Конструкция и преимущества
Двускатная крыша – несложная конструкция, состоящая и двух наклонной плоскостей, называемых кровельными скатами. Они опираются на внешние стены гаража и сходятся в коньковом соединении, являющемся высшей точкой кровли. Два ската и основание крыши образуют равнобедренный треугольник. Данный способ перекрытия гаража по сравнению с другими вариантами обладает следующими плюсами:
- Обеспечение самостоятельного схода снега и дождевой воды с крыши. Наклонная поверхность скатов двухскатной кровли способствует отводу воды и снеговых масс, благодаря чему нагрузка на стропильный каркас не увеличивается, а необходимость чистить крышу от снега возникает редко. В регионах с большим количеством осадков в зимнее время двускатная крыша гаража – реальная альтернатива односкатных конструкций, которые часто обрушиваются в снегопады.
- Экономичность. Чтобы своими руками сделать двухскатную крышу требуется немного строительных материалов. Пиломатериалы, из которых делают стропильный каркас и кровельные материалы имеют доступную цену, поэтому общая стоимость работ по перекрытию гаража не на много превысит затраты на возведение односкатных аналогов такой же площади.
- Простота сборки. Отдельной статьей экономии может стать отказ от привлечения к строительству кровли профессиональных работников, так как даже неопытный мастер может правильно сделать двухскатную крышу для гаража своими руками.
- Высокая энергоэффективность. Благодаря своей форме двухскатная крыша снижает энергопотери при отоплении помещений. Она считается самым энергоффективным способом перекрытия построек хозяйственного назначения. Потому, если проводить в гараж отопление, двускатная крыша, сделанная своими руками – самый правильный вариант.
- Организация хранения. Гараж, в первую очередь, отводится под содержания машин и иной техники, однако, в нем должно быть место для складирования сезонного инструмента, колес и запчастей. Двухскатная крыша позволяет организовать в чердачном помещении просторные стеллажи, они легко делаются своими руками в соответствии с нуждами хозяев.
Какие бывают крыши для гаража
Кровля для гаража может быть разнообразной, поэтому необходимо изначально определиться с её конструкцией. Во многих случаях можно провести замену одного вида кровли другой, однако это подразумевает дополнительные расходы и беспокойство. Вот почему лучше ещё на начальном этапе строительства крыши сделать правильный выбор.
Перед выбором одного из видов каркаса кровли стоит определиться с её несущими характеристиками, размерами и формой коробки, после чего рассмотреть один из представленных вариантов конструкции крыши.
Особенности устройства односкатной крыши
Односкатная кровля — это самый простой вид конструкции, который сегодня очень востребован, так как аналогичных по стоимости аналогов у неё нет. Чтобы обустроить такую крышу, не нужно использовать особенные стройматериалы, специальную технику или иметь глубокие познания в области проектирования.
Односкатная крыша является самой простой и дешёвой конструкцией для перекрытия гаража
Особенности строительства односкатной крыши заключается в следующем:
- Несущие стены строятся таким образом, чтобы их высота с противоположных сторон была разной.
- На эти стены укладывается мауэрлат.
На несущие стены гаража укладывается мауэрлат
На мауэрлат устанавливается стропильная система
На стропильную систему устанавливается обрешётка из продольных рядов обрезной доски
Утеплитель закладывается в промежутки между стропильными лагами с небольшим натягом
В качестве стропильных ног часто применяют две соединённый по широкой стороне доски, однако лучший вариант — это использовать балки из металла или дерева с сечением 50*150 мм.
Односкатная кровля состоит из следующих частей:
- основа кровли — это стропильная система, к которой прикрепляются все остальные составляющие элементы;
- обрешётка — это опора для кровельного покрытия;
- элементы, которые усиливают систему стропил;
- изоляционные материалы, которые защищают конструкцию от воды и удерживают внутри строения тепло;
- непосредственно покрытие для кровли гаража.
Верхние торцы гаража односкатной кровли должны иметь мауэрлат или брёвна, которые являются опорой для стропил. Их прикрепляют к стенам с помощью анкеров проволокой. Сами же анкеры могут замуровываться в кладку или забиваться в стену.
Подобную конструкцию можно укрывать любым видом кровельного материала: рубероидом, профнастилом, мягкой черепицей и т. д.
Как устроена двускатная кровля
Над гаражом устанавливают двускатную кровлю, если необходим чердак. Наиболее распространённая конструкция фронтона двускатной крыши — это равнобедренный треугольник.
Стропильная система двускатной кровли может быть выполнена в следующих вариантах:
- Наслонная. Балки стропил упираются не только в коньковую, но и карнизную часть. На стенах лежит мауэрлат, к которому прикрепляются нижние части балок, а прочный прогон опирается на промежуточные столбы или внутреннюю стену. Опорную раму делают перед тем, как будет установлена система стропил. Наслонная двускатная кровля распирает стены, а значит, она не может подойти для всех типов гаражей.
Наслонные стропила опираются не только на несущие стены здания, но и на внутреннюю опору
Бесстропильную кровлю можно применять только при длине строения не более 9 метров
Висячие стропила опираются только на несущие стены, а от расползания их защищают рёбра жёсткости: затяжки и ригели
vote
Article Rating
Видео по строительству крыши для гаража своими руками
Основой крыши является стропильная система, которая опирается на стенки бани или гаража. Стропила устанавливаются друг от друга на расстояние от 60 см до 120 см. На стропила устанавливается обрешетка, на которую монтируется кровельный пирог и выбранный материал.
Конструктивные особенности односкатной крыши для бани и гаража зависят от длины ската. Если длина ската достигает 3 метров, то стропила устанавливаются без дополнительной поддержки, если же больше 4 метров – под стропила монтируются опоры. Нижняя часть дополнительных опор устанавливается на балки перекрытий.
В качестве кровельных материалов используются рулонные материалы, профнастил, металлочерепица, ондулин. Специалисты рекомендуют отказаться от всех видов шифера, так как данный материал имеет довольно большой вес.
Крыши бань и гаражей не рекомендуется утеплять, рекомендуется утеплять потолки данных сооружений. Таким образом можно добиться максимального результата: тепло – зимой, прохладно – летом. В качестве утеплителя используются только пожаробезопасные материалы. Наиболее распространенными вариантами являются материалы в рулонах и плитах.
Расчет конструкции односкатной крыши
Для того, чтобы составить такую схему, понадобится определить следующие параметры:
- Общая ширина строения и длина пролетов между несущих стен.
- Предполагаемый угол наклона ската.
- Общая длина крыши.
- Желаемый материал для кровли.
- Высота и ширина несущих стен.
Если крыша планируется для дачного дома или сарая, то достаточно переднюю стену постройки сделать несколько выше задней на определенную высоту, чтобы вывести угол ската.
— От внутреннего расстояния между стенами будет зависеть, насколько должны быть укреплены стропила, и какое количество балок потребуется.
— Перед выполнением чертежа необходимо определиться с тем, планируется ли в чердачном помещении устраивать жилую комнату — от этого решения будет зависеть угол наклона ската и высота возводимого фронтона.
— Также угол будет зависеть и от того, насколько планируется вынести козырек крыши впереди и сзади строения.
— Кроме этого нужно определиться с расположением веранды или террасы, так как впереди или сзади дома крыша может накрывать и ее.
— Вышеперечисленные факторы напрямую влияют и на длину стропил, а общая длина здания — на их количество.
— Стропила укладывают поперек строения на расстоянии от 500 до 800 мм друг от друга.Чем шире постройка, тем должны быть длиннее и массивнее стропила. Их сечение варьируется от 80×150 мм и выше. Например, если стропила закрепляются над пролетом в 6-7 метров, то размер в сечении стропил должен быть не менее 110×200 мм.
— Для изготовления стропил выбирается высококачественный, хорошо просушенный пиломатериал, не имеющий трещин и крупных сучков, особенно в областях их соединения с другими деталями. Стропила делают из толстых досок или бруса.
— Когда длины заготовок не хватает в связи с большой шириной строения, их приходится стыковать. Соединение двух частей стропила в цельную деталь рекомендовано располагать на опорных балках или, если они состоят из досок, одна из них должна находить на другую не менее, чем на 500 мм.
При большой длине ската стропила приходится наращивать
— Иногда стропила составляют даже из трех частей. В этом случае центральная часть стропила выдвигается на крайние также на расстояние в 500 мм.
Размеры в сечении этих усиливающих элементов должны быть не менее 50×100 мм, а у прокладок и лежней —100×150 мм.
Усиливающие элементы конструкции односкатной крыши
— При длине пролета в 12 м, в середине балки перекрытия обязательно устанавливается стойка, которая также служит для поддержки стропильной ноги.
— Если длина между противоположными стенами превышает 12 м, то, кроме стойки, устанавливают дополнительно подстропильные ноги — они придадут настилу жесткость.
— При расстоянии между несущими стенами в 15 и более метров, стоек должно быть, как минимум, две, и каждая из подстропильных ног устанавливается насколько можно ближе к середине пролета стропила между фронтонной стеной и подпоркой-стойкой. Дополнительно в центре конструкции стойки скрепляются между собой бруском-схваткой — это расстояние должно составлять одну треть ширины строения.
— Под каким бы углом ни была устроена односкатная крыша, стропила укладываются на мауэрлат, закрепленный на стенах и на фронтоне.
Варианты усиления стропил односкатной крыши
На схемах показаны варианты опор в стропильных системах, с различными по размеру пролетами между стен. По ним можно легко сориентироваться, составляя проект-схему для конкретного здания.
Выполненный чертеж должен стать наглядным руководством для проведения монтажных работ
Чертеж крыши должен заключать в себе всю необходимую информацию обо всех размерах элементов конструкции и расстояниях между ними. Имея такую схему под рукой, по ней легко будет проводить работы, поэтому чертеж нужно составлять очень тщательно и точно.
Преимущества крыши с одним скатом для бани и гаража
Если вы сомневаетесь, стоит ли отдавать предпочтение односкатной кровле для бани и гаража, следует рассмотреть преимущества, которыми обладает данный вид крыши:
- Доступная стоимость. Стоимость строительства односкатной кровли в несколько раз ниже, чем двускатной или ломанной.
- Внешний вид. Данный вид крыши имеет привлекательный внешний вид, поэтому ничем не уступает асимметричным конструкциям.
- Универсальность. Крыша с одним скатом может использоваться над жилым домом, баней и гаражом.
- Отсутствие проблем с монтажом дымохода, системы водостока и балок.
- Для строительства односкатной крыши требуется минимальное количество строительных материалов.
- В качестве кровельного материала можно использовать практически любые материалы: рулонные, черепица, ондулин и прочее.
- Минимальное время строительства. Благодаря простоте конструкции временные затраты для возведения крыши с одним скатом минимальные.
Зная преимущества односкатной крыши, можно сделать вывод, что данная конструкция – идеальный вариант для хозяев, которые ценят рациональность во всем.
Преимущества и недостатки
Устройство покрытия на любом сооружении, в том числе и гараже, – это постоянный поиск разумных компромиссов между стоимостью и надежностью, трудоемкостью и вероятностью производства работ без привлечения сторонних специалистов.
Какой из возможных вариантов надежно защитит стены и пол, гарантирует сохранность техники или инвентаря, расположенных в сооружении? Такая задача стоит перед владельцами гаражей, требует взвешенного, разумного выбора.
Крыша из профлиста с требуемыми элементами жесткости, большей частью, соответствует указанным требованиям:
- легкая;
- прочная;
- доступная по стоимости.
При таких явных достоинствах есть и недостатки: металл, несмотря на антикоррозионное покрытие, со временем начнет разрушаться под действием окружающей среды. Некоторые трудности возникнут при создании уклона – это основное условие для кровли такого типа.
И, с целью обеспечения плоскостной жесткости относительно тонкого листа, потребуется предусмотреть надежное крепление к каркасу из металлопроката или деревянного бруса.
Строительство крыши для гаража
Как сделать односкатную крышу своими руками? Рассматривать данный вопрос будем на примере строительства такого популярного объекта, как гараж с односкатной крышей.
Прежде чем начать стройку крыши, нужно провести небольшие подготовительные работы.
Как правило, начинать нужно с выбора материала для ее обустройства. Возможны следующие варианты:
- черепица;
- металлопрофиль;
- металлочерепица;
- ондулин;
- рубероид.
Для каждого материала характерны свои особенности и преимущества, которые надо учитывать в каждом конкретном случае. Следующее, что нужно сделать — это рассчитать угол наклона односкатной крыши. Обычно наклона в 25 градусов будет более, чем достаточно. Минимальный уклон может быть и другим, все зависит от особенностей конструкции. Наклон влияет на способность кровли убирать навалившийся снег и осадки с поверхности. Как правило, на металлопрофиле вода будет задерживаться сильнее, чем на других материалах
Также при расчете угла наклона нужно учитывать месторасположение постройки, неважно, это будет односкатная крыша гаража или дома. Если местность ветреная, то угол можно делать немного меньше. Ну а если постройка стоит в тихом тенистом лесу, где ветра почти не бывает, угол делается больше
Ну а если постройка стоит в тихом тенистом лесу, где ветра почти не бывает, угол делается больше.
Для строительства будут нужны:
- стропила (стропильная система односкатной крыши имеет свои особенности);
- балки;
- обрешетки, возможно, и перекрытия.
Далее можно переходить к самому процессу. Строительство такого объекта, как односкатная крыша своими руками, пошагово будет выглядеть следующим образом:
Особое внимание уделяется устройству балок. Конструкция такова, что они должны находиться на расстоянии 0,7-0,8 м друг от друга. Установка производится на сейсмопляс или мауэрлат
Односкатная крыша на гараж проектируется таким образом, что бы ее нижняя часть была расположена с подветренной стороны. Далее к балкам монтируются стропила, которые являются опорой для самой высокой части крыши. Количество стропил и балок должно быть одинаковым. Как результат, должен получиться прямоугольный треугольник из балок и вертикальной стропильной доски. После этого устанавливается стропильная нога, которая позже будет служить опорой для обрешетки. Одним краем она находится на краю балки в нижней части крыши, второй — на вертикальных стропилах
Установка производится на сейсмопляс или мауэрлат. Односкатная крыша на гараж проектируется таким образом, что бы ее нижняя часть была расположена с подветренной стороны. Далее к балкам монтируются стропила, которые являются опорой для самой высокой части крыши. Количество стропил и балок должно быть одинаковым. Как результат, должен получиться прямоугольный треугольник из балок и вертикальной стропильной доски. После этого устанавливается стропильная нога, которая позже будет служить опорой для обрешетки. Одним краем она находится на краю балки в нижней части крыши, второй — на вертикальных стропилах.
Для каждой балки все действия из вышеуказанных пунктов повторяется. По окончанию начинается монтаж обрешетки. Оно организуется при помощи брусков 50х50 мм, которые нужно прибивать поперек стропил. Шаг между ними должен делаться такой, чтобы шиферный лист (как вариант, использование этого материала) мог перекрыть с запасом стоящие рейки с каждой стороны по 15 см.
Пройдя все указанные этапы, можно получить лишь неполный ответ на вопрос, как сделать односкатную крышу гаража, потому что на данном этапе закончено лишь строительство каркаса. После этого можно переходить к кровле. Если используется шифер, то установку его нужно начинать с нижних рядов. Крепление осуществляется специальными шиферными гвоздями в местах стыков четырех шиферных листов. Дополнительно к каждому листу по краям прибивается еще по 2 таких гвоздя, что будет препятствовать его поднятию от порывов ветра. После чего крышу можно утеплить.
Особенности проектирования и расчёты
Стропильная система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельных деревянных наклонных балок. Сами стропила становятся основанием для обрешётки под укладку кровельного покрытия.
В основу проектирования крыши закладывают расчёты таких параметров, как:
- угол наклона и его направление;
- форма и конструкция стропил;
- сечение и длина несущих балок;
- сложность конструкции ферм;
- теплоизоляция.
Угол наклона и его направление
Чем больше угол, тем круче уклон крыши. Минимальная его величина определяется в соответствии со СНиПом 2.01.07-85*. Пользуясь его картой и таблицей, определяют максимальную снеговую нагрузку в месте строительства бокса и основное направление ветров.
На основании этих данных находят в соответствующей таблице оптимальный угол наклона кровли. Направление наклона крыши выбирают в сторону преобладающих ветров с тем, чтобы силовой поток воздушных масс прижимал книзу крышу.
Кроме этого, наклон крыши должен способствовать быстрому сходу тающего снега, а также соответствовать определённому виду кровельного покрытия:
- от 10 до 200 – профилированный настил;
- более 200 – шифер, ондулин, натуральная черепица;
- от 250 – металлочерепица.
Форма и конструкция стропил
Стропила, подстропильные ноги, опорные балки, лежени и подкосы изготавливают из трёх видов древесины:
- Цельный брус.
- Брёвна.
- Клееный брус.
Цельный брус
Стропила и подстропильные элементы изготавливают из бруса. Это самый популярный материал для монтажа кровельных систем.
Брёвна
В редких случаях опорную часть кровли гаража возводят из брёвен. Для этого используют стволы деревьев ø 15 – 20 см, очищенные от коры и обработанные антисептиками.
Клееный брус
Его получают путём склейки отдельных досок в единый монолит в заводских условиях. Материал обладает повышенной несущей способностью, но «боится» повышенного уровня влажности. Такие стропила обойдутся дороже, чем балки из цельного бруса и брёвен.
Если высокая часть крыши располагается над воротами гаража, то стропила удлиняют свесами с кровельным покрытием с целью защиты от осадков место въезда и выезда автотранспорта из бокса.
Сечение и длина несущих балок
Стандартный размер гаражного бокса равен 3 х 6 м. Длина стропил, в случае прокладки в длинную сторону, будет примерно равна 6,2 – 6,5 м, в зависимости от длины свесов. Нередко стропила монтируют параллельно плоскости ворот бокса. Тогда балки изготавливают длиной 3,2 – 3,4 м.
При длине более 6 метров несущая балка с остальными элементами образует рамную опорную конструкцию – ферму. Что касается сечения несущих балок, то при длине пролёта до 3,5 метров (с учётом свесов) достаточно использовать цельный или клееный брус 50 х 150 мм, или брёвна ø 150 мм. При длине 6 метров и более использую брус сечением 50 х 200 мм или брёвна ø 200 мм.
Сложность конструкции ферм
Ферма отличается от простой стропильной системы тем, что внутри рамы устанавливают одну или две дополнительные распорки (подстропильные ноги). Их функция заключается в том, чтобы максимально разгрузить пролёт стропил. Такие стропильные системы называют висячими.
Различные решения конструкции ферм представлены на нижнем рисунке. На нижнем фрагменте рисунка представлена схема перекрытия кровлей пролёта гаража длиной от 12 до 16 метров. Такие гаражи строят для предприятий, содержащих свой автопарк.
Теплоизоляция
Утепление кровли имеет смысл, если бокс будет отапливаться. Для этого устанавливают котлы различной конструкции, электрообогреватели или протягивают трубы к радиаторам от домового котла. В любом случае, чтобы удержать тепло внутри гаража нужно утеплять не только пол, стены, но и потолок.
Так как рулонный материал утеплителя бывает шириной 1м и 1,2 м, то шаг между балками выдерживают в этом размере по осям. Утеплитель при укладке плотно занимает своё пространство, не оставляя щелей. Теплоизоляционные маты толщиной 50 мм укладывают внахлёст, в три слоя.
Во втором варианте, когда односкатная крыша гаража представляет собой железобетонные плиты, уложенные под наклоном на стены разной высоты, утепление кровли производят следующим образом:
- по периметру крыши устраивают борта высотой 150 – 200 мм. Это может быть продолжением кладки стен или специальные щиты из листового материала;
- сухую поверхность плит очищают от грязи и мусора;
- застилают плёночной пароизоляцией;
- всё засыпают керамзитом толщиной 100 – 150 мм;
- засыпку уплотняют подручными средствами;
- поверх делают стяжку из цементного раствора марки не менее М 150 и толщиной 50 мм;
- стяжку укрывают мягкой кровлей на битумной мастике.
Выбор угла наклона кровли
Угол уклона кровли определяется по совокупности показателей — ветровой и снеговой нагрузки и типа кровельного материала. Сначала определяются с углом по климатическим условиям (в зависимости от количества осадков и ветровых нагрузок). После смотрят на минимальный рекомендованный уклон для выбранного типа кровельного материала (в таблице ниже).
Наименование кровельного материала | Минимальный угол наклона (в градусах) |
---|---|
Асбоцементный шифер и ондулин | 6° |
Цементно-песчаная и керамическая черепица | 10° |
Гибкая битумная черепица | 12° |
Металлочерепица | 6° |
Асбо-цементные или сланцевые плиты | 27° |
Стальные оцинкованные, медные, цинк-титановые листы | 17° |
Профнастил | 6° |
Если желаемый угол больше, все нормально, если меньше (что бывает очень редко) — его увеличиваете до рекомендованного. Делать крышу с углом, меньшим чем минимальный угол, рекомендованный производителем кровельного покрытия, не стоит однозначно — будет течь на стыках. Чтобы проще было ориентироваться, скажем, что для Средней полосы России рекомендованный уклон односкатной кровли — 20°. Но цифру желательно считать для каждого региона, и даже для разного расположения постройки на участке.
Кстати, имейте в виду, что разные производители одного и того же вида кровельного материала могут требовать разный минимальный уклон. Например, укладка металлочерепицы одной марки может производится на кровли с минимальным уклоном в 14°, другой — в 16°. И это при том, что ГОСТ определяет минимальный уклон в 6°.
Также стоит помнить, что при скате до 12° чтобы обеспечить герметичность любого кровельного материала, необходимо промазывать все стыки материала жидким гидроизоляционным составом (обычно — битумной мастикой, реже — кровельным герметиком).