- ограничитель (верхний и нижний) уменьшит качание полотна при ветреной погоде;
- балка несущая, толщина которой напрямую зависит от тяжести ворот;
- ролик концевой обеспечивает тихую работу, также способствует снижению тяжести ворот в открытом виде;
- плата, удерживающая полотно при открывании от раскачивания.
Для большего удобства использования сегодня ворота любого типа могут быть оборудованы автоматикой. В таком случае дополнительно потребуется приобрести:
- Рейка зубчатого типа, предпочтительнее из нержавеющей стали. Если изделия более пяти метров, рейка стоит выбирать толщиной от 9 мм.
- Редуктор.
- Пульт дистанционного управления.
- Основание для монтажа.
- Лампа сигнальная.
Выбирая автоматику стоит отдавать предпочтение немецким и итальянским производителям. Именно они характеризуются высоким качеством, надежностью, высокой производительностью. Модели известных производителей проверены временем и могут использоваться в любых климатических условиях.
Установка и создание каркаса
Трубы и перемычки режут по размерам на основании ранее созданного чертежа. Обязательно контролируйте угол наклона перемычек. Перед сваркой металлические профили зачистите металлической щеткой. Это необходимо, чтобы снять окалину и коррозию. Для обезжиривания обработайте поверхности растворителем. Для начала сварите раму, которую для этого нужно уложить на идеальную горизонтальную плоскость и выровнять. Сначала обработайте части конструкции точечной сваркой, затем проверьте диагональ рамы и ее углы, после чего можно приступать к выполнению челночного шва.
При изготовлении обрешетки этап выравнивания не менее важен. Этот элемент приваривается к основной конструкции небольшими швами длиной 1 сантиметр с интервалом 5 миллиметров. После изготовления створки вам нужно зачистить швы, обезжирить раму и покрасить ее. После высыхания краски можно начинать монтировать раздвижные ворота на роликах. С установкой их справится любой мастер, обладающий базовыми навыками:
- тележка с роликами монтируется внутрь несущей балки;
- сама балка устанавливается в проем с учетом зазора 5-6 сантиметров между столбом и ее концом;
- подложите под консоль доски;
- приварите к створке заднюю тележку;
- передняя тележка монтируется в 20 сантиметрах от края проема;
- обварите площадки механизмов;
- установите каркас панели на несущую балку, оси их должны совпадать;
- каркас приварите к балке, не затрагивая ролики;
- смонтируйте верхний кронштейн, предварительно сняв ролики (следите за расположением панели – она должна быть вертикальной);
- между несущей балкой и панелью обработайте щель антикоррозийным составом и герметиком;
- установите на створку профнастил, равномерно распределяя крепежи;
- сделай те приемный столб рядом с опорным, приварите его с использованием анкеров к основному;
- смонтируйте нижнюю ловушку – ворота должны накатываться на нее нижним роликом и закрепляться.
Так монтируются раздвижные ворота своими руками, которые будут работать без автоматики. Если вы собрались использовать электропривод, то работы проводятся по схеме, которая прилагается к нему. По способу монтажа автоматика гораздо проще, так как необходимо лишь протянуть кабель к воротам, установить сигнальную лампу и рейку по всей длине створки. Автоматические раздвижные ворота более удобны в эксплуатации, они могут быть оборудованы возможностью дистанционного управления.
Как работают откатные ворота
Для того, чтобы понять, как сделать своими руками откатные ворота, необходимо для начала разобраться с их принципом действия.
Есть два вида откатных ворот в зависимости от расположения и типа опорной поверхности: рельсовые и роликовые. Вторые системы в современности более распространены, а рельсовые менее надежны.
Кроме того, для установки откатных ворот с опорными роликами совершенно не потребуется особенных стараний.
Детали для них найти в магазинах будет проще простого, а так же их можно вовсе сделать самостоятельно. Этот вариант может быть собран, как единая ширма или же двойная конструкция с синхронным движением.
Моноширма — это более распространенный вариант монтажа ворот, она представляет собой цельное металлическое полотно и боковые направляющие.
Здесь нужно будет устанавливать два фундамента и направляющую балку сверху конструкции.
Расчет фундамента для раздвижных ворот
Провести расчет основания достаточно просто, особых навыков не потребуется. Фундамент по длине будет равняется половине длины самого пролета. При расстоянии 4 метра, основания необходимо сформировать около двух метров, шириной 50 сантиметров. Глубина делается ниже уровня промерзания грунта, это предотвратит сезонные воздействия грунта на бетонное основание.
При рытье котлована нужно прокопать на 10-15 сантиметров глубже запланированного. Это потребуется для формирования гравийно-песчаной подушки
Фундамент важно армировать, используя арматуру размером 10-12 мм. К верхней части каркаса приваривается швеллер
Он является «нулевым» уровнем. Альтернативой бетонного основания является винтовая металлическая свая, их потребуется несколько штук. К ним будет приваривается швеллер.
Достоинства и недостатки конструкции
Консольные тележки оборудованы 8 подшипниками, они скрываются внутри направляющей. Это позволяет увеличить количество рабочих циклов, так как механизм защищен от коррозии. Перед тем как сделать раздвижные ворота своими руками, необходимо ознакомиться с их достоинствами:
- два способа управления – ручной и автоматический;
- через них может пройти машина любой высоты;
- простота монтажа;
- дополнительное обслуживание не нужно.
Недостаток конструкции лишь в том, что для открывания створки нужна большая площадь, поэтому она не подходит для оборудования заезда в гараж. Раздвижные ворота для дачи можно сделать из нескольких основных деталей:
- роликовые каретки или несущие тележки;
- ограничители, которые не дадут полотну раскачиваться от ветра;
- несущая балка, способная удержать на себе полотно;
- концевой ролик снизит шум во время движения створки и облегчит нагрузку на балки при открытом положении ворот;
- плата, предотвращающая раскачивание при перемещении конструкции.
Если задумано установить раздвижные ворота с автоматикой, то необходимо использовать дополнительные конструктивные элементы, в частности электропривод.
Установка каркаса откатных ворот
Остается последний элемент всей конструкции. В качестве каркаса идеально подойдет профилированный лист – его всегда можно разделить на части, если он не помещается в раму. Его видов существует большое количество как в цветовом плане, так и форм, поэтому всегда можно найти подходящий тип для ворот.
После закупки профлиста его необходимо обрезать так, чтобы он помещался в раму и занимал всю ее площадь. Далее он подлежит окраске, если Вы желаете изменить его цвет. Последним действием будет наложение швов. Остается только проверить работоспособность ворот.
Откатные ворота являются полезным элементом для частного дома. Их установка за счет своего труда позволит сэкономить большое количество денег и ресурсов, которые могли пойти на оплату труда целой команды рабочих.
Результат работы полностью себя окупит – процесс открытия значительно упрощает вход и выход на территорию, особенно на транспорте. Несмотря на это, процесс довольно трудоемкий, поэтому не надо отказываться от сторонней помощи полностью.
Установка раздвижных ворот
Вначале потребуется нарисовать эскиз и составить схему или чертеж с размерами будущей конструкции. Также нужно рассчитать материалы.
Схема для изготовления
От расчета материалов конструкции зависит следующее:
- сколько будет весить откатная конструкция;
- процесс монтажа;
- выбор комплектующих;
- длина и вес противовеса;
- парусность откатной панели.
Заливка фундамента под откатную створку
Фундамент требуется под закладную, куда фиксируются ведущие ролики. Для этого лучше всего организовать железобетонное основание. Причем основание делается по-разному:
- Один фундамент – заливается под закладную.
- Общий фундамент – под закладную и под несущие опоры.
Чертеж с размерами каркаса
Последний вариант считается лучше. При этом связываются две несущие опоры, которые будут постоянно расположены параллельно относительно друг друга, смещаясь в одной связке.
Несущие опоры откатной конструкции
Они крепятся до заливки основания. В случае с раздвижными системами они несут только ветровую нагрузку. Для раздвижных систем достаточно установить профтрубу сечением 80х80 мм.
Ширина и высота
Сборка каркаса по размерам
Каркас откатной конструкции лучше сделать металлическим. Рама собирается из профтруб по чертежу или схеме с размерами. В качестве силовой рамы устанавливаются профтрубы большего сечения, 55х55 мм, поперечные планки делаются из профтруб 35х35 мм.
Загородный дом
К каркасу необходимо закрепить зубчатую планку соответствующего размера, которая стандартно должна идти в комплекте. Нужно проверить данный факт при покупке, чтобы затем можно было поставить автоматическую систему. Иначе после рейку будет неудобно крепить к низу створки.
Размер зубчатой планки делается больше одного метра проема. Этот метр требуется для противовеса, чтобы все время быть в связке с вращающимся валом привода.
Если требуется монтаж калитки, то она делается с той стороны створки, которая ближе к несущим роликам. Если делать входную дверь на дальнем конце створки, то так нарушается баланс развесовки.
Около дома
Откатные ворота стоят относительно недорого, причем по своей практичности и простой схеме конструкции могут дать фору распашным въездным воротам или подъемным воротам в гараже. При соблюдении технологии монтажа эти конструкции практически не деформируются и не заклинивают.
Схемы и чертежи
Чтобы было проще работать, необходимо иметь под рукой точную схему и чертёж со всеми размерами и прочими указаниями, которые помогут проделать работу в полном соответствии со схемой и технологическими характеристиками. Ниже будет представлена наглядная схема типичной конструкции, которую имеют автоматические раздвижные ворота:
Необходимые комплектующие и материалы
Вот вы уже ознакомились со схемой, подкорректировали её под свои размеры и точно знаете, что хотите получить в конечном результате. Можете переходить к следующему этапу, началу подготовительных работ, а именно сбору всего необходимого материала и комплектующих, которые впоследствии помогут создать компактную, удобную и очень функциональную конструкцию.
Что же из основных материалов вам потребуется заготовить:
- Трубы квадратные, 45х45, с толщиной стенок не меньше двух миллиметров.
- Уголок 50х50, с толщиной стенки не меньше трёх миллиметров.
- Облицовочные материалы, чтобы обшить нашу раму для придания её более привлекательного внешнего вида.
- Ролики, количество будет зависеть от размеров ворот.
- Арматура для создания каркаса под фундаментом.
- Швеллер, для создания основания.
- Различные крепления.
- Провода для подачи электричества и металлический или пластиковый корпус для прокладывания их под землёй.
Выбор привода: нагрузка 250-300 Вт является достаточной для подвижной створки менее 300 кг.
Их комплектующих потребуется подготовить:
- Систему автоматизации и все комплектующие для неё.
- Системы оповещения открытия ворот.
- Замок и ручку для взаимодействия с конструкцией.
Также при надобности можно закупить такие материалы, как краска, дополнительные декорации и прочее.