Петли для деревянных калиток и ворот: их виды и фото

Коротко о главном

Есть 6 видов петель, которые отличаются по виду крепежа и максимально допустимому весу, а также разделением на определенные нужды. Например, механизм в форме стрелы или цилиндра можно использовать для калиток. А сквозные или скрытые для ворот.

Также их различают по форме, каждая из которой тоже имеет разные свойства. При приобретении механизмов необходимо узнавать, выдержит ли он определенный вес.

Крепятся они двумя способами: сваркой и на саморезы. Оба способа легкие, если уметь пользоваться инструментами.

Также необходимо тщательно следить, чтобы петли не испортились, иначе они не прослужат долго.

Оценок 0

Характеристики шарниров

Для изготовления распашных гаражных ворот применяются различные материалы, от них во многом зависит цена всей конструкции. Смонтировать ее можно самостоятельно при наличии минимального опыта. Выбирать петли следует ориентируясь на тот материал, из которого сделаны сами ворота. Варианты их крепления тоже зависят от материала, шарниры обычно:

Чертеж с размерами шарнира для ворот

  1. Привариваются к каркасу металлических проемов.
  2. Прикручиваются болтами к полотну и каркасу.
  3. Закрепляются с помощью саморезов для металла.
  4. Фиксируются саморезами, применяемыми для конструкций из дерева.

Крепить петли к створке и столбу следует путем сварки. В процессе крепления петель следует соблюдать все предусмотренные зазоры между столбом и створкой. Центровка петли при креплении производится по подшипнику, а не по петельной оси. Во время сварки в процессе устройства распашных ворот необходимо избегать протекания сварочного тока через подшипники фурнитуры.

ГОСТом предусмотрены следующие виды изделий:

  1. Петля с шариком, обеспечивающая надежность и удобство применения данной фурнитуры.
  2. Петля для ворот с опорным подшипником, обеспечивающая легкое вращение конструкции.

Петли с шариком должны быть изготовлены из стали высокой прочности, от материала зависит и цена фурнитуры данного вида.


Эти детали обычно подвергаются антикоррозионной обработке, а их монтаж обеспечивает следующие характеристики при эксплуатации ворот:

  • бесшумность работы конструкции;
  • легкое вращение;
  • наличие зазора между элементами шарниров.

Установка петель с подшипником предполагает:

  • надежную работу створок с большой массой;
  • качественную приварку фурнитуры к металлу за счет полуавтомата для сварки;
  • типоразмеры в широком ассортименте;
  • возможность изготовления шарниров под заказ.

Длина шарнира может достигать до 1 метра, а диаметр — до 50 мм. От конструкции петли того или иного вида зависит удобство эксплуатация ворот. Главной функцией креплений является удержание створок в проеме на столбах или стойках. Открывать либо закрывать створки и двери можно именно с помощью петель. Этот крепеж может включать 2-3 секции, зафиксированные определенным способом.

Внутреннее устройство петель с подшипником

Материалы и инструменты

Для качественного выполнения работы потребуются профессиональные инструменты

Сварочный аппарат может быть любой, важно, чтобы он обеспечил достаточную мощность для формирования дуги. Это зависит от толщины металла и диаметра используемых электродов

Помимо сварочного аппарата потребуются такие инструменты и расходные материалы:

  • защитная маска сварщика;
  • измерительный инструмент: линейка, рулетка, строительный уровень;
  • смазка для петель – солидол или аналогичный ему по свойствам состав;
  • болгарка потребуется для зачистки сварочных швов и демонтажа неправильно установленной петлевой группы.

Опорные столбы лучше всего сделать из профильной трубы квадратного или прямоугольного сечения. Это обеспечит надежность конструкции и облегчит процесс монтажа полотна.

Советы по уходу

Воротные петли всегда изготавливают из металла, этот материал под воздействием влаги может ржаветь и со временем разрушаться

Нужно обращать внимание даже на небольшие дефекты и вовремя их устранять, иначе в скором времени придется покупать новую фурнитуру

При эксплуатации петли могут деформироваться, смещаться, ржаветь. Иногда ломается шток, ослабевают крепежные элементы. Всего этого можно избежать, если выполнять несложные правила.

Петлям требуется регулярная очистка от загрязнения, старого масла. Их необходимо регулярно подкрашивать, чтобы предотвратить быструю коррозию. Плавный ход и надежную работу фурнитуры можно обеспечить, если смазывать петли машинным маслом не реже одного раза в 3 месяца.

Нюансы правильной установки

Как правильно прикрепить шарниры, кованые петли и иные конструкции? Нужно лишь соблюдать некоторые рекомендации и действовать согласно заданному алгоритму:

  • подготовка инструментов – молотка, стамески, болгарки и сварочного агрегата. Необходимыми будут строительный уровень, шуруповерт и рулетка. Перед руками нужно иметь эскиз, и, конечно, не стоит забывать о безопасности работ;
  • если требуется приварить отдельно пластинки, то стоит учитывать, что нагрузка на них должна быть равномерно распределена;
  • выполнить разметки по крепежу петель к стойкам ворот и к полотнам;
  • как крепить петли? Достаточно использовать в этих целях саморезы;
  • навешивать элементы довольно просто, но лучше этот процесс осуществлять как минимум вдвоем.

Деревенский двор

Особенности и типы шарниров для ворот гаража

Несмотря на большую популярность откатных ворот, достаточно широко используются и распашные конструкции для установки в гаражных проемах. В первую очередь это объясняется тем, что цена таких устройств меньше и их значительно проще установить самостоятельно.

При изготовлении ворот могут использоваться различные материалы:

  • Металл.
  • Древесина (см. Деревянные ворота для гаража своими руками: как сделать правильно).
  • Профилированный лист.
  • Разные отделочные панели.

От этого зависит и способ монтажа петель для установки полотен.

  • Приварка к металлическим конструкциям.
  • Прикручивание болтами.
  • Крепление саморезами для металла.
  • Фиксация саморезами для деревянных конструкций.

По рабочему механизму гаражные шарниры классифицируются как:

Петли гаражные с шариком. Такая конструкция обеспечивает надежность и удобство при эксплуатации. Для их изготовления берется высокопрочная сталь с антикоррозионной обработкой. При установке таких петель обеспечивается:

  1. легкость поворота ворот;
  2. бесшумность;
  3. наличие гарантированного зазора.

Петли гаражные с подшипником. Основными преимуществами таких шарниров являются:

  1. надежное крепление ворот с большим весом;
  2. легкое вращение обеспечивается наличием подшипника;
  3. для изготовления используется высококачественная инструментальная сталь;
  4. они легко привариваются к металлу сварочным полуавтоматом;
  5. широкий диапазон размеров;
  6. возможность изготовления шарниров под специальный заказ длиной до одного метра и диаметром до 50 миллиметров.
  • Накладные или трехсекционные. Основная масса ворот воспринимается шарнирами и не дает конструкции провисать. Эти петли обеспечивают тихое и плавное скольжение, что не создает шума при эксплуатации. Створки ворот с такими шарнирами снять с петель невозможно.
  • Сквозные. Для фиксации петли следует просверлить отверстие в опорной колонне и закрепить ее гайками нужного размера. Изготавливается левосторонней или правосторонней, выдерживает массу ворот до 200 килограмм.
  • Потайные. При монтаже они обеспечивают:
  1. подвижность створок;
  2. надежность их крепления к каркасу проема;
  3. предотвращение непроизвольного разъединения створок;
  4. долгий срок эксплуатации.

При выборе шарниров для распашных ворот следует учитывать габариты последних и вес: если петли недостаточно прочные, они быстро выйдут из строя.

Оптимальные размеры шарниров с подшипником для металлических стандартных ворот составляют:

  • Диаметр 20 мм.
  • Длина 180 мм.

Иногда приходится ставить усиленные шарниры для ворот, как показано на фото.

При монтаже они должны обеспечивать воротам:

  • Бесшумность при открывании.
  • Не допускать провисания полотен.
  • Легкость поворота. Это подвижный элемент, который требует смазки и особого обслуживания в зимний период, для чего в нем имеется специальное отверстия для смазки.
  • Длительный срок эксплуатации.
  • Стойкость к взлому.
  • Требуемую ширину распахивания, для обеспечения въезда в гараж автомобиля любых размеров. Особенно это относится к внутреннему варианту монтажа петель.
  • Эстетичность конструкции.

Всеми этими качествами и повышенной стойкостью обладают гаражные петли с подшипником.

По форме шарниры могут быть:

Цилиндрическими, самые распространенные. Перед монтажом к ним привариваются для крепежа металлические пластины или «ушки».

  • Квадратные, изготовленные из квадратного профиля.
  • Шестигранные.
  • Петля-стрела для ворот.

Габариты и вес ворот влияют на конструкцию петель и их количество, которое может быть для одной створки от двух до четырех.

Как правильно приварить петли на калитку из профнастила. Последовательность установки петель

  • Как приварить петли на ворота так, чтобы металл не повело, а ворота легко открывались. При прямых петлях рекомендуется приварить их на ворота в первую очередь, пока они находятся на ровной плоскости, на земле или монтажном столе.

На половину длины петли делается подложка в два-четыре миллиметра под нижнюю половину петли, а верхняя часть прихватывается с торца. Если ворота устанавливаются на круглые опоры, то петли выпускаются наружу ворот на 5мм, а если опоры прямоугольные, то варить необходимо заподлицо.

Процедура для обеих петель идентична. После того как уже петли прихвачены, необходимо при помощи прямоугольного бруска (30х30) выставить петли, приложив его вдоль петель.
Дальше делаются прихватки с каждой стороны петель по две штуки. Варить петли стоит короткими прихватками, поочередно с каждой стороны петли.
Потом петли привариваются к столбам. Ворота выставляются с необходимым зазором в один-полтора сантиметра посредине, зазор возле столбов может быть два-два с половиной миллиметра. Низ петель прихватывается к столбам, если необходимо, то можно применить вставки между столбами и петлями из круглого или прямоугольного сечения подходящего размера.
Теперь можно ворота осторожно открыть, аккуратно придерживая, и если ворота открываются легко, то делается несколько прихваток снаружи.
После закрывания ворот необходимо сделать посередине подставку, что бы при варке они не просели. Сварочный шов укладывается снизу вверх. После сварки необходимо дать петлям остыть, и только потом можно открыть ворота. Для приваривания петель с другой стороны, также делается подставка под створку ворот.

Особенности петель на ворота

Выбор петель определяется в каждом случае индивидуально для конкретных створок и опор, они должны соответствовать следующим основным критериям:

  • максимально допустимая нагрузка на петли должна, как минимум, на 30% превышать нагрузку, создаваемую совокупным весом ворот;
  • максимально возможный угол открывания должен соответствовать требуемому углу раскрывания;
  • петли должны быть изготовлены из качественной стали;
  • предусмотренный конструкцией способ крепления должен быть технологически применим к конкретным опорам;

при предъявлении повышенных требований к плавности и легкости открывания и закрывания необходимы петли, укомплектованные подшипниками качения.

Выбор и подготовка петель

Для относительно небольшой створки массой до 200 кг подойдут обыкновенные цилиндрические петли. Количество на одну сторону – от 4-х и более

Важно правильно рассчитать нагрузку. Для поворота штифта в заводских моделях предусмотрен подшипник

Если его нет – нужно установить стальной шарик.

Суть модернизации заключается в увеличении площади контакта петлевой группы с плоскостью ворот и опорных столбов. Для этого нужно сделать следующее.

  1. Выбор платиков. Это пластины, обеспечивающие надежное крепление петли к полотну.
  2. Размер пластин зависит от массы створки. Толщина должна быть не менее 3 мм.
  3. Длина платиков не должна препятствовать нормальной работе створки.

По завершении этого процесса можно приступать к сборке конструкции.

Форма и способы крепления

Навесные петли для ворот бывают разной формы, от этого зависит и метод монтажа. Классификация гаражной фурнитуры по способу крепления:

  1. Шарнирные. Самая распространенная форма петель. Внутри изделия находится шарик, который осуществляет плавное движение навеса. Эта форма конструкции обеспечивает наиболее плотное прилегание распашных дверей. Для установки цилиндрической шарнирной фурнитуры используют сварку.
  2. Квадратные. Внешне смотрятся более привлекательно. Такие изделия надежно привариваются к двери, благодаря большей площади контакта с основанием.
  3. Шестигранные. Очень похожи внешне на квадратные элементы и тоже крепятся более прочно, если сравнивать их с цилиндрическими моделями. Однако они не нашли широкого применения, так как для их установки требуется предварительно приварить ушки для монтажа петель.
  4. Каплевидные. Петли с подшипником отличаются равномерным сварочным швом и удобством в установке.
  5. Петли-стрелы. Эта форма часто применяется для деревянных и металлических дверей. Имеет не только весьма колоритный внешний вид, но и высокую прочность.

Еще пара полезных советов

Рекомендации специалистов помогут качественно приваривать навесы:

  • петли на гаражные ворота лучше устанавливать, положив их на землю;
  • вертикальные швы выполняются снизу вверх не давая стекать расплавленному металлу;
  • для удобного закрывания створок под нижней петлёй перед приваркой помещается подложка.

Процесс приваривания петель несложен, но не стоит надеяться на точность своего глазомера. Лучше семь раз перепроверить измерительными инструментами, чтобы не пришлось всё переделывать. Торопливость при опробовании ворот, не дожидаясь полного остывания сварных швов, тоже приведёт к повторному выполнению работы.

Классификация изделий согласно ГОСТу

Так как разновидностей петель очень много и производители стараются изготавливать их максимально функциональными, качественными, долговечными и надёжными принято проводить классификацию, согласно которой они и будут разделяться на определённые группы. Таким образом, подобрать подходящую именно для вас будет гораздо проще и выбор будет проделан качественней.

Согласно стандартам ГОСТ, петли для распашных ворот могут быть таких разновидностей:

  • Цилиндрические с опорным подшипником.
  • Цилиндрические с усиленной конструкцией.
  • Петли для ворот и калиток сквозные.
  • Петли с возможность потайной установки.
  • Трехсекционные накладные петли на ворота.

Далее, мы рассмотрим каждую из этих разновидностей более подробно, чтобы вы точно понимали, что каждая из разновидностей, из себя представляет и каким особенностями и преимуществами обладает.

Цилиндрические с опорным подшипником

Такая разновидность подвес имеет саму стандартную форму и внешний вид. Они напоминают цилиндр, который состоит из двух частей, на одной имеется штырь, а на другой отверстие куда этот штырь устанавливается. Но конструкция у них модифицирована шариком подшипника.

Цилиндрические с подшибником: применяются для легких металлических створок, весом не более 400 кг. Петли крепятся при помощи сварки

На той части где отверстие, внутри установлен шариковый подшипник, который позволяет завесе более плавно работать при существенно большей нагрузке на них. Очень часто, с противоположной стороны подшипника делают отверстие, которые закрывается специальной заглушкой. Открыв его, вы сможете легко смазать подшипник и улучшить ход завесы.

Для ворот лучшим вариантом использования будут петли с подшипниками в количестве четырех штук и более для плавного открытия и закрытия.

Очень часто встречаются подшипниковые петли, в которых подшипник расположен не внутри, а между двумя частями петли. Таким образом, получается, что они обе отлично скользят по нему и существенно облегчают процесс открывания или закрывания створки ворот.

Усиленные модели для ворот

Усиленными они считаются из-за того, что могут выдержать существенно большую нагрузку нежели обычные, благодаря использованию более прочного металла. Также большая нагрузка возможна благодаря тому, что стенки и стержень гораздо толще, благодаря чему существенно увеличивается несущая способность и максимально возможная нагрузка на каждую петлю.

Если усиленная петля оснащена подшипником, то шарики используются со специальной маркировкой, которая показывает их повышенную износостойкость и максимально давление которое на них можно производить гораздо выше чем у простых подшипников. Так, на таких шариковых подшипниках возможно оборачивать очень увесистые ворота без особого труда.

Сквозные завесы

Сквозными они называются потому что сквозь них проходит стержень, который входит в одного края и немного выступает на втором. Самая простая разновидность таких петель состоит из трёх элементов: штырь для соединения двух половинок, правая и левая петля.

Сквозная петли: выдерживает незначительеы веса от 100 до 200кг.

Петли собираются по типу конструктора, на одной расположена одна петля, на второй две, сквозь которые и проходит стержень надёжно соединяя их. Также можно встретить разновидности с наличием не трёх, а четырёх, пяти, шести и более элементов на каждой из частей петли.

Для того чтобы разобрать такую петлю было непросто или вовсе невозможно, на нижнем конце устанавливают специальную заглушку, которая препятствует выниманию штыря. Чаще всего она приваривается, реже прикручивается. Если такого элемента в конструкции не предусмотрено, то сверху над штырём приваривают ограничитель, которые будет защищать его от вынимания.

Потайные петли

Обладают такие завесы особой конструкцией, которая позволяет их легко спрятать и закрыть от глаз, когда ворота находятся в закрытом положении. Чаще всего сама петля прячется в раме створки, а крепится к торцевой части опорных столбов и к самой реме, только изнутри. Преимуществом таких завес является то, что их очень сложно обнаружить и практически нереально снять или обрезать без специального инструмента.

Навесы для ворот техсекционного типа наиболее востребованы в случае большой массы створок.

Трехсекционные промышленные

Похожи по конструкции на сквозные, но больше относятся к цилиндрическим. Средняя часть таких петель оснащена двумя штырями которые направлены в противоположные стороны. С обеих сторон на них надеваются пустые цилиндры и привариваются к столбам, после чего снять такую петлю без обрезания никак невозможно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ВЫБИРАЕМ ПЕТЛИ

Прежде чем мы приступим к работе, необходимо разобраться, какие петли на воротах прослужат дольше. Делятся гаражные петли нанесколько типов:

  • Шарнирные
  • Цилиндрические
  • Цилиндрические усиленные
  • Сквозные
  • Накладные

По форме бывают круглые, шестигранные и квадратные.

Как показала практика, ворота с шарнирными круглыми петлями служат гораздо дольше. Да и сваривать их проще, чем квадратные или шестигранные петли.

Казалось бы, выбор сделан. Но этой информации недостаточно, чтобы приступить к вопросу, как приварить петли к воротам и к столбам

Вам также необходимо обратить внимание на размер креплений. Чем они больше, тем лучше смогут держать тяжелые створки

Лучше подбирать петли с запасом по размеру, чтобы они гарантировано держали ворота, и чтобы те в последствии не проседали.

Для приварки петель к необходимому месту используют специальные металлические пластины, которые крепятся непосредственно к петлям и к створке. Высоту пластины выбирают исходя из высоты самой петли, а ее ширина подбирается экспериментальным путем и в соответствии с размером створки. Сейчас в строительных магазинах все чаще продают петли с уже приваренными пластинами, так что вам не нужно проводить дополнительные работы по их изготовлению.

НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Чтобы приварить петли к воротам из металла, необходимо подготовить следующие инструменты:

  • Сварочный аппарат (это может быть инвертор , полуавтомат , трансформатор . Словом, любой аппарат, который у вас есть). Мы используем инвертор
  • Электроды. Диаметр подбирается исходя из толщины пластины. У нас 5 мм
  • Болгарка со шлифовальным кругом
  • Молоток
  • Рулетка
  • Уровень
  • Солидол

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Мало знать, как приваривать петли. Необходимо также учитывать правила безопасности .

Прежде всего, не используйте сварочный аппарат, если наблюдаете признаки его неисправности. Также не подключайте инвертор к источнику тока, который не заземлен. Варите на приличном расстоянии от жидкостей и материалов, которые могут легко воспламениться.

Позаботьтесь о наличии средств индивидуальной защиты. Обязательно наденьте защитную маску и перчатки. Не работайте в одежде, которая может легко воспламениться.

Если ворота из профнастила

Петля для ворот из профнастила

Последовательность сварочных операций выглядит таким образом:

  1. Делают две перемычки, направив их параллельно длинным сторонам створки. Закрепляют их специальными угольниками.
  2. Между перемычками устанавливают такое расстояние, чтобы створка ими делилась на три равные части. К ним затем и необходимо варить петли.
  3. Профнастил прикручивают сверху навесов.

Соблюдайте осторожность! Правильно укрепить петли, чтобы не было негативных следствий, можно придерживаясь элементарных правил. Нельзя варить с неисправным оборудованием

Пока краска не высохнет, сварка выполняться не должна. Нельзя выполнять сварку в одежде, имеющей следы масла, жира или бензин. Нельзя на баллоны вешать пропитанную горючими материалами ветошь.

Виды петель

  1. Цилиндрическая с опорным подшипником. Этот вид петель отличается стандартной формой и внешним видом. Такие модели напоминают состоящий из двух частей цилиндр. На первой створке находится штырь, на второй — специальное отверстие. Цилиндрические петли с опорным подшипником используются для легких створок из металла, которые по весу не превышают 400 кг. Этот вид навесов крепится лишь с помощью сварки. Слабой стороной цилиндрических моделей являются возникающие сложности в смазывании. Это происходит по той причине, что створку нужно приподнимать перед тем, как наносить смазку.
  2. Усиленные модели. Свое название они получили благодаря тому, что способны выдерживать гораздо большую нагрузку, чем другие модели. В них использован наиболее прочный материал. Выдерживают сильную нагрузку они еще и потому, что стенки со стержнем намного толще. От этого в несколько раз возрастает их несущая способность.
  3. Сквозные навесы. Этот вид петель получил свое название, потому что через них идет стержень. Он входит в один край и выходит через другой. Наиболее простой вариант имеет 3 части: штырь и 2 петли. Такие навесы необходимо собирать как конструктор. Современный рынок предлагает варианты, состоящие из четырех и более элементов.
  4. Потайные петли. Это особый вид навесов с конструкцией, которая дает возможность не показывать, закрыты ворота или нет. Зачастую петля находится в раме створки. Основное преимущество моделей в том, что они незаметные. К тому же их невозможно снять либо обрезать без использования специального инструмента.
  5. Трехсекционные промышленные. Это прочный и надежный вариант, довольно востребованный на сегодняшний день. По своей конструкции трехсекционные промышленные петли напоминают сквозной вариант. Посредине прикреплены 2 штыря, направленные в разные стороны. На них надевают пустые цилиндры, которые приваривают к столбам. Такие петли без специального инструмента также невозможно снять.

Крепеж петель

На сегодняшний день применяются 2 ключевых способа крепежа.

Саморезы, которые употребляются для нетяжелых и маленьких конструкций с небольшой массой или обычных калиток. Если хозяин хотя бы раз ставил двери, то установка створок ворот с применением саморезов станет довольно легким занятием. Это очень схоже, по своей структуре с установкой обычных, домашних дверей между комнатами. К части фасада, створкам и столбам закрепляются воротные петли, поэтому являются нелишним элементом декора конструкции. Лучше их использовать для легких железных и деревянных ворот.

Сварка подходит для массивных стальных систем. Научиться пользоваться сварочным аппаратом экспресс-методом не выйдет, лучше доверить данное дело опытному сварщику. Если у человека уже есть некоторый удачный опыт работы со сварочным агрегатом, тогда легко удастся закрепить петли на ворота. Для этого есть 2 способа:

  1. Для начала нужно приварить навес к самой створке, затем 2 часть петли — к столбу. Перед этим все уже должно быть правильно замерено, чтобы конструкция безупречно сходилась, и ворота хорошо выполняли функции открытия и закрытия.
  2. Данный способ заключается в приваривании навеса к створке и последующего его установления в области проема. Чтобы слегка поднять конструкцию, подойдут брусочки из дерева. Затем требуется отметить место для сварки 2 части петель.

После того как установят конструкцию, производится тестирование плавности хода открытия и закрытия створок. Петли, которые сделаны из многогранников, варить посложнее.

Советы по уходу

Петли изготавливаются из металла, поэтому необходимо регулярно за ними следить, чтобы они не заржавели

Рекомендуется обращать внимание на малейшие дефекты, чтобы избежать серьезных поломок. Нельзя экономить на обслуживании, в противном случае нужно будет тратиться на установку новой фурнитуры

Наиболее часто встречаются такие проблемы с петлями: они смещаются, деформируются, шток ломается, металл подвергается коррозии, крепежные элементы ослабляются, так как изначально были слабо установлены. Но этого можно избежать, если следовать полезным советам:

  • Нельзя оставлять створки ворот открытыми или закрытыми надолго, иначе они заржавеют.
  • Будет полезно подставить опору под половины, чтобы продлить эксплуатационный срок, и облегчить нагрузку на петли.
  • Механизмы требуют регулярной очистки от загрязнений и старого масла, а также новой смазки.

Соблюдая такие простые правила ухода, вы сможете надолго забыть о проблемах с петлями.

О том, как ухаживать за петлями для ворот, смотрите в следующем видео.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий