Необходимые инструменты
Выдвижные ворота своими руками выполняют с использованием следующих инструментов:
- болгарка;
- бетономешалка;
- шлифовальная машина;
- шуруповерт.
Не обойтись без мелочей, которые обычно находятся в арсенале любого мастера: лопата, рулетка, приспособления для кладки кирпича, молоток, лом, гаечные ключи, другой мелкий инструмент. Работать проще с использованием стремянки.
Обширный список необходимого часто пугает неопытных мастеров. Сэкономить на установке раздвижных ворот своими руками не получится, если каждую недостающую единицу покупать. Редкий рабочий инструмент всегда можно одолжить у друзей или соседей, арендовать.
Автоматизация откатных ворот
Чтобы автоматизировать откатные ворота из профнастила используйте специальную фурнитуру (направляющая рельса, роликовые каретки и т.д.) и привод. Привод для автоматизации подбирается на основе размера и веса всей конструкции. Один из лидирующих производителей такого оборудования в мире – BFT.
Если вы решите делать откатные ворота своими руками и обшивать их профнастилом, они обойдутся вам в несколько раз дешевле, чем такой же покупной вариант с профессиональной установкой. Посоветуйтесь с продавцом при подборе комплектующих и привода для своих ворот, а чертеж подходящей конструкции лучше возьмите из готовых, чтобы не допустить ошибок.
Особенности проектирования конструкции
Перед покупкой сырья, инструментов, рекомендуется сделать чертеж или эскиз будущего изделия. Советуют замерять и указывать размеры деталей, а также рассчитывать количество сырья.
Размеры полотна
Определяют ширину, длину, высоту и другие параметры ворот. Замеряют дистанцию между опорными стойками, потому что от этой величины будут зависеть остальные размеры.
При расчетах следует учесть:
- Габариты машины, которая будет проезжать в проем;
- Угол ее въезда;
- Незанятое расстояние между шириной транспорта и стойками. Оно должно быть 0,3-0,5 м с обеих сторон.
Рекомендованное расстояние для легковушек – 2,5 – 3 м, а вот для грузового транспорта или спецтехники потребуется дистанция не меньше 3,5 м.
В случае затрудненного передвижения относительно линии ограждения, то может понадобиться въезд на территорию под углом. То вышеописанное расстояние увеличивают в 1,5 раза.
Водитель-новичок, плохо зафиксированный груз, скользкая дорога – мелочи, на которые следовало бы обращать внимание. Потому что из-за них машина может наклониться набок или переместиться
Идеальная, оптимальная ширина проема – 4,5 м. Это достаточная величина, которая не подведет в любом случае.
При расчете ширины створки, к величине проема добавляют 20 см. Это нужно, чтобы через закрытую конструкцию невозможно было посмотреть, что находится на территории за ней. Если этот параметр забыли учесть, ситуацию можно исправить сближением столбов.
Распространенная ошибка многих людей – думать, что высота ворот идентична самому ограждению. Но, полотно обычно немного ниже. Потому что нижний край забора фиксируют с небольшой щелью от поверхности земли. А само полотно земли вообще не касается – его устанавливают с образованием зазора примерно 10 см.
Опорные площадки контролируют дистанцию между поверхностью грунта и нижней направляющей. Ими же выставляют высоту роликов. От того, как их смонтируют, зависит, насколько створки будут возвышаться над землей.
Высота створки зависит от габаритов рамы, каркаса и ширины снизу лежащей направляющей. Все эти параметры учитывают еще на этапе проектирования.
Чертежи и схемы
Направляющая, перемещающаяся по консолям – основа откатных ворот. Чтобы опорный роликовый механизм не мешал въезду через проем, его убирают за габариты. Специальный откос используют, чтобы удлинить створку. Откос выступает в роли противовеса. Если длина его будет равняться половине ширины полотна, то это поможет предотвратить перекос при использовании ворот.
Роликовые тележки принимают давление на себя, поэтому их фиксируют прочно, надежно. Фундамент создают из железобетонной конструкции. Наверху расположена закладная площадка из стального швеллера. В будущем его можно использовать еще для установки автоматического привода.
Откатная конструкция довольно проста в изготовлении. Когда понимают суть механизма и его работы, то сделать чертежи или эскизы собственноручно совсем нетрудно.
Ниже предоставлено изображение чертежа для изготовления. Эскиз может служить вам наглядным пособием для собственного проекта.
Создание «скелета» конструкции
По схематическим наброскам понять как сделать откатные ворота своими руками проще. Готовый проект также поможет сэкономить на материалах. По эскизам легко просчитать все, что требуется для предстоящих манипуляций.
Для установки базовой части ворот понадобятся трубы из металла. Для несущей основы используют более крупные экземпляры (60×40), для внутреннего малого блока — вдвое меньше. Нужен материал с прямоугольным или квадратным сечением. Перед началом монтажа трубы очищают от ржавчины, обезжиривают, грунтуют.
Сборка стартует с направляющего рельса. Элемент заранее готовят: укрепляют с помощью приваривания по бокам «подставки» из квадратных труб. Аналогично, но не прямым швом присоединяют нижнюю границу несущего каркаса. Здесь лучше использовать шахматную схему фиксации.
К основному каркасу приваривают трубы внутреннего контура. Они должны располагаться строго посреди. К ним впоследствии закрепляют саморезами профнастил. По завершении сварки швы зачищают, детали грунтуют, красят.
На этом выполнение ворот откатных механических на роликах своими руками не заканчивается. Из металлических труб собирают нащельники. Элементы монтируют на заранее подготовленное для этих деталей место. Осталось заняться фурнитурой.
Изготовление полотна откатных ворот своими руками
Откатные ворота изготавливаются из металлопрофиля и профильной трубы 20х20/30/40. Ее нужно очистить от окалины при помощи болгарки.
При работе с болгаркой обязательно используйте защитные очки!
Следующий этап подготовки трубы – обезжиривание и нанесение антикоррозийной грунтовки для металла. Только после этого их можно варить для создания рамки ворот и калитки, если она предусмотрена планом
Внимание! Четко следуйте чертежу во время сварки!
Сварка труб производится методом прихвата через каждые 20-30 см. Снизу рамы следует приварить направляющую. Трубы привариваются в шахматном порядке. Иначе их просто выкрутит! По окончании сварки следует обязательно произвести зачистку швов и нанести на них антикоррозийную грунтовку.
После высыхания слоя грунтовки нужно прокрасить раму специальной алкидной эмалью или краской Хамрайт (Hammerite). Далее можно производить обшивку рамы металлопрофилем с помощью заклепок или саморезов.
Внимание! Не используйте для обшивки сломанные листы, так как они будут недолговечны и вскоре потребуют замены.
Чтобы конструкция получилась достаточно легкой и ворота обошлись вам дешевле, используйте профнастил 0,5-0,8 мм класса «С». Тогда вам потребуется меньше роликов и не нужна будет дополнительная балка посередине рамы.
Установка несущей рамы и монтаж откатных ворот своими руками (с фото и видео)
После этого можно переходить к изготовлению самих ворот, вернее, их несущей рамы, для которой лучше всего подходят металлические трубы сечением 60 х 30 мм. Вначале трубы нужно нарезать с помощью болгарки, затем их необходимо обезжирить и загрунтовать. После этого можно сваривать детали, создавая несущий каркас откатных ворот.
Для усиления конструкции нужно приварить внутренний каркас, чтобы несущая рама могла выдержать вес металлической облицовки, профнастила, сайдинга, досок и пр.
Для внутреннего каркаса потребуются трубы сечением 40 х 20 мм, которые лучше приваривать в шахматном порядке с равным интервалом — в этом случае рама выдержит любую нагрузку.
Как показано на фото, при установке откатных ворот после сварки все швы нужно зачистить, прогрунтовать и покрыть алкидной эмалью, лучше в два слоя:
Когда краска высохнет, можно начинать зашивать полотно ворот. Обычно материал крепится к внутренней части каркаса с помощью саморезов. Как уже говорилось ранее, наиболее простой и доступный материал для облицовки — профнастил.
На видео «Установка откатных ворот своими руками» показано, как монтируется несущая рама:
После того как застынет фундамент, можно приступать к монтажу ворот. Сначала на швеллере следует установить ролики для раздвижных ворот и развести их на максимальное расстояние. При этом нужно следить, чтобы крайняя каретка во время закрывания ворот не сбивала заглушку.
Затем следует установить (накатить) несущую раму ворот на каретки. Конструкция должна устанавливаться с помощью уровня, что позволяет установить ее ровно и строго вертикально. Это позволяет избежать перекоса при установке ворот. Только после этого при монтаже откатных ворот своими руками можно приваривать тележки роликов к швеллеру. Затем следует еще раз проверить, насколько конструкция ровная, и если все идеально, можно приваривать все остальные тележки. Вначале привариваются верхние удерживающие ролики, потом вставляются концевые ролики и привариваются нижний и верхний уловители.
Посмотрите видео «Монтаж откатных ворот своими руками», чтобы лучше представить, как выполняется эта работа:
Поэтапный монтаж откатных ворот
Только грамотное построение процесса даст результат в виде надежной и качественной конструкции.
Этапы:
- Возведение стоек;
- Подготовка фундаментной основы;
- Создание полотна;
- Установка ворот.
Рекомендуется соблюдать план работ, не отступая от него. Каждое действие стоит контролировать измерениями.
Установка столбов
Монтаж стоек – ответственный процесс, от которого зависит надежность установки всего сооружения. Их делают из бруса, металла, бетона или кирпича.
Специалисты советуют заливать бетоном стойки на глубине не меньше метра. А на территории, где грунтовые воды расположены сильно высоко, стоит создать общий фундамент под все компоненты конструкции.
Лучше всего в качестве стоек подходят стальные трубы. Улавливатели и поддерживающие элементы фиксируют сваркой.
При возведении кирпичных или каменных стоек, в стене делают закладные. Они представляют собой стальные площадки с соединенными прутками или проволокой.
Строительство фундамента
Размечают фундаментную основу опорной территории. Подготавливают котлован для заливки. От забора на расстоянии полуметра роют траншею. Сама фундаментная часть должна превышать длину противовеса примерно на 30 см.
Если планируют оснастить ворота автоматическим приводом, то на этапе рытья траншеи прокладывают проводку. Их оборачивают гофрированным кожухом из пластика.
Роль закладной исполняет швеллер. Его усиливают арматурным каркасом.
Этапы создания фундамента:
- Подготовка траншеи (метр-полтора);
- Нарезают стержни из арматуры: покороче и подлиннее. Первых делают больше, потому что потом их используют как перемычки;
- Длинные отрезки фиксируют к боковым сторонам швеллера. Сформируется конструкция, напоминающая скамейку с ножками;
- Прутки, лежащие друг напротив друга, скрепляют попарно;
- В яму устанавливают закладную, подгоняют швеллер;
- Монтируют опалубку и пояс из арматуры;
- Заливают цементным раствором, утрамбовывают.
Изготовление створки
Чтобы соорудить каркас применяют профильные трубы. Их сечение не меньше 50 на 50 мм. Чтобы створки не перекосило, создают специальную платформу с четкой горизонтальной поверхностью. Определяют широкую, ровную поверхность с едва заметными щелями. На ней раскладывают рейки или бруски. Уровень измеряют лазерным или строительным оборудованием.
Полотно сваривают снизу вверх.
Этапы:
- Создают наружную раму. Она исполняет роль главного каркаса полотна;
- К основанию крепят детали заполняющего каркаса. Он нужен для фиксации профлиста, а также каркас повышает жесткость конструкции;
- Сварочные швы шлифуют, а сами ворота грунтуют;
- Пульверизатором красят в 2-3 слоя;
- Воротное полотно обшивают профлистом, который закрепляют метизами.
Инструкция по сборке конструкции
Этапы сборки:
- Размечают участок. Обозначают траекторию передвижения полотна вдоль направляющим;
- Обозначают место, где будет установлена конструкция и передняя роликовая тележка. Соблюдается незамысловатый принцип – дальность расстояния между опорами влияет на уменьшение нагрузки на подшипники. Но, набор опорного механизма все же монтируют не по краю столба, которые ближе расположен к проезжей части. Расстояние составляет 15 см в сторону перемещения. Так делают, чтобы накатный ролик не выходил на проезжую часть;
- Площадки для поддерживания роликов устанавливают в определенных точках. Фиксируют сварочным аппаратом. Только после этого монтируют роликовый механизм;
- При установке полотно, направляющую наводят на роликовые детали. Контролируют грамотность монтажа, снимают полотно и тележки;
- Подваривают пластины регулировки;
- Монтируют обратно стойки и полотно, надежно сваривая конструкцию в закрытом виде;
- Проверяют вертикальность положения строительным уровнем;
- Накатной механизм монтируют во внутренней части направляющей. Потом его закрепляют метизами. Для большей надежности используют сварочное оборудование.
- Сверху на полотне крепят роликовый ограничитель. Шину для поддерживания приваривают. Потом уже проверяют вертикальность расположения конструкции;
- Устанавливают нижний улавливатель. Отмечают место его монтажа при запертом сооружении. Его скобу подводят под роликовый механизм, прижимая до абсолютного соприкосновения. Его фиксируют метизами, чтобы его состояние возможно было контролировать в будущем;
- При запертой конструкции делают разметки в местах размещения верхнего улавливателя. Его прикрепляют к стойке.
По завершению монтажа регулируют роликовые механизмы, шины и улавливатели. Торцы направляющих оснащают заглушками, а стыки после сварки шлифуют и красят.
Заливка фундамента
Пошаговая инструкция для ворот своими руками не обходится без этапа бетонирования основания. Работы лучше начинать в теплое время года. Это убережет от изменения состава раствора. Цементную смесь с содержанием песка, щебня, воды закладывают в ранее подготовленные траншеи. Массу при заливке регулярно трамбуют.
При выполнении бетонирования важно не сместить положение металлических опор. Швеллер должен располагаться на уровне поверхности горизонтально
Контроль состояния деталей выполняют с помощью уровня.
После заливки основания не забывают выровнять поверхность. Для продолжения работ придется выждать не менее 2 недель. За это время бетон наберет прочность. В этот период конструкцию рекомендуется поливать дважды за сутки водой, защищать от прямых солнечных лучей.
Установка привода для откатных ворот своими руками
Зачастую откатные ворота для большего удобства оснащаются автоматическим приводом. Подобную автоматику можно подобрать в любом профильном магазине, но сначала следует определиться, насколько она действительно необходима и каковы должны быть ее свойства.
Существует управление ручное и дистанционное, которое, в свою очередь, может быть нескольких видов.
При установке автоматического привода для откатных ворот потребуются приемник и передатчик сигнала управления.
При этом самостоятельно выбирается удаленный пульт или монтаж пульта у ворот. Кроме того, нужно будет установить несколько автоматических выключателей для защиты всей конструкции от электрического тока.
По желанию, кроме привода, откатные ворота, устанавливаемые своими руками, дополнительно оснащаются световой и звуковой сигнализацией, которая работает параллельно с их электроприводом. Можно включить в эту систему лампы для освещения и аварийные концевые, которые должны отключать ворота при выходе из строя основных датчиков. Подобрать необходимое оборудование для автоматизации откатных ворот можно в специализированном магазине, где помогут также определиться и с видом датчика, и с методом управления.
Как своими руками установить привод на откатные ворота, показано на этом видео:
Монтаж и регулировка зубчатой рейки
На качественных заводских изделиях ее монтаж можно сделать вообще без сварочных работ. Там в комплекте идет специальный С-профиль.
Его по уровню крепите через саморезы в нижней части ворот, а уже в пазы вставляете бобышки.
Передвигаете их каждый на свое место и затягиваете болты.
Если у вас нет такого технологического крепежа и все приходится делать по старинке на сварке, тогда следуйте следующей инструкции.
Первым делом выставляете сам привод на швеллер фундамента и смотрите по высоте, где будет находиться звездочка. Может вам даже придется нарастить высоту площадки, чтобы все идеально совпало.
Только после этого закрепляете привод на болты, но не затягивайте через чур сильно.
Зубчатые рейки идут длиной по 1м. У каждой из них имеется овальное отверстие.
В него и вставляются эти самые бобышки – широкой стороной к рейке, узкой к воротам.
Первоначально выставляете их посередине и затягиваете. Далее разблокируете привод, максимально открываете ворота и примеряете рейку так, чтобы между ее концом и шестерней, впоследствии поместился концевик.
В этом положении сваркой прихватываете первую бобышку.
Сдвигаете ворота, чуть-чуть не доходя до последней бобышки, и прихватываете ее. При этом контролируйте, чтобы первая и последняя находились на одном уровне.
В последнюю очередь привариваете среднюю бобышку. Все это время рейка лежит на шестерне.
Прокатываете ворота дальше и ставите следующую рейку.
Ошибка №9
Здесь самое главное правильно состыковать две рейки между собой.
Для точной регулировки зубьев между двумя верхними, подкладываете снизу еще одну свободную рейку или кусок от нее, тогда все зубцы будут совпадать идеально и никаких щелчков и стуков при движении ворот не будет.
Процесс повторяется со всеми отрезками рейки. После того, как все прихватили, и покатали туда-сюда ворота, можно все это дело окончательно обваривать.
Ошибка №10
Делать это строго по порядку расположения бобышек не рекомендуется.
Сначала завариваете первую, затем ту, что посередине всей воротины, потом последнюю. И так далее. В этом случае меньше шансов на то, что металл поведет.
При этом некоторые советуют приваривать рейку к нижнему профилю ворот, а не к направляющей, которая бегает по роликам. В противном случае, при недостатке опыта, у вас все выгнется дугой, и направляющая примет форму банана.
Кроме того, профиль ворот живет гораздо дольше нижней балки и при ее замене, вам не потребуется переделывать крепеж нижней рейки. Чаще всего балка “умирает” в конце зимы или начале весны.
Главный враг сдвижных ворот – снег. Поэтому всегда убирайте его со стороны отката. При температуре +-1С, снег перемерзает и раздавливает балку изнутри.
Она в свою очередь начинает ломать ролики. Лучшее средство от снега – сделать пенал, внутрь которого будет заезжать воротина. Ну или разориться на теплый пол для улицы.
Многие говорят про правильный зазор между шестерней и зубчатой рейкой. Как он регулируется и выставляется? Очень просто.
Открываете ворота и ослабляете первый болт на бобышке, дабы он самостоятельно принял свое положение. После этого смазываете резьбу и затягиваете его.
Без смазки, резьба через 5 лет ржавеет и болт отламывается на этом самом месте.
Далее сдвигаете воротину до конца первого участка рейки, ослабляете и затягиваете третий болт. После этого, тот, что посередине.
То же самое проделываете со второй и другими рейками, постепенно сдвигая ворота. А в самом конце капитально протягиваете крепеж мотора, который до этого был затянут не слишком сильно.
В итоге у вас и получится тот самый рекомендуемый производителями зазор между зубчатой рейкой и самой шестеренкой. Самое главное, чтобы рейка не давила на шестерню.
Если при этом никакого видимого зазора нет, но она просто свободно лежит на шестеренке, тоже нормально.
На этом механическая часть закончена, приступаете к монтажу и настройке электропривода.
Установка секции
Завершается устройство откатных ворот своими руками закреплением секции на столбах и подключением автоматики. Приступать к монтажу ворот можно не ранее, чем через неделю с момента бетонирования фундамента и опор.
Последовательность установки:
- К уложенному на фундамент швеллеру сваркой «прихватывают» роликовые тележки, ролики помещают внутрь направляющей внизу полотна.
- Ворота проверяют строительным уровнем и фиксируют их верхнюю часть кронштейном.
- Ход ворот проверяют и, если все в порядке, прочно приваривают роликовые тележки.
- На передней части секции снизу крепят концевой ролик.
- Ворота закрывают и проверяют совпадение с уловителями на опоре, при необходимости, их положение корректируют.
После сборки места сварки обрабатывают антикоррозионной грунтовкой и подключают электродвигатель в соответствии с прилагаемой к нему документацией. Конструкция готова и, если вы будете за ней должным образом ухаживать, не забывая периодически очищать и смазывать ролики, она прослужит долгие годы.
Подключение автоматики – завершающий этап
Надеемся наша инструкция о том, как сделать откатные ворота самостоятельно, будет вам полезна. Но помните, прежде чем приступать к работе, стоит составить проект будущей конструкции и обсудить его со специалистом. Желаем удачи!
Выбор и монтаж дополнительных деталей
Ни одна пошаговая инструкция установки откатных ворот своими руками не обходится без участия фурнитуры. Для функционирования системы требуется подобрать, зафиксировать следующие детали:
Направляющий рельс. Подходит только профиль с ровной поверхностью. Любые изъяны (шероховатости, окалины) перечеркнут правильную работу конструкции. Высокий процент углерода в составе элемента — плюс.
Роликовые каретки. Подходит вариант только с составляющими из металла. Использование пластиковых деталей исключено.
Подшипники. Лучше брать элементы с прорезиниванием. Они обеспечат движение конструкции без застревания
При этом важно оградить детали от разрушения.
Пластинка с колесиками. Закрепить надо 2–4 экземпляра
Ролики для откатных ворот своими руками установить несложно. При этом желательно использовать варианты с резиновым покрытием.
Выполнение выдвижной системы ворот требует внимания, последовательного воспроизведения действий, описанных в пошаговом руководстве. Собственноручно справиться можно. Это сэкономит средства, которые могли бы уйти на оплату услуг частного мастера.
Устанавливаем столбы ворот
Устройство откатных ворот не требует использования мощных опор, обычно достаточно металлических или бетонных столбов с диаметром 10 см. Их устанавливают на расстоянии, равном проему, заглубляя в грунт не менее чем на 1м, выравнивают по уровню и заливают бетоном. Делать это лучше одновременно с подготовкой траншеи под фундамент.
Наряду с металлическими, популярностью пользуются опоры из кирпича. Для их сооружения по центру планируемого столба вышеописанным способом устанавливают трубу или швеллер и приваривают к ней отрезки арматуры (закладные) в местах, где будут находиться составляющие механизма ворот. Затем, опору обкладывают кирпичом так, чтобы арматура осталась снаружи. Впоследствии к ней крепят детали конструкции.
Строение кирпичной опоры