Требования к конструкции
Чтобы ворота были надежными и долговечными, их следует правильно подобрать. Итак, конструкция должна отвечать следующим критериям:
- Установка должна быть достаточно жесткой для выдерживания существенных нагрузок (ветровых и весовых).
- Балка-направляющая фиксируется к раме с помощью сварочного аппарата, а само полотно ворот не должно прогибаться под собственным весом.
- Все комплектующие подбираются в соответствии с массой, высотой и шириной конструкции.
- Откатываемый элемент должен передвигаться вдоль ограждения с внутренней стороны, потому там должно быть достаточно пространства для воротной створки.
Виды откатных ворот
Сегодня производятся нескольких разновидностей откатных ворот. Основные отличия заключаются именно в конструкции устройства. Каждая разновидность подходит для конкретного случая. Сегодня выделяются три основные группы — консольные, откатные по рельсу, подвесные.
Консольные ворота
Основным преимуществом является отсутствие каких-либо ограничений сверху, снизу. Для движения не нужны балки, рельсы, которые являются своего рода ограничением. Данный вариант объединяет в себе все лучшие качества и практически лишена недостатков других видов. Устройство отличается сложностью. Для крепления используются специальные ролики, закрепляемые к консоли. Направляющий элемент располагается на площади основного полотна. Балка не мешает, не создает ограничений.
Чтобы соорудить конструкцию потребуется очень хорошая опора с одной стороны въезда. Это может быть кирпичный столб, стена капитального строения
Важно чтобы опора смогла выдержать вес полотна со всеми консолями. Для удобства консоль зачастую располагают по средине либо внизу полотна
Подвесные ворота
Подобные изделия некоторое время назад повсеместно использовались на охраняемых территориях. Особенностью конструкции является расположенная сверху массивная балка, обеспечивающая движение полотна. Зачастую балка располагалась на высоте чтобы мог свободно проехать грузовой транспорт. Поэтому высота будет достаточно большой. На балке закрепляются специальные роликовые механизмы, обеспечивающие движение.
К неоспоримым преимуществам конструкции можно отнести долговечность, надежность. Правильно сконструированное сооружение прослужит не менее 50 лет, при этом сохранив все технические характеристики. Несмотря на практичность есть существенные недостатки. В первую очередь многих беспокоит балка, которая может создать препятствие для транспорта нестандартных габаритов. Для сооружения потребуется очень много материала. В прошлое время метал был более доступным, что позволяло конструировать любые изделия. Сегодня ситуация изменилась в корне. Поэтому подвесные вид ворот считается не самым экономичным вариантом.
Колесные ворота
Данный тип ворот отличается простотой устройства и часто используется в частном домостроении. Основным элементом конструкции является рельса, располагающаяся по направлению движения полотна. Движение обеспечивают специальные колеса. Использовать их целесообразно в зонах с теплым климатом и минимальным количеством снежных осадков
Если установить в районах северных, потребуется уделить внимание качественной очистке рельса от снега, поскольку любые загрязнения будут препятствовать движению полотна. Именно из-за этого используются реже
Как заменить самодельную фурнитуру на заводскую, когда ворота уже готовы
Один из наших клиентов столкнулся с такой проблемой: после установки автоматики привод сильно грелся во время перемещения створки, потому наши специалисты решили выехать на место, чтобы выявить причину. При визуальном осмотре ворот все стало понятно – фурнитура была сделана самостоятельно и в самых ответственных узлах не соответствовала необходимым требованиям.
Наши специалисты предложили заменить самодельную фурнитуру на заводскую отечественно производителя «Світ Воріттм» . И далее я расскажу, что было сделано.
Демонтировали створку. Для этого нужно убрать из направляющего рельса нижний концевой ролик и полностью открыть створку, чтобы она сошла с роликовых опор.
Далее уложили полотно на ровную поверхность и начали срезать болгаркой сварочные швы, которые крепили направляющую квадратную трубу к каркасу створки.
На фото ниже Вы можете видеть одну из причин, по которой ворота клинили и привод сильно грелся: направляющий рельс сильно деформирован и очень ржавый.
Монтажники решили использовать направляющий рельс украинского производства, который изготовлен из стали с повышенным содержанием углерода, чтобы от нагрузки он не деформировался.
Снизу направляющей временно было приварено два металлических профиля длиной по 600 мм, которые нужны в качестве подставок, чтобы дальнейшие работы выполнять с горизонтально установленной створкой.
Створку установили на направляющий рельс и начали соединять с ним ее нижнюю трубу каркаса.
Соединение выполнялось сваркой с двух сторон прихватками в шахматном порядке шагом 700 мм длиной шва 20-30 мм.
Обратите внимание! Соединение сплошными швами запрещено, иначе направляющий профиль может быть деформирован и ворота будут клинить
После того, как рельс был прикреплен к створке, был использован автомобильный герметик, чтобы закрыть зазор между направляющим рельсом и трубой каркаса створки. Таким образом была исключена вероятность попадания между изделиями влаги, которая могла бы привести к появлению ржавчины.
Далее направляющий рельс и нижняя труба каркаса были прогрунтованы и покрашены в три слоя. Монтажники саму створку не трогали (покраска), поскольку такая задача не стояла.
Далее специалисты приступили к демонтажу старых роликовых опор, которые мягко говоря, уже не годились к дальнейшей эксплуатации.
Вместо них были использованы изделия с усиленными подшипниками, которые имели металлические обоймы.
После того, как роликовые опоры были установлены в необходимое положение, и створка начала легко передвигаться, основание опор обварили по периметру, соединив с горячекатаным забетонированным швеллером.
Далее были закреплены новые верхний и нижний улавливатели, а также верхняя пластина с роликами.
На этом замена самодельной фурнитуры на заводскую была закончена. Включив привод автоматики при перемещении ворот заказчик и монтажники убедились, что мотор-редуктор больше не греется, то есть причины были устранены.
Акция!
При покупке фурнитуры, которую рекомендуют наши специалисты, в качестве подарка будет вместе с заказом выслана пошаговая инструкция по изготовлению и монтажу откатных ворот, а также их комплектующих.
Как определить габариты?
Размеры откатных ворот на этапе проектирования забора определяются, исходя из собственных предпочтений. В данном случае схема всей конструкции ограды составляется с нуля и можно подкорректировать ее на любом этапе. Однако в ситуации, когда забор уже построен, главным параметром является ширина проема. Она определяет размеры подвижной секции на роликах.
Габариты ворот
Створка может превосходить значение ширины проема в 1,2-2 раза. Однако рекомендуется выбирать вариант откатных ворот, который в 1,5 раза шире. Тогда секция будет иметь наиболее оптимальные размеры. Если нет возможности реализовать данное решение, ширина ворот может быть уменьшена до значения, которое составляет 1,2 от проема.
В среднем ширина машины достигает 2м, вам нужно будет немного пространства по бокам, чтобы транспортное средство смогло беспрепятственно заехать и еще 50 сантиметров.
Условия, которые этому способствуют: близкое расположение подвижной секции к торцу соседнего забора; неровная поверхность почвы, из-за чего обустраивается ступенчатое ограждение.
Ширина проема зависит не только от собственных нужд и предпочтений, так как в некоторых случаях улица слишком узкая и даже легковой автомобиль не сможет развернуться. Рекомендуется выполнить пробный заезд на участок через импровизированные ворота. Для этой цели нужно вбить в грунт два колышка. Если разметка позволяет автомобилю свободно разворачиваться, составляется схема и продолжается обустройство ограды и ворот.
Чертеж и конструкция роликов
Для секции на роликах со средней балкой можно задействовать откатной механизм со скрытыми подшипниками. Такой вариант не требует регулярной смазки и надежно защищен от внешних факторов. Если рассматривать исполнение с нижней направляющей, то в данном случае также используются ролики со скрытыми подшипниками.
Это снижает расходы на обслуживание, а также исключает необходимость прилагать усилия для демонтажа конструкции с целью выполнения смазочных работ.
Пример чертежа раздвижных ворот
Чертеж откатных ворот:Стоимость откатных ворот сегодня заметно меньше, чем в прежние времена, однако, предлагается данное исполнение по более высокой цене, если делать сравнение с прочими аналогами. Но установку вполне можно произвести самостоятельно при условии, что будут соблюдены некоторые правила монтажа.
Верхний улавливатель
Необходим, чтобы фиксировать створку, когда она открыта. Некоторые не устанавливают этот элемент, от чего в ветреную погоду ворота гремят.
Верхний улавливатель можно сделать из куска гнутого швеллера или сварить два уголка, как вариант можно согнуть полосу шириной 6-10 см. Толщина стенок изделия должна быть не менее 4 мм.
Заводской верхний улавливатель имеет П-образную форму с отгибами. Они нужны, чтобы створка гарантированно в него попала, даже если есть люфт.
Верхний улавливатель приваривают к нащельнику, который находится на противоположном роликовым опорам столбе.
Этот элемент крепят после того, как установлены роликовые опоры, верхняя пластина с роликами, нижний концевой ролик и нижний улавливатель.
Следует отметить, что не во всех заводских комплектах (в зависимости от производителя) есть верхний улавливатель, бывает, что он продается отдельно, потому при выборе фурнитуры, уточняйте его наличие.
Этапы монтажа конструкции
Сделать функциональные конструкции помогут чертежи, фото и видео откатных ворот. Своими руками можно сделать любую выбранную модель. Для этого потребуется подготовить специальные инструменты и материалы.
Перед монтажными работами тщательно вымеряются все размеры
Необходимый набор инструментов
Для установки откатных конструкций необходимо подготовить следующие специализированные инструменты:
Для использования сварочного агрегата необходимы профессиональные навыки
Воздушный компрессор помогает очень быстро произвести покраску
Подобный инструмент требует очень осторожного обращения
Также потребуется дрель, пассатижи и рулетка.
Устройство фундамента
Как возвести фундамент можно посмотреть на видео. Откатные ворота своими руками следует начинать с разметки места. Ширина траншеи должна быть около полуметра. В качестве опор используются столбы для забора. При монтаже автоматической конструкции нужно предусмотреть место под укладку электрического кабеля. При монтаже основы под забор используется швеллер с арматурой. Бетонная смесь должна застывать в течение шести суток.
Монтаж швеллера требует точных расчетов и аккуратности
Возвести фундамент можно следующими способами:
- при монтаже свайного монолитного фундамента в почву устанавливаются два столба, которые соединяются швеллером. Для выемки почвы применяется садовый бур. Ямки должны располагаться близко к ограждению и соединяться траншеей;
- для установки свайной винтовой основы нужно сваи вкручивать в землю.
На фундамент приходится вся основная нагрузка
Установка конструкции
Разметка выполняется перед тем, как производится сборка откатных ворот своими руками. Чертежи, схемы, эскизы, конструкция проекта помогут поставить отметки правильно. По отметке проема протягивается шнур, который обозначает траекторию передвижения створок. Также следует произвести фиксацию участков регулировки. Затем определяется расстановка опор с роликами.
На схеме показаны все основные элементы сборки
Монтаж подобного забора состоит из следующих этапов:
- предварительная заготовка роликовых тележек;
- сборка системы;
- регулировка положения роликовых опор;
- монтаж закрывающего ролика и заглушки основного профиля;
- крепление направляющих кронштейнов;
- установка опоры и обшивание полотна;
- крепеж механизма ловителей и автоматики;
- регулировка с помощью гаечного ключа.
После регулировки движения полотна выполняется установка кольцевого ролика. Его нужно разместить внутри основной конструкции и зафиксировать крепежными болтами. Далее устанавливается верхний элемент с роликами, которые должны захватывать верх полотна. Установка уловителя позволяет уменьшить вес на роликовые тележки. Элемент собирается при закрытых створках.
Для сборки конструкции понадобятся специальные инструменты и дополнительные материалы
Покраска
После установки конструкции полотна можно окрасить в разнообразные цвета. Используется только стойкая и качественная краска. Чтобы покрытие сохранилось долгое время, поверхность тщательно зачищается с применением шкурки, а затем обезжиривается ее ацетоном. После очистки конструкция грунтуется. Для этого можно использовать валик, кисть или окрасочный пистолет. Затем выполняется окрашивание в несколько слоев. В зависимости от вида краски на высыхание уходит от нескольких часов до дней.
Раздвижные ограждения можно покрасить оригинально. Всех удивит 3D изображение
Конструкции
По типу откатные (сдвижные, раздвижные) ворота бывают:
Консольными — с балкой, один конец которой закреплен, второй висит в воздухе. Балка имеет П-образный профиль со ступеньками внутри. По ней внутри перемещаются ролики. Вся нагрузка от дверного полотна через ролики передается на балку.
По месту ее расположения они бывают:
- с нижней балкой;
- средней балкой;
- верхней балкой.
Подвесные. В этой конструкции тоже есть балка, но она опирается на оба столба по сторонам от ворот. Она тоже имеет особое строение, похожее на букву «П» только с загнутыми внутрь краями. Внутри также имеются ролики, на них висит полотно ворот. Так полотно и перемещается.
Откатные по рельсу. В грунте монтируется рельс, на нижнюю часть створки ворот прикрепляются ролики. Полотно катается по направляющей. Конструкция самая простая, но ее минус в том, что рельс и сами ролики забиваются снегом, грязью, листьями.
Подвод электричества и монтаж воротной рамы
Это, конечно же, существенно повышает стоимость не только работ, но и самой конструкции ворот. Устанавливают проводку сразу после окончания работ с фундаментом. Кабель прокладывается в конструкции фундамента, а для его прокладывания используют специальную гофру.
Место, где в итоге будет выходить пучок кабеля, важно рассчитать заранее, чтобы потом можно было протянуть весь кабель в помещение для подсоединения к электрической сети. Дальше при установке ворот своими руками можно приступать к сборке необходимых консолей откатных ворот
Для этого могут потребоваться профильные трубы. Размеры можно подбирать самостоятельно в соответствии с масштабом конструкции
Дальше при установке ворот своими руками можно приступать к сборке необходимых консолей откатных ворот. Для этого могут потребоваться профильные трубы. Размеры можно подбирать самостоятельно в соответствии с масштабом конструкции.
Профильные трубы разрезают при необходимости до нужной длины и подготавливают к сварочным работам. Специалисты обычно рекомендуют варить трубы так, чтобы горизонтальные стойки в итоге были поверх вертикальных.
Такой метод уже показал на практике, что конструкция, оказывается, прочнее. Кроме того, при установке горизонтальных стоек сверху, предотвращается процесс коррозии на каркасе. Но в этом случае необходимо будет сделать защиту для горизонтальных поперечников.
Для этого после сбора конструкции нужно зачистить все места соединения и покрасить раму специальной краской, которая предотвращает распространение ржавчины. Поперечники обязательно нужно проваривать через каждые 50 см, если ворота имеют размеры по ширине больше 1,5 метра. Это предотвратит провисание полотна в дальнейшем.
Установка роликового основания и полотна
Роликовое основание считается одним из самых важных механизмов в системе откатных ворот. Всё дело в том, что на эту часть приходится вся нагрузка от полотна. Именно поэтому все крепления должны быть надёжными.
Чаще всего для этого крепления приваривают к швеллеру. Сразу после того как проводится монтаж роликов, на них устанавливаются ворота, а уже после этого проводятся замены, которые позволяют проверить устойчивость и уровень.
Для того чтобы ворота работали на роликовой системе плавно и без заминок их устанавливают на одной плоскости, но точность проверить можно будет только при использовании лазерных указателей.
Расчет материалов
Если предстоит демонтаж старых конструкций перед установкой откатных ворот, пристальное внимание следует уделить используемым ранее опорным столбам. Они могут быть изготовлены из металлопрофиля, кирпича с закладными либо из железобетона. Помните, что недопустимо отклонение опор, – они должны стоят строго вертикально, иначе створка ворот будет задевать фундамент
Если столбы покосились, это говорит только об одном: они неправильно закреплены в земле
Помните, что недопустимо отклонение опор, – они должны стоят строго вертикально, иначе створка ворот будет задевать фундамент. Если столбы покосились, это говорит только об одном: они неправильно закреплены в земле.
Если опорные столбы соответствуют предъявленным требованиям, тогда на этом можно сэкономить. Если планируется установка с нуля, тогда потребуется две опоры. При выборе железобетонного основания принято воздвигать вертикаль с размерами 20х20 см, для основания из профильной трубы подойдет изделие с габаритами 60х40 см.
Размеры воротного полотна могут значительно отличаться. Это будет зависеть от свободного пространства вдоль забора, габаритов личного автотранспорта и от размеров участка. В большинстве случаев створка ворот имеет размеры равные 4400 см по длине и 2000 см по высоте.
Если на территорию участка периодически будут заезжать большегрузы, тогда высоту опоры, фундамент и расстояние необходимо рассчитывать, отталкиваясь от этого. Имейте в виду, даже небольшие грузовые машины способны разрушить фундамент.
Следует знать, что на величину воротной створки влияет ширина проезжей части: чем она уже, тем ширине должно быть полотно. Благодаря этому облегчается въезд-выезд на территорию.
При условии, что планируется передвижение только легкового транспорта нужно отталкиваться лишь от габаритов автомобиля. Допустим, ширина машины составляет 2 метра. К этому необходимо добавить небольшое расстояние, необходимое для беспрепятственного въезда-выезда: расстояние должно быть не меньше метра. Высота створки на частных участках редко когда превышает 2 метров.
Для грузовых автомобилей другие размеры
Важно, чтобы ограничителей по высоте не было, а ширина проезда составляла 4,4-5 метров. Полезно знать, что высота внедорожников редко превышается показатель 1,5 м, а у «Газели» он равен 2,5 м. Самым большим по высоте принято считать «КАМАЗ» и его аналоги: в этом случае верхняя планка высоты должна быть не менее 3 м
Самым большим по высоте принято считать «КАМАЗ» и его аналоги: в этом случае верхняя планка высоты должна быть не менее 3 м.
Максимальный угол заезда обычно равен 45 градусам. Из этого следует, что расстояние между опорой и автомобилем в идеале не должно быть меньше 0,5 м. Длина противовеса при этом должна равняться 40-45% от ширины проема. Недопустимо, чтобы этот показатель был меньше 33%.
Конструкции
По типу откатные (сдвижные, раздвижные) ворота бывают:
Консольными — с балкой, один конец которой закреплен, второй висит в воздухе. Балка имеет П-образный профиль со ступеньками внутри. По ней внутри перемещаются ролики. Вся нагрузка от дверного полотна через ролики передается на балку.
Консольные ворота с нижней балкой
По месту ее расположения они бывают:
- с нижней балкой;
- средней балкой;
- верхней балкой.
Подвесные. В этой конструкции тоже есть балка, но она опирается на оба столба по сторонам от ворот. Она тоже имеет особое строение, похожее на букву «П» только с загнутыми внутрь краями. Внутри также имеются ролики, на них висит полотно ворот. Так полотно и перемещается.
Подвесная конструкция
Откатные по рельсу. В грунте монтируется рельс, на нижнюю часть створки ворот прикрепляются ролики. Полотно катается по направляющей. Конструкция самая простая, но ее минус в том, что рельс и сами ролики забиваются снегом, грязью, листьями.
Откатные ворота на рельсе
Это интересно: Наличники на окна в деревянном доме своими руками — излагаем подробно
Преимущества откатных ворот
Откатные ворота могут быть сдвижными или раздвижными. И в том и в другом случае конструкция ворот состоит из цельной панели, которая движется вдоль ограды на роликах, закрепленных на специальной платформе. Откатные ворота, установленные своими руками, открывать можно в любую сторону. Такая система позволяет экономить пространство. Кроме того, они не требуют рельсов, не касаются земли и легко раскрываются даже при обильном снегопаде.
Облицовка для откатных ворот подбирается в соответствии с дизайном забора, участка и фасада дома. Она может быть деревянной, металлической, из профнастила, поликарбоната или ковки.
Чаще всего при монтаже откатных ворот, устанавливаемых своими руками, используется облицовка из профнастила. Этот материал служит долго, поскольку в его производстве используется оцинкованная сталь. Он хорошо выдерживает нагрузки и давление, его используют и для создания кровли, и для устройства ворот. Для ворот следует выбирать более легкие варианты профнастила, который не должен утяжелять конструкцию. Кроме того, необходимо учитывать, что при использовании данного материала будет слабой защита соединений. Здесь будут образовываться ржавчина и серьезные повреждения, которые со временем могут привести к ухудшению качества всей конструкции.
Очень красиво выглядят ворота из профлиста с элементами ковки. Эта дополнительная деталь придает сооружению очень необычный и даже изысканный вид. Такие ворота могут стать достойным украшением загородного участка.
У откатных ворот есть ряд немаловажных преимуществ: они могут пропустить автомобиль любого размера, их конструкция очень надежна и долговечна, в процессе эксплуатации ворота не требуют дополнительного ухода и безотказно функционируют в любую погоду. Кроме того, откатные ворота можно снабдить автоматическим приводом и фотоэлементом для контроля продвижения автомобиля, что делает эксплуатацию ворот еще более удобной и служит дополнительной гарантией безопасности.
Безусловно, конструкция откатных ворот, устанавливаемых своими руками, более сложная, чем распашных, соответственно, несколько сложнее их изготовление и установка. Для этих ворот требуется больше специальных комплектующих, что предполагает и большие расходы. Но, несмотря на это, в процессе эксплуатации откатных ворот все дополнительные расходы и хлопоты оправдывают себя в силу тех преимуществ, которые имеют откатные ворота в сравнении с другими. Именно поэтому в последнее время их популярность продолжает расти. В качестве наглядного примера предлагаем пошаговое описание всех работ, связанных с установкой ворот этого вида.
Ниже представлена пошаговая инструкция установка откатных ворот своими руками с видео и фотографиями.
Откатные ворота: последовательность установки (комментарии и фото)
Работа производится, следуя указаниям инструкции, прилагающейся к набору элементов. Однако исполнителю нелишним будет ознакомиться и с прилагаемым ниже описанием. Потому что данный алгоритм способствует более быстрому и точному выполнению работ. Более того, он помогает создать надежную конструкцию.
Сборка полотна ворот
- Откатное полотно и угловую раму соединяют, используя болты М8.
- Отверстия в воротах и раме закрываются пластиковыми заглушками.
- В нижней части ворот и полотна закрепляют направляющую шину.
- С внутренней части ворот на протяжении всего стыка между шиной и полотном кровельными саморезами крепится С-профиль.
Тонкости установки зубчатой рейки
Зубчатую рейку, в соответствии с заводскими отверстиями, прикрепляют к двусторонним гайкам.
Обратите внимание на то, на каком расстоянии расположены друг от друга рейки. Потому что оно не должно превышать 1-2 мм
Когда элементы будут правильно расположены, двусторонняя гайка зажимается плотнее, надежно фиксируя установленные компоненты.
Если откатные ворота устанавливаются на роликах, также следует выполнить подтягивание болтов. Посредством которых боковая рейка прикручена к крепежам, располагающимся на профиле. Чертежи и фотографии, прилагаемые к инструкции, дают возможность убедиться в правильности выполненных действий.
Монтаж опорной и притворной рам
- Опорная и притворная рамы монтируются на подготовленные предварительно фундаменты по уровню – для этих целей проводится разметка, и подготавливаются отверстия.
- Не допускается наличие перепадов между основаниями.
- Для закрепления используются клиновые анкера М12.
Откатные ворота: заключительные операции по их установке
Монтаж электропривода выполняется, как правило, возле проема и опорной рамы со стороны ворот, расположенной во дворе. К комплекту прилагается инструкция, в которой обозначена схема подсоединения электропривода, расписана последовательность настройки автоматики, а также рекомендации по эксплуатации устройства.
Декор
Основным украшением территории являются ворота, дополненные декоративными элементами. Подобные конструкции выглядят презентабельно и солидно вне зависимости от того, из какого материала они выполнены. Различные фотоэлементы, дополнительные детали и прочие мелочи кардинально преображают участок в лучшую сторону.
Украсить откатные ворота помогут такие интересные варианты:
- сверху будут великолепно смотреться кованые элементы, отличающиеся друг от друга своими размерами и формами;
- украсить двойные ворота с лицевой стороны можно коваными решетками или презентабельными узорами, выполненными в технике ковки;
- можно расположить украшение по углам створок, а также по всей их площади;
- необычно и стильно выглядят декорации, которые вырезаны из профлиста и размещены на лицевой стороне конструкции;
- профиль рамы и несущие столбы можно декорировать профилями, выполненными в различных формах.
Источники
- https://maja-dacha.ru/vorota-otkatnyie-svoimi-rukami/
- https://gruppa-masterov.ru/stati/otkatnye-vorota-svoimi-rukami.html
- https://m-strana.ru/articles/kak-sdelat-otkatnye-vorota-svoimi-rukami/
- https://montazh-zaborov.ru/otkatnye-vorota/
- https://dekoriko.ru/vorota/otkatnye/vidy/
- https://www.forumhouse.ru/journal/articles/9598-vybor-otkatnyh-vorot-osnovnye-kriterii
- https://terol.by/informatsiya/stati/kakie-otkatnye-vorota-vybrat-tipy-i-kharakteristiki/
- https://stroy-podskazka.ru/vorota/otkatnye/plusy-minusy/