Смотровая яма в гараже и все о ее строительстве

Бетонная смотровая яма своими руками

Это один из самых популярных вариантов обустройства. Процесс подробно описан в видео ниже.

При выборе размеров для котлована необходимо учесть планируемую толщину стенок и увеличить глубину смотровой ямы на толщину песчано-гравийной подушки.

Котлован немного (или достаточно сильно, с углом до 30 градусов при сыпучем грунте) расширяется кверху.

После получения углубления необходимых габаритов в рыхлом грунте имеет смысл обмазать стенки глиной – это помешает им осыпаться в процессе дальнейших работ.

На выровненное дно засыпают 6…10 см щебня и столько же песка, слои трамбуют вручную или с применением механической трамбовки. Далее заливают первичный слой бетона – «молоко» для скрепления трамбованной подушки. Сразу же организуют гидроизоляцию. На фото показано два слоя – обычная полиэтиленовая пленка на дне и более солидная на дно и всю высоту стенок с захлестом на пол гаража. Стыки и углы ОБЯЗАТЕЛЬНО проклеиваются и делаются внахлест.

После этого укладывают армирующую сетку и заливают основной слой.

Для бетонирования стенок потребуется опалубка. Поскольку важна внутренняя поверхность ямы, опалубку устанавливают изнутри, предварительно закрепив на стенках котлована армирующую сетку.

До бетонирования необходимо установить вытяжную и приточную трубы вентиляции.

Также устанавливаются короба с заключенными в гофро-рукав кабелями подачи электроэнергии.

После установки опалубки выполняется бетонирование.

Желательно одновременно выполнить бетонирование всего пола в гараже – это сократит время на обустройство.

После набора бетоном проектной прочности (хотя бы 50…60%) можно убрать опалубку, проверить свободный проход воздуха в вентиляционные трубы, положение и работоспособность электропроводки.

В нишах обустраивают розетки и светильники.

Стены штукатурят изнутри и окрашивают (по желанию). Монтируют дощатый настил на яму.

Обратите внимание: дощатые крышки делаются из отдельных частей. Так удобнее поднимать их по мере необходимости, проще заменять поврежденные части. Деревянные детали смотровой ямы обязательно следует обрабатывать антисептиком

Деревянные детали смотровой ямы обязательно следует обрабатывать антисептиком.

Обкладка заходной части

Трудности в составлении схемы раскладки возникают при устройстве боковых стен заходной части. Если имеете возможность нарезать пенобетон — режьте блоки по высоте ступеней минус 10 мм.

Если используете стандартный блок 200х200х400 мм, заранее отливайте ступени лестницы высотой в 275 мм. Начинайте обкладку от нижней ступени, здесь придется подрезать минимальное количество доборов. Каждый ряд должен выходить заподлицо со ступенью, то есть в 275 мм входят:

  • сантиметровый шов раствора;
  • ряд кладки в один кирпич заподлицо с внутренней плоскостью;
  • снова шов раствора
  • ряд в половину стандартного блока.

Мы говорили, что рамки ямы и заходной части не примыкают друг к другу плотно, отступ необходим для заливки армированной полосы заподлицо с полом, обеспечивающей возможность наезда колеса. Рамки соединяются 100 мм гладкими арматурными прутьями. К арматуре на проволоке подвязывается опалубка с сохранением нижнего защитного слоя в 50–60 мм, по бокам зашиваются борта.

Основная технология постройки

После того, как яма вырыта, надо качественно выровнять стенки и дно лопатами. После этого в первую очередь обустраивается пол. Сначала дно засыпается песком слоем примерно равным 20 см. Песок хорошо утрамбовывают, при необходимости поливая водой.

Поверх утрамбованной песчаной подушки укладывается щебень. Его слой не должен быть меньше 10 сантиметров. Щебень так же хорошо утрамбовывается. Сверху щебня укладываются и вяжутся проволокой хлысты металлической или пластиковой арматуры (6-8 мм) вдоль и поперек ямы, образуя квадраты со стороной примерно 150 мм.

Для армирования можно использовать и строительную решетку. Заключительным этапом дно ямы заливается бетоном. Толщина слоя при этом должна быть не менее 80 мм.

Строительные работы

Для начала выполняется разметка с использованием рулетки и маяков. Выкапываем яму. Кстати, не спешите выбрасывать весь грунт на этой стадии земляных работ. Оставьте небольшое количество для того, чтобы засыпать стенки после заливки. Пол вырытого котлована должен быть ровным. После чего на дно насыпают слой щебня с песком и тщательно утрамбовывают.

Необходимо понять, как сделать так, чтобы при пучении грунта зимой и осадке гаража на место весной яма не проломила пол или не образовалось больших щелей между ее стенами и полом гаража. Тут и играет свою роль засыпка из гравия и песка, т. к. она является непучинистым основанием и неким амортизатором при просадке.

Вся работа представляет собой наслаивание одного материала на другой:

  • слой щебня (15 см) закрывается слоем песка (5-7 см), на песок укладывается рубероид. Его края должны закрывать и нижние участки стен (приблизительно 10-15 см).
  • бетонный раствор заливает слой рубероида.
  • на залитый и немного подсохший пол помещают металлическую сетку и заливают ее раствором цемента (это сделает конструкцию крепкой). Слой должен получиться достаточно толстым (6-7 см). Только когда полы в яме основательно схватятся, можно приниматься за стены. На них наносится небольшой слой глины, далее – слой рубероида.

Сборка опалубки и засыпка

Следующим этапом будет сборка опалубки из досок для возведения стен. Когда вы будете ее собирать, обязательно учитывайте расположение полок для инструментов, которые имеются в проекте. Когда опалубка собрана, ее заливают толстыми слоями цемента (35-40 см). Не забудьте утрамбовывать материал в процессе заливки. В каждый слой добавляйте полоску металлической сетки.

Закладная рама устанавливается сверху стен, когда все они полностью вылиты. Чтобы закрепить анкера, можно применять стальные пруты длиною в полметра. Установите раму так, чтобы по краям ямы получились невысокие бордюры. Они будут служить страховкой, чтобы колесо случайно не соскочило с краев ямы.

Когда бетон окончательно схватился, можно приступать к обратной засыпке стен. Грунт нужно как можно лучше утрамбовать, насыпать сверху щебень и с помощью бетона выровнять поверхность с полом. Смотровая яма в гараже своими руками готова.

Проводим освещение Также в конструкцию можно провести освещение, это очень поможет при ремонте автомобиля. Провода следует поместить в гофротрубу, а розетка должна находиться в герметичном корпусе. Лестницу для ямы можно не закреплять – доставать ее по мере необходимости.

Разбор гаражного пола и земляные работы

Вначале необходимо освободить помещение гаража от посторонних предметов, чтобы не создавались помехи в ходе строительства. По заранее определенным размерам размечается участок пола, по углам будущей ямы забиваются колышки и растягивается бечевка.

Выкапывая котлован, почву выносят наружу. Глину не стоит убирать слишком далеко. Она пригодится для уплотнения стенок. После достижения необходимого уровня по глубине, подравниваются стенки, до полного достижения прямолинейности и вертикальности профиля.

Дно тщательно выравнивается, и насыпается подушка из слоев щебня (до десяти сантиметров) и песка (пять сантиметров). Песок утрамбовывается до достижения максимальной плотности, с добавлением воды. Затем настилается гидроизоляционная пленка.

Вентиляция и свет

Предупредить появление плесени и сырости поможет хорошая вентиляция.

Она бывает:

  • вытяжной, для которой в последнем ряду кирпича устанавливают трубу с выходом наружу;
  • приточно-вытяжной, при которой устанавливают еще одну трубу с выходом наружу, но только почти у самого пола.

Для освещения в процессе обустройства ниш подводят электрический провод в защитной резиновой оболочке. Это поможет сделать освещение в яме и облегчить работу мастера.

Входные ступеньки можно выложить из кирпича. Для маленьких котлованов более удобным будет использование обычной лестницы, которую делают из дерева либо металлических уголков.

Для удобства имеет смысл оборудовать вырытый котлован трапом из дерева или прочным табуретом.

Смотровая яма в гараже своими руками облегчит ремонт автомобиля и поможет сэкономить на услугах профессиональных строителей.

Создание базовой конструкции

Если говорить о материалах, то в первую очередь необходимо запастись стальным уголком. Возьмите материал достаточно большого размера, чтобы обеспечить необходимую площадь и жесткость для установки любых выбранных впоследствии систем.

Кроме того, потребуется дисковая пила или угловая шлифовальная машинка для качественного и ровного нарезания сегментов.

Нелишним будет использование сварочного аппарата. Конечно, соединить металл можно и на болтах, однако это потом потребует дополнительных усилий по выравниванию общего уровня.

Кроме того, болтовые соединения способны оставить неприятные торчащие остатки стержней и прочие выступающие элементы. Электросварка в данном случае имеет существенное преимущество благодаря возможности максимально ровного и однослойного соединения металлического периметра смотровой ямы.

Размер самой изготавливаемой рамы полностью соответствует внешнему периметру стен самой ямы. Устанавливаются сегменты таким образом, чтобы обеспечить дополнительную жесткость внешним компонентам, а также создать необходимые условия для установки выбранного типа крышки.

Важным моментом является ориентация уголка. В случае, если вы планируете ставить крышку, рама разворачивается углами вниз.

Осуществить фиксацию конструкции лучше всего с применением анкеров или же дюбилей. Разумеется, для них потребуется сделать соответствующие отверстия в бетоне или кирпиче, зависимо от того, чем выстлана смотровая яма.

Сразу стоит подумать об адекватной защите всех металлических сегментов. Учитывая, что смотровая яма находится в полу и будет поддаваться самым различным негативным воздействиям окружающей среды, включая высокую влажность, желательно сразу же покрыть уголки грунтовкой и краской.

Планирование работы

Лучше всего делать яму еще до постройки гаража. Место при этом вокруг свободно, есть доступ к площадке. Можно даже пригнать технику, чтобы выкопать котлован, это очень сильно облегчит и ускорит рабочий процесс. Нужно учесть несколько важных нюансов:

Ленточный фундамент своими руками: инструкция для начинающих с фотоЛенточный фундамент для дома – бетонная полоса определенного размера, уложенная в установленные углубления под…

  1. Уровень залегания грунтовых вод. Если они залегают близко к поверхности, это существенно усложнит процесс. Во-первых, придется делать очень надежную гидроизоляцию, чтобы не допустить подтопления. Во-вторых, выбрать период, когда грунтовые воды имеют минимальный уровень, тогда можно выкопать яму без риска обрушения стенок.
  2. Ширина смотровой ямы. По ГОСТ стандарт составляет 800-850 мм, это подходит для всех автомобилей, в том числе и компактных. Лучше не делать размер под конкретную модель, так как потом, когда будет другая, может оказаться, что у нее другие габариты, и она не может заехать на яму. А так можно будет чинить и легковую машину, и грузовик.
  3. Длина. Тут нет жестких требований, если исходить из нормативов, то она должна быть на метр длиннее машины, чтобы оставался вход. Минимальный размер равен метру, меньше делать уже нельзя, так как будет мало пространства. Можно сделать и намного длиннее машины, иногда на одной яме становятся два транспортных средства.
  4. Глубина. Удобнее всего работать, если над головой стоящего во весь рост человека остается еще 15 см пространства. Тогда не нужно очень высоко поднимать руки и нет риска постоянно ударяться головой о днище и выступающие элементы. Если яма делается под нескольких человек, нужно выбрать средний показатель роста.

После определения размера смотровой ямы для гаража нужно делать проект. Это несложно, зато существенно упрощает дальнейшую работу, так как на руках будут точные размеры:

Учитывать толщину используемых материалов. Если ширина ямы 800 мм, к ней добавляется толщина стенок и зазор под гидроизоляцию, если стенки снаружи будут дополнительно изолировать глиной. То же самое и с глубиной

Нужно учесть, что на дно насыпается подушка, по ней заливается стяжка, важно рассчитать толщину слоев и добавить все это к планируемому показателю. Продумать конструкцию лестницы

Она должна быть простой и безопасной. Чаще всего используют деревянные или металлические конструкции. Можно залить лестницу из бетона, но она займет полметра пространства, что чаще всего недопустимо в ямах небольшого размера. Еще один вариант – деревянная конструкция с выдвижными ящиками в ступеньках, там можно хранить инструмент. Сделать точный эскиз со всеми параметрами. Не забыть про толщину стяжки на полу в гараже, если она еще не залита. Гаражный пол толстый, и может оказаться, что яма слишком глубокая. Придется делать деревянные щиты из реек и класть на пол, чтобы поднять уровень и обеспечить удобство ремонтных работ. Можно сделать ниши в стенках ямы. В них удобно класть инструмент при работе, но при этом стенки получаются заметно толще. Иногда под полом гаража делают полноценный погреб, но в этом случае конструкция больше похожа на подвал и под нее нужно копать котлован.

Важно!Делать чертеж нужно как можно подробнее. Тогда будет намного проще провести расчеты нужных для работы материалов.. Если нет опыта в строительстве, лучше посмотреть у соседа по гаражу или знакомого уже готовый вариант

Все будет видно наглядно, и многие моменты станут понятны. Заодно можно получить много полезных советов от того, кто уже делал такую работу. Есть много фото на специализированных ресурсах

Если нет опыта в строительстве, лучше посмотреть у соседа по гаражу или знакомого уже готовый вариант. Все будет видно наглядно, и многие моменты станут понятны. Заодно можно получить много полезных советов от того, кто уже делал такую работу. Есть много фото на специализированных ресурсах.

Выводы и полезное видео по теме

Видео-ролик о том, как обустроить вытяжку в гараже и в смотровой яме в частности:

Опыт создания вентиляции в гараже и подвале своими руками:

Чтобы получить ожидаемый эффект, вентиляция в смотровом отсеке гаража должна отвечать правилам установки и целесообразности с экономической точки зрения. Выбор системы следует осуществлять, исходя из специфики постройки, размеров. Только используя эти факторы, удастся не только создать оптимальные условия для обслуживания автомобиля, но и рационально потратить средства.

Хотите поделиться собственным опытом в устройстве воздухообмена в гаражной смотровой яме? Располагаете ценной информацией по теме статьи, которая будет полезна посетителям сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящейся ниже блок форме, задавайте вопросы и публикуйте фото по теме статьи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий