Все о бордюрах. Виды, характеристики
В дорожном строительстве с каждым годом появляются новые технологии и материалы. Достижением последних лет стало полусухое вибропрессование. Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками. Марка бетона, прочность на сжатие, морозостойкость – основные качественные показатели бордюрных камней.
Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень. Все они имеют разные размеры, характеристики и места применений. Основные их функции:
- отделить пешеходную зону от не пешеходной;
- отделить проезжую часть дороги от остальной территории;
- укрепить консрукцию тротуарной плитки;
- защитить дорожное полотно и тротуарную плитку от размывания проточной водой;
- придать законченый архетектурный вид клумбам и садовым зонам.
Магистральный Бордюр
Бордюрный камень магистральный, ГОСТ 6665-91 – самый большой по размерам бордюрный камень из всей линейки. Бордюр магистральный бывает нескольких размеров и соответственно разного веса :
БР 100.30.18 | размер ДхВхШ | 1000 х 300 х 180 мм | вес 120 кг |
БР 100.45.15 | размер ДхВхШ | 1000 х 450 х 150 мм | вес 140 кг |
БР 100.45.18 | размер ДхВхШ | 1000 х 450 х 180 мм | вес 190 кг |
Магистральный бордюр устанавливают на трассах между городами, на магистралях, на мостах и развязках дорог. Из за повышенных характеристик прочности, магистральный бордюр более устойчив к внешним факторам и имеет свойство оказывать сопротивление изнашиванию в определённых условиях. Цены на магистральный бордюр варьируются от 250 руб за штуку до 700 рублей за штуку.
Характеристики
Марка прочности | М400 |
Морозостойкость | 300 циклов |
Класс бетона | В30 |
Дорожный Бордюр
Дорожный бордюр вибропрессованный, ГОСТ 6665-91. 90% всех городских дорог и дворов благоустроены именно этим бордюром. Срок эксплуатации такого бордюра примерно 15-20 лет, в зависимости от местонахождения. На сегодняшний день – незаменимый материал дорожного строительства в соотношении цена – качество. Размеры дорожного бордюра:
БР 100.30.15 | размер ДхВхШ | 1000 х 300 х 150 мм | вес 96 кг |
Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах. Срок эксплуатации дорожного бордюра примерно 15-20 лет. Хотя по технологии высчитывается другая цифра, примерно 40 лет. При морозостойкости бордюрного камня в 200 циклов срок должен быть именно таковым, но это без учета внещних факторов, например таких как наезды на бордюр. Купить дорожный бордюр в Москве и Московской области можно по ценам от 190 рублей до 300 рублей за штуку.
Характеристики
Марка прочности | М400 |
Морозостойкость | 200 циклов |
Класс бетона | В30 |
Садовый бордюр
Бордюрный камень садовый ГОСТ 6665-91. В отличие от других бордюров имеет спрос в частном строительстве. Визуально вибропрессованный садовый бордюр легко отличить от вибролитого, первый на 3 см толще и шершавее по струрктуре. Вибропрессованный бордюр в разы прочнее и устойчивее , так же срок эксплуатации примерно 15-20 лет, в отличие от того же наименования вибролитого метода 3-5 лет.
БР 100.20.8 | размер ДхВхШ | 1000 х 200 х 80 мм | вес 36 кг |
БР 500.20.8 | размер ДхВхШ | 500 х 200 х 80 мм | вес 18 кг |
Садовый бордюр благодоря своему размеру, идеально подходит для частного благоустройства. Полметровый поребрик удобно использовать в тех случаях, когда нужно установить бордюр не по прямым линиям, например, клумбы которые идут по кругу или извилистые алеи, тротуарные дорожки. Садовый поребрик, так же несет декоративную функцию, с помощью разновидности цветов. Цены на садовый бордюр 0.5 м в строительный сезон варьируются в диапазоне 50-75 рублей за штуку, на садовый бордюр метровый в диапазоне 100-130 рублей за штуку.
Характеристики
Марка прочности | М300 |
Морозостойкость | 200 циклов |
Класс бетона | В30 |
Цены на бордюр с доставкой узнавайте по телефону
+7 (495) 970-4323
Назначение поребрика
Посмотрите предложенное видео об укладке бордюра и тротуарной плитки, а так же ознакомьтесь с назначением поребрика:
- дорожки смотрятся законченными;
- садовые дорожки не размоются во время осадков;
- при ходьбе плитка подвергается деформации, а с установленными бордюрами дорожка буде прочнее и долговечнее;
- не понадобится частый ремонт покрытия дорожки;
- служит ограничителем для людей, имеющих проблемы со зрением;
- окантованная дорожка служит ограничителем от транспортных средств, а так же безопасным местом для прогулки с детьми.
Недостатков у решения сделать поребрики нет. Все дело только во времени, которое необходимо для работы, и в дополнительных средствах.
Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?
При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.
Этапы работ:
- Перед тем как установить тротуарный бордюр, разбивают с помощью колышков и шнура линию монтажа лицевой стороны бортового камня. Лицевая сторона БР повернута к покрытию. На колышках наносят отметки расположения грунта и бетонного основания. На высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур. В зависимости от геологических особенностей участка верхний край поребриков может идти параллельно поверхности грунта или под уклоном к ней.
- Подготовка траншеи под монтаж БР. Глубина ее должна быть такой, чтобы после укладки бордюра его верхний край возвышался над покрытием на 2-3 см. Если поребрик разделяет газон и пешеходную зону, то такое возвышение предотвратит попадание грунта на плитку.
- Уплотнение грунта основания. Если для уплотнения используется виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ширине плиты. В общем случае ширина траншеи равна ширине БР плюс запас с каждой стороны по несколько сантиметров.
- На грунт укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2. Эта операция не относится к обязательным, но она существенно продлевает срок службы бордюра, предотвращая смешивание грунта и щебня.
Устройство выравнивающего слоя из щебня (фракция – 20-40 мм), его толщина – примерно 10-15 см. Следует помнить, что после трамбовки толщина щебневого слоя уменьшается примерно на четверть. На участках с низким уровнем грунтовых вод вместо щебня для подсыпки можно использовать крупнофракционный песок.
Устройство цементно-песчаной или бетонной подушки толщиной 10 см. Цементно-песчаный раствор готовят из цемента марки М400 (1 часть по массе) и песка (3 части). Для изготовления бетонной смеси компоненты (Ц:П:Щ) берут в следующих пропорциях – 1:2:(2-3). Щебень – мелкофракционный. Цементно-песчаный раствор или бетонную смесь заливают не сразу на всю длину траншеи, а по частям, по мере установки бордюрного камня.
Укладка бортового камня в цементно-песчаную подушку, осаждение до нужного уровня, отмеченного шнуром. Для выравнивания верхнего края используется молоток с резиновой насадкой или деревянная киянка. Металлический молоток в этом случае не применяют, поскольку он может повредить поверхность бордюрного камня. Не стоит использовать для выравнивания БР вибрационный инструмент, который тоже может испортить поребрик.
Укладка бетона с лицевой нижней части камня и обратная засыпка грунтом с другой стороны. Засыпанный грунт уплотняют.
Заливка швов между бордюрными камнями цементным раствором.
Самостоятельно создаем бордюры из бетона
Установка бордюров – не такое сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Вопросы появляются только при выборе бетона в качестве материала для их изготовления.
Этапы выполнения работ:
Сначала нужно разметить территорию будущей клумбы. Отметив основные точки, вбиваем туда колышки и натягиваем между ними шнур. По контуру шнура выкапываем необходимой глубины траншею. Для того чтобы знать глубину, определитесь, на каком уровне будет расположен бордюр. Лучше всего делать его примерно на 7-10 см выше уровня земли – это позволит избежать постоянного загрязнения бордюров.
После этого следует утрамбовать дно выкопанной канавы, куда насыпается смесь гравия и песка и еще раз утрамбовывается для надежности.
Следом мы замешиваем раствор
Этот этап нужно выполнять осторожно, поскольку от характеристик состава будет зависеть долговечность вашего строения. Песок с цементом тщательно перемешиваем, после чего доливаем воду – смесь должна быть не очень густой
Помните, что необходимо избегать появления комков – они могут стать причиной ухудшения свойств и характеристик бетона.
Раствор укладываем на дно траншеи, и с помощью такого инструмента, как захват-клещи, устанавливаем бордюрные плитки сверху, подгоняя их друг к другу с помощью резинового молотка. Не забудьте проверить, одинаково ли уложены плиты, для чего следует воспользоваться уровнем.
Через сутки имеющиеся между землей и бордюрами щели засыпаются песком и еще раз утрамбовываются.
При устройстве клумб и дорожек, оформления двора или придомовой территории, часто требуется установить разделители. Чаще всего для этого используют бордюры (называются еще поребрики). Причем установка бордюра не настолько сложная чтобы обязательно приглашать бригаду. Вполне можно справиться своими руками. Во всяком случае, с помощниками.
Формы для бордюров своими руками
Бортики для клумб и газона, оформления дорожек из брусчатки продаются в готовом виде, но их можно создать самостоятельно. Дачники используют формы для заливки бетонного раствора, которые тоже изготавливаются своими руками.
Существует 2 основных способа: использование опалубочной конструкции и изготовление каркаса-формы. Самый простой и доступный вариант — устройство съемной опалубки. Для этого понадобятся доски обрезные или металлические листы. Работы проводятся непосредственно на месте устройства бордюров.
Порядок работ следующий:
- Подготовка территории. Разметка под будущие ограждения с помощью веревки и колышков. Рытье траншей. Глубину траншеи делают на 5-7 см больше высоты будущего бордюра, ширина должна составлять 20 см с учетом толщины досок. Установка опалубки. Доски устанавливают по обеим сторонам траншеи, закрепляют для устойчивости. Подготовка основания под бордюр. На утрамбованное дно траншеи засыпается щебневая подушка, которую тоже следует хорошо уплотнить. Армирование. На щебень укладываются прутья для упрочения будущего бордюра.
После подготовительных работ готовится бетонный раствор, которым заливают траншеи. После застывания бетона опалубку можно снять.
Второй способ — изготовление форм под бордюры. От первого отличается тем, что ограждение получается не монолитным, а секционным. Для этой цели используют обрезную доску требуемой длины, из которой создают каркас для заливки бетона, а полученные элементы срезают под углом с одной стороны для стандартизации по ГОСТу.
Для создания бордюрного ограждения необычной формы и цвета также можно использовать специальное устройство, напоминающее шнековый приемник. Внутрь засыпается смесь из песка и цемента с добавлением пигментного красителя, которая, перемешиваясь, выдавливается на грунт.
Достоинства такого метода следующие:
высокая производительность; легкость обработки раствора и монтажа; отсутствие необходимости в подготовке основания под укладку ограждения.
Не полностью застывшую бетонную конструкцию можно декорировать различными узорами и резными элементами.
Установка бордюров из резины
Основание, куда устанавливают бордюры из резины, бывает:
- твёрдыми. Если плитку укладывают на твёрдую основу, то и бордюр устанавливают на такую же основу. Очищают пылесосом основание, куда планируют установить бордюр и промазывают полиуретановым клеем. Нижнюю плоскость бордюра тоже покрывают клеем и придавливают к месту установки. Сохнет конструкция около 48 часов;
- сыпучими. Если плитку устанавливают на сыпучую основу, то бордюры крепят в определённом порядке. По сделанной разметке роют канаву, глубина у которой на 10-14 см превышает высоту бордюра и шириной на 8 см больше его ширины. В канаве делают подушку из щебня и заливают слой бетона до 12 см. Бордюры заглубляют в бетонную смесь до образования бетонного замка. В свободное пространство засыпают щебёнку, трамбуют и заделывают раствором.
Порядок выполнения работ
Рассмотрим подробно, как сделать бордюр своими руками. Вся работа состоит из нескольких этапов:
Подготовка поверхности под установку. Участок расчищается от мусора и растительности, грунт выравнивается.
Разметка. В намеченных местах в грунт вбиваются колышки, между которыми натягивается шнур. Причем, желательно натянуть сразу 2 шнура, обозначающих стенки будущей траншеи.
Выкапывание траншеи. Глубина траншеи должна немного превышать высоту используемого бордюрного камня. Ширина должна составлять около 20 см для приусадебного участка или 30-40 см для автодороги. Вырытая траншея хорошо утрамбовывается.
Примерка бордюра. Необходимо убедиться, что камень, установленный на выбранное основание, будет находиться на требуемой высоте. Если необходимо, создаются уклоны, которые служат для стока воды.
Подготовка основания для установки камня. Выбирается один из видов основания, о чем было сказано выше. Выбор зависит от предназначения ограждения.
На выбранное основание устанавливается бордюр тротуарный
Особое внимание уделяется тому, чтобы все камни находились на одной линии и на одной высоте. Устанавливать бордюр желательно за один заход по всей длине, если установка выполняется на бетонное основание
Тем самым удается избежать неравномерного застывания основания.
Проверка установки. Чтобы убедиться, что все элементы находятся на одном уровне, а также в горизонтальной плоскости. Для этого используется строительный уровень. Если в каком-то месте ограждающий материал нужно выровнять, используются деревянная или резиновая киянки. Повредить ими изделия весьма проблематично, в отличие от металлических молотков. В крайнем случае, если другого инструмента нет, необходимо подкладывать деревянный брусок в месте удара.
Укрепление ограждения. Установленные бордюрные камни необходимо надежно зафиксировать. Для этого нужно заделать бетонным раствором все щели между соседними элементами. Как вариант, можно засыпать сухую смесь цемента и песка в щели, а затем залить смесь водой. Состав застынет и зафиксирует плиты. Заделываются раствором также все пустоты в траншее, по обе стороны от установленного бордюра.
Готовым ограждением нельзя пользоваться в течение двух недель. Такое время необходимо для окончательного застывания бетонной смеси. После застывания раствора плиты удерживаются на своих местах очень надежно.
Класть тротуарный бордюр не так уж сложно, как это может показаться. Следует придерживаться определенной технологии монтажа и не экономить на расходных материалах.
Виды бортового камня
Разнообразие этого типа дорожно-строительного материала, предлагаемого сегодня на рынке, очень велико. При желании, вы сможете найти бортовые или бордюрные камни самой различной формы, поперечного сечения, размера и цвета, изготовленные из бетона, натурального или искусственного камня, из керамических материалов или из композитных смесей с добавлением пластических масс.
Они различаются, прежде всего, своими размерами.
Дорожный камень, как правило, большей длины, массы и площади поперечного сечения, чем тротуарный бордюр. Кроме этого, при изготовлении таких материалов используют стальную арматуру, которая придает им повышенную прочность и долговечность.
Преимущество же тротуарных изделий заключается в большом разнообразии применяемых материалов, цветовых оттенков, форм, размеров. Кроме того, они более подходят для тех случаев, когда выполняется установка бордюров своими руками, а не путем привлечения строительной бригады. Их наиболее часто используют при обрамлении тротуарных дорожек, площадок во дворах частных домов, оформлении клумб и других садовых насаждений.
Виды бордюров
Изначально бордюры использовали для разграничения тротуарного и дорожного полотна. Сегодня же элемент чаще всего выполняет декоративную функцию, помогает формировать границы дорожных, пешеходных зон.
Бордюр хорошо держит облицовку, не позволяя ей разъезжаться в стороны. Что касается оформления, то бордюры можно найти из разных материалов, любых форм, конфигураций, цветов.
Из чего делают бордюры:
- Бетон – это может быть просто бетонный бордюр или с армированием, которое повышает прочность и надежность, продлевает срок эксплуатации. Для изготовления элемента используют бетон М400.
- Камень – элементы нарезают из цельного камня, обеспечивая нужный размер и форму. Такие изделия особенно прочные, но предполагают высокую стоимость. Правда, и смотрятся очень красиво и дорого: за счет натуральной фактуры бордюр получается оригинальной расцветки, с уникальным дизайном.
- Искусственный камень – бордюр производят из бетона и каменной крошки. После заливки и застывания элементы шлифуют, придавая естественный вид. От натурального камня такой бордюр практически не отличается, но стоит значительно дешевле.
- Клинкер – от клинкерного кирпича отличается размерами и формой. Технология производства та же, поэтому бордюр приобретает особенный цвет, который ни с чем не спутать.
- Смесь полимера и песка – производится по тому же принципу, что и полимер-песчаная черепица: компоненты смешивают, нагревают до полуготовности, формуют. При добавлении в смесь керамзита удается понизить вес. Укладка тротуарной плитки и бордюров такого типа обойдется дешевле всего. Но материал обладает некоторыми недостатками: расширяется при нагреве, предполагает минимальный выбор цвета и форм, не очень прочный.
- Резина – такие элементы изготавливают из крошки, которую получают путем переработки автомобильных шин. Резиновые бордюры не боятся влаги и высокой/низкой температуры, но считаются пожароопасными.
- Пластик – самый новый материал для производства бордюров, который постепенно набирает популярность. Но ввиду низкой прочности пластика и выцветания под воздействием ультрафиолета используется реже, чем мог бы. Тем не менее, небольшая цена и огромный выбор в плане размера, формы, цвета делают такой вариант привлекательным.
Тротуарный
Данный тип бордюров обычно используют для окантовки газонов и зонирования пространства, отделяя территории с клумбами и травой от дорожек, тротуаров
Немаловажно и то, что тротуарный бордюр дает возможность удерживать разные слои почвы, не позволяет грунту смешиваться с песком, щебнем, укрепляя плитку и таким образом защищая ее от расползания
Как правило, тротуарный бордюр производят из бетонного раствора методом вибропрессования. Длина стандартного камня составляет 50 сантиметров, полотна собирают из нужного числа изделий.
Дорожный
Такой бордюр призван отделить от тротуара/газона проезжую часть и делать дорожное полотно более прочным и надежным. Другое название данного элемента – дорожный бортовой камень. Он устанавливается в процессе строительства дороги, в некоторых случаях элемент приходится укладывать отдельно, после монтажа дорожного покрытия (если изначально бордюр в проект не был внесен).
Дорожный бортовой камень производят превосходящим по длине в 2 раза тротуарный бордюр, также обычно изделие немного выше и шире. Изготавливают с использованием способа литья, часто упрочняют армированием из металлических прутов.
Монтаж бордюров из диких камней
Бордюры из диких камней изготавливают: из песчаника, известняка, туфа, кварца, гранита, базальта. Для бордюров ограждающих дорожки чаще применяют однотипные камни. Своими руками бордюр можно установить, если соблюдаются определённые правила:
- проводят планировку на участке, разбивают его по зонам. Они бывают: садовые, огородные, зона, где отдыхают. Отмечают места, где будут находиться цветники, дорожки, бассейн. Далее определяются с высотой и формой бордюров;
- для высоких бордюров подготавливают фундамент и используют «мокрую» кладку. Траншею роют глубиной до 0,25 м, а в ширину он должен соответствовать размерам укладываемых камней. В канаву укладывают полиэтиленовую плёнку, для улучшения гидроизоляции и наполняют её бетоном. На смесь из песка и цемента укладывают камни. С помощью уровня контролируют кладку;
- для установки невысоких бордюров фундамент не требуется. Для их установки используют «сухой» метод. Камни вдавливают в грунт без использования раствора. При необходимости для камней больших размеров лопатой в грунте роют углубления. В основании бордюра укладывают камни больших размеров.
Осваиваем перечень подготовительных работ
Для обустройства бордюрного обрамления по периметру плиточного покрытия или мощения из брусчатки нужно выполнить последовательность несложных действий.
- Выемка грунта. Глубина выемки определяется объемом уплотненной щебневой подушки. Хорошо уплотнённое прочное основание полностью исключает усадку и деформацию бордюрной конструкции в ходе эксплуатации.
- Верхний край бордюрного камня выставляется на одном уровне с плиткой или монтируется с определенным превышением. На прочность и долговечность конструкции эта разница не влияет.
- Под щебневую отсыпку желательно уложить геотекстильный разделитель. Этот компонент системы исключает перемешивание щебня с грунтом, образование внутренних пустот и деформацию конструкции в целом.
- Щебень надежно уплотняется по всей площади. Его поверхность служит основанием для слоя песка.
- Сухой песок следует увлажнить, иначе уплотнить его будет невозможно.Мелкая фракция отсыпки позволяет добиться высокой точности установки поребрика по уровню или соблюсти наклон.
На этом подготовительные работы считаются выполненными. Далее монтаж поребриков и бордюрного камня производится по стандартной схеме. Для контроля укладки бордюрного камня по горизонтали потребуется строительный уровень. В процессе монтажа стучать по поребрику кувалдой или ронять материал нежелательно. Бетон материал хрупкий, поэтому даже в армированном варианте поребрик может треснуть.
Еще один способ монтажа бордюрного обрамления предусматривает укладку поребрика на бетонный раствор. Так же бетонируются зазоры между поребриком и стенками выемки. Увеличенная площадь подошвы способствует повышению стойкости конструкции к воспринимаемым статическим и динамическим нагрузкам.
Разнообразие ограждающего материала из пластика
Сегодня на рынке строительных материалов производители предлагают большое разнообразие пластиковых бордюров для садовых дорожек и клумб. Любой владелец дачи может выбрать для себя именно тот вариант, который придаст его участку оригинальный и неповторимый дизайн. Ниже приводится краткое описание нескольких видов наиболее популярных садовых бордюров из пластика.
Ленточные бордюры
Благодаря такой форме он хорошо удерживается в грунте и не поддается поперечному сечению.
Самый популярный среди ленточных пластиковых материалов — это садовый бордюр Кантри. Его верхний край имеет хорошо видимое утолщение, а нижний загнут под прямым углом.
Продается бордюр Gidrolica Country в виде свернутой в рулон ленты длиной 10 метров, высотой 110 мм и толщиной в верхней части в 20 мм. Для упрощения развертывания и выравнивания рулона, его необходимо перед укладкой некоторое время подержать на солнце для прогрева.
Производители предлагают ленту гидролика терракотового, зеленого, белого и черного цвета. Материал не выгорает на солнце, устойчив к воздействию ультрафиолета и не реагирует на перепады температур наружного воздуха.
Ограждение «Садовый лабиринт»
По внешнему виду пластиковый садовый бордюр Лабиринт напоминает небольшие блоки из натурального плоского камня. Для закрепления по краям каждого блока предусмотрены отверстия, а в комплект поставки входят крепежные колья. Совмещая отверстия соседних блоков, можно при помощи кольев надежно закрепить бордюр в земле.
Этот ограждающий материал также не подвержен воздействию перепадов температур и устойчив к воздействию УФ. Устанавливается он просто по поверхности земли и, при необходимости, может быть легко демонтирован и перенесен в другое место. Часто используется для дорожек с насыпным покрытием и ограждения цветочных клумб.
Садовый бордюр «Старый камень»
Этот пластиковый материал по своей форме напоминает натуральный каменный блок высотой 150 или 300 мм. Длина такого блока &mdsah; 300 мм. В одной упаковке производители укладывают 8 блоков 150х300 мм и 8 блоков 300х300 мм.
Бордюр может быть уложен прямо по поверхности земли или немного прикопан. Закрепление на земле производится при помощи длинных пластиковых гвоздей, а при укладке деталей в два или более рядов, блоки скрепляются между собой через вертикальные отверстия. Этот вариант очень красиво смотрится при обрамлении прямых дорожек, а вот при необходимости закругления будут видны выступающие углы деталей.
«Садовый конструктор»
Отдельные детали этого ограждающего материала напоминают половинку полена, расколотого вдоль волокон. Одна сторона каждого бордюра полукруглая, а вторая — плоская. Высота изделий: 150 и 210 мм. Общая длина изделий одной упаковке &mdsah; около трех метров.
Производитель предлагает синие, темно-зеленые, терракотовые, песочные, коричневые и другие цветовые решения. Ограждение можно собрать не только из деталей одного цвета, но и использовать несколько, создавая оригинально раскрашенный разноцветный бордюр.
«Декоративный кирпич»
Детали этого пластикового садового бордюра очень похожи на половики обыкновенного глиняного кирпича, закопанного в землю под углом в 45 градусов. В нижней части каждой детали предусмотрен крепежный якорь, который просто втыкают в землю для закрепления детали. Между собой отдельные блоки скрепляются через соединение типа шип-паз.
В отличие от натурального кирпича, пластиковые детали долговечны и не рассыпаются от неблагоприятных атмосферных и температурных воздействий. Пластик не выцветает со временем и не подвержен влиянию ультрафиолета. Садовый бордюр «Декоративный кирпич» хорошо удерживается на месте установки, а при необходимости может быть демонтирован и установлен заново для ограждения другого участка.
Бордюр Б300.8,5.4,5
Этот тип бордюров относится к ленточным изделиям, но отличается особо надежным способом крепления. В его нижней части предусмотрены выступающие на 85 мм треугольные сектора. Высота ленты – 300 мм, а верхняя часть имеет утолщение в 45 мм. Бордюрная лента поставляется свернутой в рулон, а длина одной ленты в рулоне — три метра.
Установка бордюра выполняется в неглубокую траншею, а закрепление производится при помощи пластиковых якорей. Поверх закрепленных треугольных сегментов возможна укладка слоя цементного раствора или выполнение простой засыпки землей. Демонтаж такого ограждения довольно затруднителен, а поэтому при его установке необходимо очень точно определиться с местом расположения клумбы или дорожки.