Фундамент из блоков под гараж: выбираем и делаем

Сооружение фундамента под гараж из пеноблоков своими руками: глубина основания, фото

В статье пойдет речь о возведении фундамента под гараж из пеноблоков своими руками. Пеноблоки отличаются низкой плотностью.

Масса постройки из этого материала будет значительно ниже массы кирпичной постройки. Поэтому основание подвергается меньшим нагрузкам, и можно несколько снизить требования к нему.

Всего выделяют четыре типа фундамента гаража из пеноблоков — ленточный, столбчатый, свайный, монолитный. Выбор во многом зависит от характеристик грунта. Наиболее распространенным является ленточный способ. В более сложных случаях применяют свайный или монолитный метод.

Какой фундамент лучше выбрать

Наиболее удачным выбором для строительства гаража из пеноблоков будет МЗЛ. Это распространённое решение, так как данный тип основания подходит для большинства условий на участках строительства.

Мелкозаглубленную ленту можно возводить и при высоком УГВ, но в этом случае выполняют комплекс мероприятий:

  • устройство кольцевого или пристенного дренажа;
  • гидроизоляцию подошвы и стен фундамента;
  • гидроизоляцию нижней обвязки гаража.

Однако если есть возможность, при высоком УГВ и пучинистых грунтах рекомендуется устанавливать строения из пеноблоков на сваи. Это связано с высокой гигроскопичностью строительных камней из пенобетона. Независимо от наличия внешней отделки стен гаража, блоки будут тянуть на себя влагу, что со временем неизбежно приведёт к их разрушению. Кроме того, влажные стены не могут обеспечить качественной теплоизоляции, что скажется на условиях эксплуатации строения.

Если гараж рассчитан на две и более машины, хорошим выбором будет плитный фундамент. Основание строения одновременно будет являться его полом, что сократит расходы на благоустройство внутреннего помещения.

Особенности отделки стен

Сначала о внешней отделке. Часто на просторах интернета можно встретить мнение о том, что шлакоблок гигроскопичный материал, поэтому при отсутствии наружного отделочного слоя он со временем разрушиться.

Но, как показывает практика, такие строения стоят без всякой отделки десятки лет и ничего с ними не происходит.

Однако при желании подстраховаться и защитить пористую структуру блоков от воздействия внешней среды можно нанести на стены слой штукатурки и покрасить готовую поверхность фасадной краской, которая придаст гаражу эстетичный вид.

Это, пожалуй, наиболее бюджетный и в то же время эффективный вариант.

Что касается внутренней отделки, то здесь возможны различные способы: штукатурка, вагонка (деревянная, металлическая или ПВХ), гипсокартон влагостойкий (если гараж не отапливаемый). Все зависит от предпочтений и финансовых возможностей хозяина.

Для желающих сэкономить на материале оптимальным вариантом станет оштукатуривание, а тем же, кто не хочет браться за эту трудоемкую и грязную работу, ничего не остается, как прибегнуть к вышеупомянутым вариантам обшивки.

Все они предполагают сооружение обрешетки, что позволяет еще и спрятать под облицовкой утеплитель. Но при использовании этого метода придется пожертвовать небольшой частью пространства гаражного помещения, поскольку сооружение каркаса влечет за собой уменьшение полезной площади.

Как видно, строительство гаража из шлакоблока своими руками – задача из разряда выполнимых. Конечно, для ее реализации придется изрядно потратиться и приложить значительные усилия, но ведь без этого не обходится ни одна стройка.

Современная технология строительства гаражей или других хозяйственных построек связана с применением альтернативных видов искусственного камня, например, шлакоблока. Чем вызван такой интерес к нему? Во-первых, стоимость (шлакобетон дешевле кирпича), во-вторых, высокая скорость выполнения работ – один блок заменяет 6–8 кирпичей и кладка не требует большого расхода цементного раствора. В-третьих, малый вес позволяет применять простой в исполнении фундамент.

Однако следует помнить, что:

1. материал токсичен и обладает низкой звукоизоляцией;

2. блоки шлакобетона хрупкие и нуждаются в ручной разгрузке (это дополнительные затраты);

3. для достижения эстетического эффекта гараж необходимо отделывать штукатуркой, сайдингом;

4. возведение гаража сопряжено с большими физическими усилиями из-за массы шлакоблоков. В случае выполнения кладки не своими руками, а с помощью сторонних лиц, потребуются дополнительные расходы.

Составляем проект будущего гаража

Чтобы самостоятельно построить гараж из шлакоблока, вначале следует определить примерный план строительства. Популярностью пользуются проекты на одну или две машины. Принципиальной разницы в ходе их возведения нет. В любом случае в расчетах необходимо учитывать размер имеющегося автомобиля (автомобилей) и вероятность приобретения в будущем более габаритного авто. Для организации стеллажей с полками может потребоваться дополнительное пространство. Естественно, чтобы построить гараж на два авто, нужно больше материала. Придется также определиться с наличием разделяющей перегородки.

Для двух «внедорожников» оптимальной считается площадь 7×7 или 7×8 м2. Компактные гаражи для автомобилей среднего класса с размерами 6×6 м стоят не намного дороже, чем гаражи на одну машину со средними размерами 6×4 м. Комфортное выполнение работ в помещении возможно с высотой потолка не менее 2,2 м. В предварительных расчетах проекта необходимо определиться, какая будет крыша – односкатная или двускатная.

Классификация шлакоблока осуществляется в соответствии с ГОСТ № 6433–99. Согласно нормативному документу пустотность камня лежит в пределах 30-40 %; теплопроводность – от 0,27 до 0,65 Вт/м3; плотность колеблется от 750 до 1450 кг/м3. Для стеновой кладки выпускают пустотелые или полнотелые (монолитные) блоки с размером 399х199х188 мм, для кладки перегородок – 390х190х90 мм.

Монолитная плита под гараж своими руками

Сделать плитный фундамент своими руками не так уж сложно, но эта работа требует аккуратности, терпения и внимательности. Зачастую необходимо приложить и физические усилия.

Как и любое другое строительство, начать следует с планирования. Вы должны абсолютно четко понимать где будет располагаться плита и какие характеристики (размер, высоту) она будет иметь. Мы рассмотрим основные этапы работы над монолитной плитой под гараж своими руками.

1. Подготовительные работы

В первую очередь нужно подготовить к работе местность. Следует расчистить территорию от сорняков, камней и других посторонних предметов. Выровнять грунт и выполнить разметку

Очень важно со всей внимательностью подойти к разметке – от ее точности будет зависеть успех всей работы, поэтому ошибок лучше не допускать и перепроверить все несколько раз. Как правило, границы периметра обозначаются с помощью колышков и натянутых между ними веревок

2. Земляные работы

После выполнения разметки, можно приступать к выкапыванию котлована. Углубление должно быть больше, чем высота предполагаемой плиты. Чаще всего, при укладке обычной монолитной плиты делается котлован до 50 см. Дно нужно аккуратно разровнять, утрамбовать грунт и проследить, чтоб туда не попало ничего лишнего.

3. Засыпка основания

Завершив работу над котлованом, начинаем работу с основанием. Оно представляет собой подушку из гравия и песка. Количество гравия вычисляется из расчета 20 т на гараж площадью 6,5х3,5 м. В высоту такой слой займет примерно 35 см. Слой песка должен быть не менее 10 см, он равномерно укладывается сверху на гравий. Получившийся песочно-гравийный «пирог» тщательно утрамбовывается.

4. Монтаж опалубки

Следующий этап – работа над опалубкой. Чаще всего она делается из деревянных досок – материал не дорогой и не проблемный. В первую очередь, выстраивается прямой угол, и уже от него монтируются стороны. Доски обязательно закрепляются саморезами (на уголок или небольшой кусочек доски). Следует помнить, что опалубка должна быть параллельно, относительно грунта, это измеряется с помощью уровня. Для того, чтоб бетон не выдавил деревянные доски в процессе заливки, короб опалубки укрепляется арматурой.

5. Работа над арматурным каркасом

Сооружение каркаса из арматуры – задача довольно трудоемкая. При наличии сварочного аппарата, работа выполняется прямо в коробке, где прутья свариваются между собой. Если сварки нет, то необходимый набор прутьев заранее рассчитывается и нарезается. Соединяется арматура уже в коробе с помощью вязальной проволоки.

Ячейки сетки должны быть не менее 20 см. В грунт вбиваются несущие арматурные прутья, на которые в два уровня навязывается (или приваривается) арматура. Полученная конструкция обязательно проверяется уровнем на горизонтальность.

6. Заливка фундамента

После того как вы убедитесь в правильности и надежности арматурного каркаса, можно приступать к заливке самого фундамента. Заливка производится бетонным раствором марки не ниже М250. Это гарантирует его прочность и долговечность. Одним из главных требований к заливке монолитной плиты является непрерывность процесса. Это значит, что вам понадобиться как минимум бетономешалка.

Процесс заливки происходит следующим образом: бетонная смесь распределяется по коробу, непрерывно обрабатываясь вибратором для равномерного распределения по всему арматурному каркасу. Для этого две бетономешалки ставятся у противоположных краев котлована, параллельно друг другу. Таким образом, заливка происходит быстрее и равномернее.

Перед началом дальнейших работ, фундамент должен выстоятся и набрать прочность. Это занимает как минимум 2-3 суток.

Установка монолитной плиты закончена. Такой фундамент может использоваться для постройки гаража на проблемных участках грунта. Он обеспечивает устойчивость конструкции даже при наличии высоко залегающих грунтовых вод, что позволяет назвать монолитную плиту – универсальным фундаментом под небольшие постройки.

Типы оснований из блоков

Гараж — лёгкая, самостоятельная постройка

Принимая во внимание затраты на строительство, учитываем свойства ФБС как материала, в первую очередь несущую способность, и определяем два типа оснований по методу возведения:

  • столбчатый фундамент из блоков;
  • ленточный фундамент из блоков.

Ленточный фундамент из блоков закладывается на основе траншеи, выкопанной по длине всего здания. Требует значительных вложений рабочей силы или привлечения строительной техники. При таком методе устройства фундамента расход ФБС увеличивается.

Блочный фундамент под гараж по типу ленты не требует возведения опалубки и усиления прутьями арматуры.

Предварительный расчет ленточного фундамента

От каких параметров зависит расчет фундамента для гаража:

  • прочность грунта;
  • из какого материала выполнены стены гаража – от этого параметра зависит несущая нагрузка на фундамент;
  • какая глубина промерзания грунта;
  • высота залегания грунтовых вод на участке;
  • конструкция и этажность гаража.

Перед тем, как рассчитать фундамент под гараж, остановимся подробней на параметрах, которые будут нужны при расчете.

Определяем тип почвы на участке

Основание должно стоять на твердом устойчивом грунте, от типа почвы зависит глубина, на которую будем закладывать ленту фундамента. Для устойчивых крупнообломочных, щебневых или гравийных грунтов и для песчаной почвы можно смело выбирать мелко заглубленный фундамент – до 80 сантиметров глубины.

Глинистые, торфяные почвы и суглинок – почему нужно увеличить глубину фундамента до полутора метров:

даже при небольшой минусовой температуре влага, которая задерживается глинистой почвой, замерзает и грунт вспучивается, выталкивая жесткое бетонное основание. При оттаивании почвы лента фундамента опускается. В итоге фундамент постоянно подвергается деформации и быстро разрушается.

Важно. Глубина залегания фундамента на глинистых грунтах должна быть ниже точки промерзания

глина неустойчива и быстро размывается при высоком залегании грунтовых вод. Это тоже вызывает перекос и быстрое разрушение фундамента.

На глинистых и торфяных грунтах и супесях целесообразно монтировать свайные и плитные типы фундаментов. Если такой возможности нет, то ленточное основание должно быть заглублено ниже точки промерзания почвы не менее чем на 20 сантиметров.

На скальных и песчаных почвах вполне достаточно мелко заглубленного фундамента — до 80 сантиметров глубины.

Грунтовые и сезонные воды

Расчет фундамента под гараж должен учитывать не только высоту залегания грунтовой воды, которая постепенно размывает основание, вызывая деформацию и трещины, но и сезонные природные осадки.

Если участок расположен в низине, то серьезно повлиять на фундамент могут талые и дождевые воды. Поэтому необходимо внимательно осмотреть участок и определить прохождение потоков талой и дождевой воды. По необходимости устроить дренажную систему, которая будет поворачивать воду в обход фундамента.

Проверить залегания грунтового слоя воды можно только путем бурения шурфов.

Важно. Обязательное правило – глубина фундамента под гараж должна быть выше слоя залегания грунтовой воды минимум на пятьдесят сантиметров

Материал стен гаража

Расчет фундамента под гараж обязательно должен учитывать материал стен постройки. От этого зависит ширина ленты фундамента и глубина его залегания:

  • стены из кирпича и бетона несут высокую нагрузку на фундамент, поэтому ширина ленты должна быть больше ширины кирпича или блока на 10 — 12 сантиметров, учитывая ширину опалубки;
  • легкие металлические сборные конструкции можно устанавливать на обычный мелко заглубленный фундамент.

При проведении работ обязательно нужно предусмотреть наличие цоколя, при установке опалубки, который должен быть выше уровня почвы минимум на 20 сантиметров

Это условие особенно важно для стен из кирпича и дерева. Цоколь защищает стены постройки от разрушительного действия воды из почвы

Мелко заглубленный или заглубленный фундамент

Своими руками построить дорогостоящий заглубленный фундамент для гаража сложно и не всегда такая постройка выгодна и нужна. Если планируется серьезная капитальная постройка с подвалом, то тогда стоит тратиться на устройство заглубленного фундамента.

Для простого гаражного бокса с небольшой смотровой ямой вполне достаточно обычного мелко заглубленного фундамента.

Типы фундамента под кирпичный гараж

Основание под постройку из кирпича, где в дальнейшем будет находиться транспортное средство, выбирают с учётом функциональности конструкции. Всего под гараж из довольно тяжёлого строительного материала подходит три типа фундамента:

  • Ленточный. Самый распространённый. Он позволяет обустроить подвал, пригодный для хранения вещей и даже консервации, а также смотровую яму. Способен выдерживать высокие нагрузки. Конструктивно представляет собой ленту из армированного бетона по периметру постройки. Требуется дополнительная облицовка пола внутри гаража.
  • Плитный. Не пользуется большой популярностью. Лучший вариант на участках с нестабильным грунтом. Плиту укладывают на песчано-щебневую подушку. Позволяет распределить нагрузку на всё основание. Он компенсирует движение грунта. Отсутствует необходимость обустройства пола. Основание уже является полом будущей постройки. Дополнительно усиливается рёбрами жёсткости, если нагрузка слишком большая. В остальных случаях такое мероприятие не проводится, поскольку обходится довольно дорого.
  • Столбчатый. Самый недорогой вариант фундамента под гараж из кирпича. Он лёгок и прост в закладке и лучше всего подходит для пучинистых и влажных грунтов. Котлован под такое основание не роют. Не получил широкого распространения, поскольку отсутствует возможность сооружения смотровой ямы или подвала. Столбы для него изготавливают из железобетона и устанавливают с шагом 1,5-2 метра.

Руководство по возведению фундамента

При обустройстве основания для гаража или жилого дома необходимо:

  • провести подготовительные работы;
  • выкопать котлован в грунте;
  • обустроить насыпную площадку для фундамента;
  • уложить арматуру и смонтировать опалубку;
  • залить основание бетоном;
  • демонтировать опалубку и смонтировать элементы из бетона в соответствии с проектом;
  • установить внешнюю защиту от воздействия влаги;
  • смонтировать внешний защитный пояс из железобетона.

Подготовительный этап

На этапе подготовки на основе проекта гаража подбираются железобетонные элементы для основания. Рекомендуется использовать для первого ряда блоки шириной 400 мм, последующие полосы выкладываются из деталей толщиной 300 мм. На стадии подготовки прорабатываются точки ввода коммуникаций в помещение, необходимо заказать элементы из бетона с готовыми каналами.

Земляные работы

Перед проведением земляных работ предусматривается площадка для установки крана, с участка убираются все помехи (например, остатки построек, кустарники или деревья). На поверхности грунта размечается контур будущего фундамента, землю вынимают вручную или экскаватором. Максимальная глубина траншеи составляет 1 м. При обустройстве ленточного основания рекомендуется удалить слой плодородного грунта из центральной части опорной площадки.

Обустройство подошвы

Для создания подошвы используется песок или цемент (это зависит от плотности грунта). В котлован с выровненными стенами и основанием засыпается песок, который утрамбовывается вибрационным методом. Поверх укладывается слой мелкого щебня, который также уплотняется. Толщина слоев песка и щебня составляет 100-150 мм.


Делаем песчаную подушку

Монтаж опалубки и армирование

Для изготовления опалубки используются деревянные элементы толщиной от 25 мм, которые соединяются уголками и шурупами. Конструкция укладывается на дно котлована и выставляется горизонтально при помощи уровня. Во внутренние каналы закладывается арматура, которая формирует сетку с ячейками размером до 150х150 мм. Для соединения арматуры используется стальная проволока, рекомендуется обустройство 2 слоев армирования с равномерными зазорами от основания и между элементами.

Заливка подушки

Зазор между опалубкой заливается бетоном, армирующая стека удерживается от смещения стержнями, забитыми в подушку. Цементный раствор вводится послойно, что позволяет заполнять промежутки между стальными прутьями. Для удаления воздушных пузырей требуется протыкать толщу цемента стержнем. Верхняя кромка выравнивается правилом по опалубке, для затвердевания бетона требуется до 4 недель. При высокой температуре воздуха рекомендуется смачивать бетон водой (для снижения риска появления трещин).


Схема заливки бетонной подушки

Укладка блоков

Бетонные блоки укладываются при помощи крана на автомобильном шасси. Предварительно на подушке размечаются линии положения строительных элементов. Конструкция соединяется при помощи цементного раствора, стальные петли на поверхности установленных деталей загибаются ударами кувалды. Кладка осуществляется от углов послойно, для повышения прочности детали в слоях располагают в шахматном порядке.


Схема укладки блоков

Раствор для кладки ФБС

Для соединения деталей используется водный раствор цемента марки М100, количество материала зависит от размеров фундамента. При обустройстве основания на уложенные элементы наносится слой раствора, а затем ставится следующий слой. Вертикальные стыки также заливаются бетонным раствором.

Гидроизоляция

Для защиты внешней и внутренней стороны используется жидкая мастика, которая наносится кистью. Для повышения устойчивости к воздействию влаги на слой мастики клеится рубероид (используется в регионах с повышенной влажностью грунта). Возможно использование полиуретановых материалов или специальной штукатурки на базе цемента с добавлением синтетических компонентов. Тип материала зависит от личных предпочтений владельца и его финансовых возможностей.

Для повышения прочности конструкции используется пояс из бетона толщиной до 300 мм, расположенный по верхнему слою блоков. Устанавливается арматура, для обустройства конструкции требуется изготовить опалубку. Цементный раствор заливается в полученный короб, доски снимаются после затвердевания материала (спустя 2-3 недели).

Требования к материалу

По всем требованиям для строительства гаража более всего подойдут бетонные блоки с двумя отверстиями внутри. Они состоят из цемента, щебня, песка и воды. Такой материал идеален для возведения любых хозяйственных построек: гаражей, сараев, складов и других. Приобретая материал, будет нелишним приобрести не только прямые блоки, но также угловые. Это ускорит кладку и облегчит работу.

Бетонные блоки обладают следующими качествами:

  • марка прочности М25-50 дает возможность строить в два этажа;
  • размеры данных блоков 390х188х190 удобны в работе, и стены из этого материала можно строить своими руками;
  • благодаря небольшому весу материала, можно обойтись без закладки глубокого фундамента;
  • высокая прочность материала необязательна, для сарая достаточно марки М10.

Что же такое шлакоблок?

Шлакоблоком называют в народе камень для стен. По сути это — большие камни (строительные блоки), которые состоят из шлака, отходов угля и золы. Их производят на станках путем вибрирования бетона в специальных формах. Также иногда используют и другие, относительно дешевые, составные, что значительно удешевляет строительный материал на выходе.

Неоспоримым преимуществом является и то, что шлакоблоки не только намного легче, но значительно больше кирпича (приблизительно в 6-8 раз) и за счет всего этого постройка возводится гораздо быстрее. Такой сравнительно дешевый и вместе с тем современный материал как шлакоблоки, может стать прекрасным строительным материалом как для фундамента гаража, так и самого гаража в целом.

Хотя нынче можно встретить разные мнения относительно прочности и долговечности этого строительного материала, но, соблюдая все технологии и создавая надежную защиту от влажности, вы получите прочный гараж, который будет служить вам не один десяток лет.

Обладая очевидными плюсами, у шлакоблоков также есть и некоторые недостатки, которые просто надо учитывать приступая как к постройке гаража, так и дома. Шлакоблоки впитывают влагу достаточно быстро. Поэтому не стоит строить гараж из них на очень влажной почве, или на участке, где близко расположены грунтовые воды.

Помимо этого, они не очень устойчивы к поперечным нагрузкам, поэтому не нужно их использовать на участках с высокой сейсмической активностью.

Статья по теме: Как поможет преобразить ваш интерьер бамбук и его рисунок?

Предварительный расчет ленточного фундамента

От каких параметров зависит расчет фундамента для гаража:

  • прочность грунта;
  • из какого материала выполнены стены гаража – от этого параметра зависит несущая нагрузка на фундамент;
  • какая глубина промерзания грунта;
  • высота залегания грунтовых вод на участке;
  • конструкция и этажность гаража.

Перед тем, как рассчитать фундамент под гараж, остановимся подробней на параметрах, которые будут нужны при расчете.

Определяем тип почвы на участке

Основание должно стоять на твердом устойчивом грунте, от типа почвы зависит глубина, на которую будем закладывать ленту фундамента. Для устойчивых крупнообломочных, щебневых или гравийных грунтов и для песчаной почвы можно смело выбирать мелко заглубленный фундамент – до 80 сантиметров глубины.

Глинистые, торфяные почвы и суглинок – почему нужно увеличить глубину фундамента до полутора метров:

даже при небольшой минусовой температуре влага, которая задерживается глинистой почвой, замерзает и грунт вспучивается, выталкивая жесткое бетонное основание. При оттаивании почвы лента фундамента опускается. В итоге фундамент постоянно подвергается деформации и быстро разрушается.

глина неустойчива и быстро размывается при высоком залегании грунтовых вод. Это тоже вызывает перекос и быстрое разрушение фундамента.

На глинистых и торфяных грунтах и супесях целесообразно монтировать свайные и плитные типы фундаментов. Если такой возможности нет, то ленточное основание должно быть заглублено ниже точки промерзания почвы не менее чем на 20 сантиметров.

На скальных и песчаных почвах вполне достаточно мелко заглубленного фундамента — до 80 сантиметров глубины.

Грунтовые и сезонные воды

Расчет фундамента под гараж должен учитывать не только высоту залегания грунтовой воды, которая постепенно размывает основание, вызывая деформацию и трещины, но и сезонные природные осадки.

Если участок расположен в низине, то серьезно повлиять на фундамент могут талые и дождевые воды. Поэтому необходимо внимательно осмотреть участок и определить прохождение потоков талой и дождевой воды. По необходимости устроить дренажную систему, которая будет поворачивать воду в обход фундамента.

Проверить залегания грунтового слоя воды можно только путем бурения шурфов.

Материал стен гаража

Расчет фундамента под гараж обязательно должен учитывать материал стен постройки. От этого зависит ширина ленты фундамента и глубина его залегания:

  • стены из кирпича и бетона несут высокую нагрузку на фундамент, поэтому ширина ленты должна быть больше ширины кирпича или блока на 10 — 12 сантиметров, учитывая ширину опалубки;
  • легкие металлические сборные конструкции можно устанавливать на обычный мелко заглубленный фундамент.

При проведении работ обязательно нужно предусмотреть наличие цоколя, при установке опалубки, который должен быть выше уровня почвы минимум на 20 сантиметров

Мелко заглубленный или заглубленный фундамент

Своими руками построить дорогостоящий заглубленный фундамент для гаража сложно и не всегда такая постройка выгодна и нужна. Если планируется серьезная капитальная постройка с подвалом, то тогда стоит тратиться на устройство заглубленного фундамента.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий