Как грамотно выполнить монтаж?
Для организации правильного вентилирования гаража понадобится сделать как минимум два отверстия: для притока свежего воздуха, а также для вывода потоков, насыщенных вредными испарениями и избыточной влагой. Приточное отверстие делают в нижней части наружной стены, примерно в 10-15 см от пола.
Для обустройства вентиляции в гараже нужно проделать стеновые отверстия, которые по размерам и конфигурации соответствуют характеристикам трубы
Толстые стены жилых помещений сверлят с помощью специального оборудования, но для гаражей такие сложности не нужны. Чаще всего сверление отверстия подходящего диаметра выполняют с помощью перфоратора.
После этого в отверстие вставляют трубу или трубы для притока и фиксируют их положение. Для герметизации щелей между трубой и материалом стены используют монтажную пену. Наружную сторону отверстия следует защитить с помощью специальной решетки или диффузора.
Снаружи место ввода приточных труб, проведенных через стену гаража, следует закрыть декоративными решетками, чтобы защитить помещение от проникновения мелких грызунов, насекомых и т.п.
Сечение вентиляционного канала можно сделать не только круглым, но и квадратным или прямоугольным. Для монтажа понадобятся трубы соответствующей конфигурации. Обычно для гаражной вентиляции используют вентиляционные трубы с круглым сечением.
Это самый дешевый и удобный вариант, кроме того, они создают минимальное сопротивление потокам воздуха. Для вентиляции подходят и металлические трубы, и конструкции из пластика.
Трубу вытяжного канала вентиляции гаража нужно вывести вверх, примерно на 50 см выше уровня крыши, чтобы обеспечить хорошую тягу
Отверстие для вытяжки делают под самым потолком. Трубу выводят через стену горизонтально и затем монтируют вертикальный отрезок. Он должен быть достаточно длинным.
Оптимальной считается вытяжка, которая возвышается над уровнем крыши не менее чем на 50 см. Сверху нередко устанавливают колпак-дефлектор. Внутреннюю сторону и приточного, и вытяжного отверстия следует закрыть декоративной решеткой.
Естественная вентиляция в гараже
Если внутри постройки имеется погреб, то его необходимо оборудовать отдельной вытяжной системой (подробнее об этом читайте здесь). Смотровая яма к этому правилу не относится – ее размер учитывается при расчете общей площади.
Чтобы сделать хорошую вентиляцию, нужно опираться на следующие факторы:
- объем воздуха, который нужно менять;
- направление ветра и периодичность его смены;
- уровень температур в регионе и их перепады в зависимости от сезона.
Большое значение имеет разность температуры внутри и снаружи. Воздух в помещении должен быть теплее, а потому легче – тогда он будет легко замещаться более тяжелым. Свежие потоки будут проникать сквозь воздуховод самостоятельно, без вмешательства механических систем, заменяя собой менее плотные воздушные массы.
Также эффективность такого рода конструкции зависит от разных показателей давления между вертикальным положением притока и вытяжки. Перепад между вводным отверстием и выводным должен быть не менее 3 метров.
Если эти условия не были выполнены при монтаже вытяжки естественного типа, конструкция не будет в полной мере выполнять свои функции. В холодное время года потребуется отопление, чтобы установить разницу температур внутри и снаружи. Входящий поток следует уменьшить путем регулировки открытия воздуховода. Летом вентиляционный проход открывается полностью, а циркуляция обеспечивается за счет направления ветра.
Такая самодельная вытяжка для гаража будет стоить недорого, но ее эффективность не достаточно высока. Приемлемая циркуляция воздуха будет наблюдаться только при температуре на улице ниже +10 градусов. Также может создаваться сквозняк, негативно влияющий на здоровье. Трубы требуют регулярной очистки: летом – от пыли, зимой – от льда.
Для чего нужна, требования
Ввиду периодической эксплуатации этого здания предпочтительнее энергонезависимая естественная вентиляция через продухи или воздуховоды. Когда проектируется вентиляция в гараже своими руками, схема и фото могут немного отличаться в зависимости от наличия подземного овощехранилища-погреба.
Схема естественного воздухообмена гаража без смотровой ямы или погреба
Основные требования указаны в СП 7.13130, при хранении транспорта воздух должен обновляться ежечасно, при заведенном двигателе кратность воздухообмена должна увеличиваться до 4. Поэтому в вытяжных, приточных каналах часто монтируются осевые, радиальные вентиляторы, включаемые по мере необходимости владельцем.
Схема принудительной механической вентиляции
Отсутствие притока воздуха приводит к последствиям:
- снижение ресурса авто за счет коррозии кузова;
- разрушение силовых конструкций гаража от избыточно влажного воздуха;
- опасность отравления выхлопами авто.
Выхлопные газы будут скапливаться в помещении без отсутствия вытяжки
Это интересно: Забор из горбыля: кратко и понятно
Виды вентиляции
Какой бы у вас ни был гараж, есть ли у него подвал или смотровая яма – вентиляция необходима обязательно.
Существует несколько видов вентиляции такого помещения.
Естественная
Естественная вентиляция – самый бюджетный вариант
Свежий воздух в гараж поступает из-за разницы температур на улице и внутри помещения. Для естественной циркуляции воздуха необходимо предусмотреть 2 вентиляционных отверстия – приточное и вытяжное. Обновление воздуха поможет ускорить дефлектор, размещённый в вытяжном отверстии. Поблизости от этого устройства создаётся участок низкого давления, что позволяет быстро удалять воздух.
Воздушные потоки перемещаются благодаря обычным физическим законам:
- Разница в плотности холодного и нагретого воздуха.
- Воздействие потоков ветра.
- Перемещение воздушных масс в результате взаимодействия высокого и низкого давления.
При использовании естественной вентиляции не забывайте:
- В летнее время циркуляция воздуха заметно снижается.
- Из-за резкого изменения давления могут появляться сквозняки.
- Необходимо постоянно контролировать состояние вентиляционных отверстий и при необходимости их чистить.
Такая вентиляция в основном подойдёт тем, кто не хочет тратить много денег.
Принудительная
Принудительная вентиляция требует тщательного проектирования
Даёт возможность частично или полностью отказаться от дополнительного обогрева гаража, доводя температуру воздуха до 5 градусов тепла. Приточная часть содержит в своём составе фильтр, вентилятор и электрокалорифер. Воздух удаляется из помещения с помощью осевого или канального вентилятора, который установлен в воздуховоде. Перед поступлением воздуха в помещение он проходит фильтр и подогревается калорифером. Удаление отработанного воздуха производится при работе канальных вентиляторов.
Принудительный воздухообмен во время проектирования требует правильных расчётов по точному определению необходимому сечению воздуховода, мощности вентилятора и других рабочих параметров. Чаще всего создают вентиляционные каналы сечением 160-180 мм
Для такой конструкции важно правильно поместить отверстия в разных концах помещения по диагонали
Комбинированная
Комбинированная вентиляция отличается от естественной наличием дополнительного оборудования
Разновидность естественной вентиляции, она отличается только удалением отработанного воздуха – процесс происходит с помощью дополнительного оборудования. При этом способе на вытяжном отверстии ставят электровентилятор. Способ проветривания независим от изменений природы и требует меньших затрат, чем принудительная вентиляция. Минус этого метода в том, что поток воздуха не очищается и не подогревается, а за вентиляционными каналами нужно постоянно следить и очищать их от грязи и наледи.
Приточная
Приточная вентиляция не удаляет отработанный воздух, а обновляет его
В этом названии слово «приточно» сообщает, что основная функция вентиляции заключается не в удалении отработанного воздуха, а только в обновлении его объёма с помощью закачки свежего.
Конструкция такой вентиляции выставляет собственные требования:
- Вентиляционные выходы, в отличие от вытяжной системы, должны находиться невысоко, в идеале – максимум на высоте 30-50 см от пола.
- Выходы в этой системе нужно делать в 2 раза шире, чем при устройстве вытяжной вентиляции.
- Каналы нужно размещать так, чтобы потоки ветра почаще задували в них. Поступление свежего воздуха в помещение удобней всего организовать, установив внизу ворот решётку. Если у вас длинный гараж, то лучше всего разместить вентиляционные каналы в длинной стене по центру гаража.
В стене в подходящем месте проделывают отверстия, а в них устанавливают гофрированные трубы. Учтите, что для хорошей производительности такой системы необходимо создать максимальную разность высот между каналами, для этого придётся найти длинную трубу. Но при низкой кровле гаража можно сделать гофрированную трубу выше, удлинив её пластиковой трубой. В результате мы сможет получить необходимую разность высоты.
Погреб и смотровая яма
Выше был рассмотрен вариант вентилирования обычного гаража. Если же внутри имеется подвал и/или смотровая яма, об этих объектах следует позаботиться отдельно. В случае с подвалом в обязательном порядке придется устроить отдельный вентиляционный канал. Это необходимо, поскольку внизу влаги скапливается гораздо больше, чем в верхней части помещения.
Схема вентилирования подвала, расположенного в гараже: приточную трубу следует опустить как можно ниже, а вытяжную трубу выводят высоко вверх
Если вентилирование отсутствует, эта влага будет проникать в гараж и нанесет вред хранящемуся в нем транспортному средству. Вентиляция, которая устроена в гараже, даже при использовании принудительных методов притока и удаления воздуха, обычно не может обеспечить достаточно интенсивный обмен воздушных масс.
Для эффективного вентилирования подвала следует сделать два отверстия: приточное и вытяжное. Рекомендуется обеспечить поступление воздуха в южной части погреба, а вывод воздушных потоков – с севера.
Приточную трубу обычно вводят в погреб через пол гаража и опускают как можно ниже. Вытяжку устраивают в противоположном углу, эту трубу через пол гаража выводят вверх и наружу. Как и при устройстве вентиляции в гараже, сечение отверстий для притока должно быть в два-три раза больше, чем размеры вытяжки.
Здесь представлен вариант организации естественного вентилирования гаража, в котором имеется подвал и смотровая яма, для которой сделаны отдельные вентиляционные каналы
Чем больше перепад высоты между краем подачи и вытяжки, тем более эффективным будет вентилирование погреба. Оптимальной считается разница в три метра или больше. Чтобы увеличить перепад, вертикальную часть вытяжной трубы, которая выведена на улицу, нужно просто сделать повыше. Здесь также можно установить дефлектор или защитный колпак.
Иногда установка приточной трубы по каким-то причинам не возможна. В таком случае рекомендуется оставлять люк немного приоткрытым, чтобы свежий воздух, поступающий в гараж, перемещался в подвал. Отсутствие притока свежего воздуха сделает бесполезными все усилия по организации эффективной вытяжки из погреба в гараже.
Если гараж отапливается, зимой на вытяжной трубе может появляться конденсированная влага. Чтобы предотвратить обледенение трубы устанавливают специальный стакан для конденсата.
Для неотапливаемого гаража эта мера не требуется. Продукты и предметы, которые хранятся в погребе, в зимнее время следует размещать не ближе, чем полуметре от приточного отверстия, иначе они могут промерзнуть.
Схема естественного вентилирования гаража со смотровой ямой: стрелками “а” обозначено движение потоков воздуха, “б” – расположение вентиляционных щелей для смотровой ямы
Смотровая яма – небольшой по объему объект, поэтому отдельное вентилирование для нее обычно не предусматривают. И все же стоит позаботиться о хорошем притоке воздуха. Для этого на той стороне смотровой ямы, которая обращена к приточному отверстию вентиляции гаража, нужно сделать щели примерно в 10-15 см. Можно приоткрыть подобным образом и две стороны ямы.
Со стороны вытяжки также нужно сделать такую щель, но она должна быть в два раза уже. Ради безопасности можно в некоторых местах прикрыть эти щели досками. Устанавливая автомобиль, нужно проследить, чтобы он не перекрывал вытяжную щель, поскольку это опасно для транспортного средства.
Правила и варианты устройства вентиляции в гараже для самостоятельных мастеров изложены в следующей статье.
Виды вентиляции
Какой бы у вас ни был гараж, есть ли у него подвал или смотровая яма – вентиляция необходима обязательно.
Существует несколько видов вентиляции такого помещения.
Естественная
Естественная вентиляция – самый бюджетный вариант
Свежий воздух в гараж поступает из-за разницы температур на улице и внутри помещения. Для естественной циркуляции воздуха необходимо предусмотреть 2 вентиляционных отверстия – приточное и вытяжное. Обновление воздуха поможет ускорить дефлектор, размещённый в вытяжном отверстии. Поблизости от этого устройства создаётся участок низкого давления, что позволяет быстро удалять воздух.
Воздушные потоки перемещаются благодаря обычным физическим законам:
- Разница в плотности холодного и нагретого воздуха.
- Воздействие потоков ветра.
- Перемещение воздушных масс в результате взаимодействия высокого и низкого давления.
При использовании естественной вентиляции не забывайте:
- В летнее время циркуляция воздуха заметно снижается.
- Из-за резкого изменения давления могут появляться сквозняки.
- Необходимо постоянно контролировать состояние вентиляционных отверстий и при необходимости их чистить.
Такая вентиляция в основном подойдёт тем, кто не хочет тратить много денег.
Принудительная
Принудительная вентиляция требует тщательного проектирования
Даёт возможность частично или полностью отказаться от дополнительного обогрева гаража, доводя температуру воздуха до 5 градусов тепла. Приточная часть содержит в своём составе фильтр, вентилятор и электрокалорифер. Воздух удаляется из помещения с помощью осевого или канального вентилятора, который установлен в воздуховоде. Перед поступлением воздуха в помещение он проходит фильтр и подогревается калорифером. Удаление отработанного воздуха производится при работе канальных вентиляторов.
Принудительный воздухообмен во время проектирования требует правильных расчётов по точному определению необходимому сечению воздуховода, мощности вентилятора и других рабочих параметров. Чаще всего создают вентиляционные каналы сечением 160-180 мм
Для такой конструкции важно правильно поместить отверстия в разных концах помещения по диагонали
Комбинированная
Комбинированная вентиляция отличается от естественной наличием дополнительного оборудования
Разновидность естественной вентиляции, она отличается только удалением отработанного воздуха – процесс происходит с помощью дополнительного оборудования. При этом способе на вытяжном отверстии ставят электровентилятор. Способ проветривания независим от изменений природы и требует меньших затрат, чем принудительная вентиляция. Минус этого метода в том, что поток воздуха не очищается и не подогревается, а за вентиляционными каналами нужно постоянно следить и очищать их от грязи и наледи.
Приточная
Приточная вентиляция не удаляет отработанный воздух, а обновляет его
В этом названии слово «приточно» сообщает, что основная функция вентиляции заключается не в удалении отработанного воздуха, а только в обновлении его объёма с помощью закачки свежего.
Конструкция такой вентиляции выставляет собственные требования:
- Вентиляционные выходы, в отличие от вытяжной системы, должны находиться невысоко, в идеале – максимум на высоте 30-50 см от пола.
- Выходы в этой системе нужно делать в 2 раза шире, чем при устройстве вытяжной вентиляции.
- Каналы нужно размещать так, чтобы потоки ветра почаще задували в них. Поступление свежего воздуха в помещение удобней всего организовать, установив внизу ворот решётку. Если у вас длинный гараж, то лучше всего разместить вентиляционные каналы в длинной стене по центру гаража.
В стене в подходящем месте проделывают отверстия, а в них устанавливают гофрированные трубы. Учтите, что для хорошей производительности такой системы необходимо создать максимальную разность высот между каналами, для этого придётся найти длинную трубу. Но при низкой кровле гаража можно сделать гофрированную трубу выше, удлинив её пластиковой трубой. В результате мы сможет получить необходимую разность высоты.
Необходимость вентиляции в гараже
Вентиляция гаража зимой очень важна. Из-за разницы температур на морозной улице и в тёплом герметично закрытом гараже, на поверхностях стен и мебели образовывается конденсат. Длительное влияние влаги пагубно сказывается на строении и всех предметах, расположенных в нем.
Деревянные полки и шкафы для инструментов начинают гнить, бетонные покрытия трескаться и покрываться плесенью, а корпус машины и ее детали страдают от коррозии. Часть влаги испаряется, но из-за герметичности строения влага не покидает его пределы. Именно поэтому открывая гараж в зимнее время, многие владельцы машин чувствуют сырость. Летом же – заметна влажная прохлада.
А при условии зимней непогоды со льдом и снегом, человек сам может навредить строению, автомобилю и самому себе. После поездок очень часто на колесах, капоте, и крыше транспортного средства остается снег, в этом случае лучше использовать трубчатые снегозадержатели на крышу. Попав в условия тёплого гаража снег начинает таять.
Поэтому целесообразнее создать качественный воздухообмен, затратив на это немного денег, чем через несколько лет проводить капитальный ремонт автомобиля. Разница стоимости этих работ отличается в несколько раз.
Особенности организации вентсистемы
Устройство вентиляционной системы определяется факторами правильного размещения:
- предварительный расчет внутреннего сечения вентиляционных труб обязателен;
- отводящее отверстие меньше приточного (усиливает воздушную тягу);
- приток устанавливается внизу, вытяжка вверху, проемы диагонально распределяются возле коротких стен гаражного строения, чтобы охватить максимальное пространство потоком воздушных масс;
- расстояние притока от пола – 10-15 см, вытяжка монтируется внутри потолка, либо внутри стены на расстоянии 10-15 см;
- внутреннее сечение одинаковое на всем протяжении вентиляционного канала, чтобы воздухопоток беспрепятственно выходил наружу;
- наименьшее количество изгибов, поворотов, препятствующих быстрому отведению воздушных масс;
- оптимальное расстояние от притока до отводящего выхода – 3 м; если невозможно соблюсти параметры, вытяжная труба выводится над крышей на максимально допустимую высоту;
- приток выводится на 50 см от уровня грунта;
- усилению тяги способствуют дефлекторы, диффузоры;
- материал труб необходимо выбирать термо-, влагостойкий, например, пластик, асбестоцемент, оцинкованная сталь (со временем корродирует);
- наиболее простой монтаж пластиковых труб, продается достаточной количество комплектующих (переходники, тройники, т.д.);
- швы необходимо герметично заделывать, чтобы сохранить производительность системы;
- вентиляционные проемы закрываются решетками, предотвращающими попадание грызунов;
- воздуховоды оснащаются заслонками для регулировки объема поступающего воздуха, особенно актуально зимой.
Данные критерии применимы непосредственно к естественному вентилированию. Механическое располагает некоторой вариативностью местоположения вытяжных, приточных отверстий, параметрами проемов, возможностью обойтись без монтажа вентиляционных каналов.
Инструменты и материалы
Чтобы сделать работу быстро, подготовьте заранее нужные материалы и инструменты:
- Мощный перфоратор;
- Угловая шлифмашинка;
- Теплоизолирующий материал и герметик;
- Решётки для защиты выходов каналов от грязи;
- Трубы из пластмассы или металла необходимого диаметра.
Кроме того, в зависимости от конструкции, возможно, потребуются вентиляторы:
- Вытяжные канальные устройства – удобны в работе и доступны. Встроенные регуляторы позволяют менять интенсивность замены воздуха. Оптимальный диаметр – около 160 мм. Но дешевле и проще использовать изделия диаметром 120 мм.
- Центробежные – лучше всего работают на вытяжку, но их сложней монтировать. Используют в основном в гаражах, где красят машины.
- Вихревые – наиболее подходящие агрегаты для удаления дыма от сварки.
Для обычного гаража самый практичный вариант – вытяжной канальный вентилятор. Это устройство стоит недорого и хорошо выполняет своё предназначение.
Пошаговая монтажная инструкция
Рассмотрим для примера последовательность монтажа комбинированного варианта естественной вентиляции с дополнительной механической вытяжкой.
Канальный вентилятор позволяет легко превратить естественную систему вентиляции в принудительную, а при необходимости вернуть ее к первоначальному виду
Для этого потребуются отрезки пластиковых труб диаметром 110 мм с резиновыми уплотнителями, канальный вентилятор, встраиваемый внутрь воздуховода, на 10 – 15 Вт с питанием от сети 220 В.
Общую длину вытяжного участка выбираем в пределах 3 – 4 м, приточного – в зависимости от глубины подвала и расстояния до выхода за периметр гаража. Также нужны будут два съемных отрезка по 30 см. Один для вентилятора, другой для его замещения. При необходимости можно предусмотреть слив конденсата, тогда дополнительно потребуются тройник и колено. Последнее используется еще и при поворотах трубопровода.
Из инструментов понадобятся: перфоратор, бур, зубило, пробойник, коронка на 125 мм для сверления отверстий в бетоне. При большой толщине потолка, стен будет нужен удлинитель.
Хорошим дополнением к набору инструментов для перфоратора будут ручные пробойники. Ими выбивают из бетона фракции щебня или гравия, которые могут встречаться при сверлении, тем самым сохраняя дорогие сверла (победитовые или с алмазным напылением)
Обустройство вентиляции в подвале гаража проводим в два этапа.
Сначала проделываем все необходимые отверстия в бетонных перекрытиях, кирпичных перегородках внутри подвала, гаража и на крыше. Затем монтируем трубы.
Этап #1 — сверление отверстий
Придерживаемся следующей последовательности действий:
- Определяем местоположение отверстий приточной и вытяжной трубы в подвале. Они должны располагаться по диагонали в разных углах потолка или верхней части стены. При этом, приточная труба должна выходить на северную сторону гаража, а вытяжная – на крышу, либо на южную.
- Из подвала сверлим буром в потолке центр будущего отверстия под вытяжку.
- На верху, в гараже, размечаем окружность 125 мм вокруг просверленного центра. Делаем буром несколько отверстий внутри нее. Затем сверлим коронкой. В случае попадания на армирующие пруты, освобождаем их от бетона зубилом и срезаем сабельной ножовкой по металлу.
- Приставляем трубу вертикально из полученного отверстия в полу до потолка, и отмечаем положение ее центра. Сверлим буром отверстие.
- На крыше гаража повторяем операции пункта 3.
- Аналогично делаем отверстие для подачи в подвал воздуха с улицы, выполняя пункты 2 и 3.
На этом наиболее трудоемкая часть работы завершена.
Сверлить бетонные перекрытия удобней в последовательности снизу вверх. Так проще обеспечить точность совмещения отверстий. Не забывайте использовать очки и респиратор
Этап #2 — монтаж труб и вентилятора
Следующий этап – установку труб и монтаж вентилятора – проводим в таком порядке:
- Закрепляем вентилятор внутри одного из съемных отрезков трубы.
- Монтируем в гараже вытяжной участок, соединяя три отрезка. Местоположение вентилятора выбираем из расчета удобства доступа. Верхняя труба минимум на метр должна выходить над крышей, нижняя – заходить в погреб до уровня потолка. Между ними вставляем отрезок трубы с вентилятором, вращение которого должно быть направлено на вытяжку вверх.
- Устанавливаем приточную трубу, опуская ее в погреб от 0,5 м до 0,2 м над полом. Входную часть выводим на северную сторону от гаража, поднимая на 20 см над землей. Отверстие заканчиваем коленом или тройником с защитной металлической сеткой.
- Заделываем стыки труб с перекрытиями раствором или монтажной пеной.
- Подключаем вентилятор и проверяем тягу в подвале, прислоняя листок бумаги к вытяжному отверстию.
- Утепляем участок трубы над крышей любым доступным материалом. Если гараж не отапливается, то утеплить нужно всю вытяжную трубу.
Использование вентилятора может потребоваться только в летние месяцы. В остальное время года достаточно будет естественной циркуляции воздуха. Для этого необходимо просто заменить фрагмент трубы с вентилятором на такой же отрезок без него.