Общие требования
Основная информация по устройству проводки в гаражах содержится в разделе 2.1 ПУЭ, но и в других главах есть важные данные, которые потребуются при работе. Для простоты самые важные моменты собраны в этом разделе:
Проводку можно прокладывать разными способами. Если поверхности негорючие (кирпич, блоки, металл и т.д.), можно использовать открытый способ. Для этого выбирают кабель с усиленной оболочкой. Для стен и потолков, обшитых деревом и другими воспламеняющимися материалами обязательно применять негорючую гофру или кабель-каналы.
- Для обустройства системы можно использовать как медный (ВВГ) кабель, так и алюминиевый (АВВГ). Первый вариант предпочтительнее, так как имеет меньшее сопротивление, лучше гнется и служит дольше. Варианты типа ШВВП или ПВС брать нельзя, они должны применяться для переносных установок, а для стационарного электрообеспечения не подходят.
Сечение жил кабеля выбирать исходя из нагрузки, которую он должен выдерживать в процессе использования. Лучше подбирать варианты с запасом, для гаража чаще всего применяют медный кабель сечением 2,5 мм2 или алюминиевый сечением 4 мм2.
По современным требованиям электробезопасности в гараже обязательно делать заземление. Его следует предусмотреть на схеме, а при покупке кабеля выбирать трехжильные варианты, если сеть однофазная или пятижильные, если трехфазная.
Правила безопасности запрещают использовать в гараже, а особенно в смотровой яме переноски, работающие от напряжения 220В. В этом случае нужно приобрести светодиодный светильник, работающий от напряжения 12 В. Его можно запитать от аккумулятора автомобиля, но лучше установить стационарный понижающий трансформатор, к которому можно подключать любое оборудование, работающее от 12 Вольт.
- Для освещения следует выбирать светильники с уровнем защиты IP65 или выше, они должны нормально работать в условиях перепадов влажности и пыльной среды. Подбирать герметичные плафоны, которые обеспечат защиту даже при отрицательных температурах.
Розетки также нужно выбирать с защитой от влаги, в них обязательно должно быть заземление. В идеале подбирать закрывающиеся конструкции, которые исключают попадание внутрь влаги или посторонних предметов.
- Прокладывать кабель надо строго по вертикали или горизонтали. Диагональное крепление для сокращения угла не допускается. Запрещены перекрещивания и перегибы под острым углом.
- Перед тем как проводить и подключать электричество нужно согласовать работы с руководством гаражного кооператива (если он есть). Там же уточнить, какие документы потребуются.
- Минимальный отступ от потолка при прокладке кабеля по стене – 10 см, от проемов и коммуникаций нужно соблюдать расстояние не менее 15 см.
- Свет должен распределяться равномерно, не должно быть темных углов и неравномерного освещения. Выбирать оборудование с рассеянным светом, чтобы он не бил в глаза.
- Лучше предусмотреть разные варианты включения света, чтобы не использовать все оборудование постоянно. В идеале выделить локальные зоны (например, над верстаком), чтобы их можно было подключить отдельно.
Чем больше светильников и розеток – тем сложнее проводка в гараже.
Размеры смотровой ямы в гараже
Строгих рекомендаций по размерам ямы для гаража вы не найдете. Основываются в основном на параметрах машины и собственном росте. Габариты гаражной смотровой ямы выбираются из следующих соображений:
- Ширина должна быть достаточной, чтобы вам в ней было удобно работать. В то же время она ограничивается расстоянием между колесами автомобиля — у каждого колеса должно быть пространство для маневра. В среднем ширина смотровой ямы от 80 см и больше.
- Ее длина зависит от длины автомобиля. К размеру авто добавляют 1 метр. Этого достаточно для комфортного проведения работ.
- Глубина считается в зависимости от роста: ваш рост + 10-15 см. В этом случае можно не беспокоиться о том, что ударитесь головой. При необходимости долговременной работы с поднятыми руками, можно сбить специальную табуретку небольшой высоты и становиться на нее. Еще немного поднять пол в смотровой яме можно за счет деревянных трапов.
Смотровая яма в разрезе
Это все далеко не догмы. Каждый делает так, как считает нужным. Некоторым глубокие смотровые ямы кажутся неудобными и они делают их практически ровно в рост, а иногда и ниже — в 1,5 метра. Если учесть клиренс авто, от пола ямы до дна авто получится порядка 1,7-1,8 метра. Можно сделать и так.
Еще момент по длине. Иногда длинную яму сделать не удается. Тогда ее делают примерно вполовину длины автомобиля, загоняя его передом или задом, в зависимости от того, какая часть машины нуждается в осмотре или ремонте.
Теперь о том, где располагать смотровую яму в гараже. Обычно ее немного смещают к одной из стен, оставляя широкую сторону под установку оборудования, складирование запчастей и т.д. При этом от края ямы до ближней стены должно быть не менее 1 метра.
На этом параметры все
Только обратите внимание, что речь шла о чистовых размерах ямы. При разметке котлована необходимо будет добавить толщину на стенок, а копать глубже на высоту стяжки пола (если будете ее делать)
Рекомендации
Для того чтобы создать в смотровой яме качественное освещение, специалисты рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций при выборе типов светильников и источников света:
- необходимо использовать низковольтные лампы, рассчитанные на 12 В;
- устанавливать в яму лучше всего осветительные приборы, имеющие напряжение в 36 В;
- отличным решением станет создание подсветки своими руками с помощью аккумуляторных светильников переносного плана;
- для установки изделий с низким напряжением в щитке со счетчиком нужно установить понижающий трансформатор. Это позволит без проблем понизить напряжение в сети, причем приборы будут работать эффективно, исключая риск поломки.
Придерживаясь этих рекомендаций, а также правильно учитывая все особенности такого объекта, как смотровая яма, вы без особых проблем сможете своими руками сделать здесь качественное и полноценное освещение
При этом отдельное внимание следует уделить лампочкам и светильникам. Так как именно от них напрямую зависит качество получаемого в конечном счете освещения и его срок службы
Помните, что работать с электроприборами следует очень аккуратно, не пренебрегая правилами безопасности работы с электроникой.
В статье вы найдете информацию, о том, как правильно сделать освещение в гараже. Равномерное распределение светового потока можно обеспечить, если совмещать локальное и общее освещение.
Общее монтируют на потолке. Но некоторые места не будет охватываться широким световым потоком. Чтобы решить вопрос, необходимо использовать меньшие по мощности, местные светильники.
Для локального освещения чаще всего используют светодиоды.
Особое внимание следует уделить смотровой яме. В подвале/смотровой яме обязательно должна быть надежная гидроизоляция
Помимо гидроизоляции, подземному помещению понадобятся низковольтные приборы (12-36 Вольт). Такие светильники обеспечат дополнительную безопасность. Это требование обусловлено повышенной влажностью в подземных помещениях.
Возведение стен
Для возведения стен смотровой ямы у вас будут два варианта проведения работы: либо бетонирование, либо кирпичная кладка, затем проводятся отделочные работы.
Вначале проведите небольшую подготовку, состоящую в нанесении глины на стенную поверхность, укладывании пленки для гидроизоляции и установке опалубки толщиной в 12 см.
Как указывалось выше, стены ямы возводятся либо из бетона, либо из кирпича.
Для начала уплотните щебень, после чего необходимо провести армирование, используя сетку из проволоки с ячейками размером 15х15 см.
Чтобы приготовить один кубометр бетона вам понадобится:
- 300 кг цемента;
- 700 кг песка;
- 200 л воды;
- 1200 кг щебня.
При ручном замесе воды необходимо добавлять больше, используя бетономешалку, оставляйте приведенные пропорции без изменений.
Стены возводятся толщиной в 15 см, бетон укладывается послойно. Также потребуется армирование при помощи сетки, аналогичной той, что применялась вами при армировании пола.
Сетку устанавливают полосами, бетон укладывают тем же способом. По истечении трех суток с момента окончания бетонирования опалубку снимают.
Обустройство
Для нормального обустройства смотровой ямы необходимо выполнить несколько условий. Для создания нормальных условий, обеспечения целостности строительных конструкций и предотвращения промерзания выполняется гидроизоляция. Для удобства работ в яме должна быть выполнена стационарная подсветка.
Лестница изготавливается путем кладки, из металлических элементов или дерева. Выбор материалов зависит от возможностей и предпочтений владельца. Но конструкция обязательно должна быть надежно закреплена.
Гидроизоляция
Гидроизоляция достигается путем закладки в вырытый и подготовленный котлован полимерной пленки или рубероида. Если грунтовые воды залегают намного дальше максимальной глубины ямы, гидроизоляция не обязательна, но лучше перестраховаться и выполнить это условие, чтобы обеспечить сухость внутри.
Если полностью изолировать от воды яму не удается, с одной стороны выполняются приямок и дренажная система, позволяющие удалить скопившуюся воду в канализационную систему. Если присутствует данная проблема, чтобы обеспечить максимальное удобство использования дренажа – установите датчики и насос, автоматически включающийся при достижении определенного уровня воды в приямке. Альтернативный, но дорогостоящий вариант – изготовить кессон из цельнометаллического сварного короба по размерам котлована.
Нормализация уровня влажности достигается устройством вентиляции, для этого используются капроновые канализационные трубы, предварительно проложенные от нижней части стены с выводом из помещения наружу.
Утепление
Утепление выполняется с использованием рубероида и пенополистироловых плит. Рубероид укладывается внахлест на стены и пол, затем конструкции покрываются плитами утеплителя, фиксирующимися специальным клеем. В результате этого предотвращается промерзание элементов и скопление конденсата в зимнее время.
Подсветка
Для устройства подсветки, при выполнении облицовки стен, прокладывается электропроводка, затем устанавливаются осветительные лампы. В целях обеспечения безопасности осветительные элементы выполняются с закрытыми плафонами и защитой от механических повреждений.
Смотровая яма в гараже: 80 фото постройки, обустройства и вариантов модификаций
Удобное техобслуживание и мелкий ремонт авто, который можно проводить самостоятельно, можно обеспечить благодаря смотровой яме. В противном случае придется ложиться на спину под машину, что совсем не гарантирует комфорт при обслуживании. Разберемся, как сделать смотровую яму в гараже.
Размеры и глубина смотровых ям могут быть разными. При сооружении такой ямы самостоятельно, нужно исходить из габаритов автомобиля и своего роста. При этом, в смотровой яме должно быть удобно – чтобы было, где развернуться. Но шире расстояния между колесами яма быть не должна.
Обычно яму делают шириной больше восьмидесяти сантиметров. Длину ямы определяют по длине авто, к которой прибавляют 1 м. Такой подход обеспечит удобство при работе. Глубину рассчитывают исходя из собственного роста, прибавляя при этом порядка десяти-пятнадцати сантиметров. Если планируется провести под машиной много времени, помочь может небольшая табуретка или деревянный трап.
Всё описанное не является обязательным, сооружая смотровую яму в гараже своими руками, нужно стараться сделать её подходящей именно для себя.
К вопросу о расположении ямы. Как правило, удобнее сделать яму возле стены, чтобы в гараже можно было установить оборудование, шкафы и т.п., где будут размещаться запчасти.
Вентиляция и электричество
Для сооружения вентиляции смотровой ямы в гараже обычно берут обычные ПВХ трубы, которые используются в сантехнике. Для их врезки перед заливкой стен бетоном или во время кирпичной кладки оставляют нужные отверстия.
Трубу для притока воздуха размещают на уровне 150 мм от пола, вытяжную — примерно 250 мм от верхнего уровня ямы. Заранее, на начальном этапе нужно предусмотреть и подводку электричества в яму. Ведь как минимум в ней должна быть обязательно установлена розетка для дополнительного освещения и включения электроинструмента.
Многие владельцы гаражей пренебрегают установкой вентиляции в яме, а зря. Свободны воздухообмен способствует удалению лишней сырости. К тому же выхлопные газы автомобиля тяжелее воздуха и могут скапливаться смотровой яме что небезопасно для здоровья человека.
Освещение
Для работы в яме надо освещение. Надо применять или переносный светильник, или прокладывать провода внутри стенки для устройства освещения. Напряжение не больше 36 В., при напряжении 220 вт провода необходимо складывать в эластичный шланг из стали. Розетки и выключатели надлежит избирать во гидрозащищенном выполнении УР5 Х сообразно ГОСТ 17677-82Е и ГОСТ 14254-80.
Невзирая на все меры охраны от воды, от сырости в яме часто трудно дышать, потому надо сделать вентиляцию. Под землей протягивается эластичный воздуховод, и выводится на двадцать пять сантиметров выше поверхности. От загрязнения воздуховод накрывают крышкой. Кроме того, вентиляция позволяет хорошо просушивать и яму и автогараж в теплые дни, что просто необходимо для долгой эксплуатации сооружения.
Утепление смотровой ямы в гараже
Если вы много времени проводите в гараже, то и отопление у вас, скорее всего будет. Чтобы прогревалось все быстрее, имеет смысл яму утеплить. Лучше всего для этих целей подойдет ЭППС (экструдированный пенополистирол). Он выдерживает значительные нагрузки, не боится сырости, не гниет, на нем не размножаются грибки и бактерии.
Толщина ЭППС для создания ощутимого эффекта — от 50 мм. Закладывают его между грунтом и стенкой ямы. Тогда снаружи-внутрь яма будет выглядеть так:
- гидроизоляционная пленка;
- ЭППС;
- стенка.
Это — экструдированный пенополистирол ЭППС
Пенополистирол можно закладывать и под стяжку на дне смотровой ямы. Поверх него обычно укладывают армирующую сетку, а затем заливают бетон.
Упрощенный расчет освещения
Очень часто, организуя освещение в гараже, автовладельцы не утруждают себя расчетами, а действуют по наитию: «Вот тут светильник, там светильник. Будет мало – приколочу еще пару». Но при просчете придется все серьезно переделывать. Не проще ли посидеть полчаса в теплом кабинете с ручкой и листом бумаги, чем три дня ковыряться в пыльном гараже и долбить стены, переделывая огрехи организации освещения? Поэтому берем ручку с листком бумаги и считаем.
Согласно СНИП 23.05.95 или его актуализированной версии СП 52.13330.2011 норма освещенности гаража (бокса) во время ремонта транспортных средств равна 200 люкс (лк). 1 люкс это 1 люмен (лм) на 1 метр квадратный (м²). Люмен – это единица измерения светового потока. Предположим, у нас стандартный гараж 6х4 м. Сделаем расчет для обычных ламп накаливания.
Площадь гаража – 6х4=24 м². Светоотдача ламп накаливания – 10-15 лм/Вт (см. раздел «Выбор ламп для гаража»). Чтобы создать освещенность в 200 лк на 1 квадратном метре, необходима мощность:
200 люкс/10 лм=20 ватт.
Площадь гаража у нас 24 м², значит, общая мощность ламп для такой площади должна составлять:
20х24=480 Ватт
Округлим до 500 Вт. Если будут использоваться лампы другого типа, то расчет нужно вести исходя из создаваемого ими светового потока (светоотдачи). Данные по светоотдаче для каждого из типов ламп я приводил в разделе выше.
Вот и весь расчет. Осталось только равномерно распределить полученные ватты по площади помещения, выбрав оптимальные места для установки светильников. Этим мы сейчас и займемся.
Предлагаемый расчет является упрощенным, поскольку не учитывается множество факторов: высота потолков, светоотражающая способность стен (светлые/темные) и пр. Тем не менее для организации качественного освещения гаража этого более чем достаточно.