Подготавливаем дверной проем
После предварительной подготовки рабочих инструментов и расчета размеров подготавливают дверной проем, на который будут устанавливать секционные ворота. Людям, которые ранее не работали с проемами, лучше доверить подготовку опытным строителям, которые смогут сделать все качественно.
Затем уровнем проверяют ровность стены в проеме. Если она будет неровной, установить ворота не получится, и поэтому лучше заранее все выровнять. Даже незначительные погрешность в разы усложняют выполнение монтажных работ. Опытные строители могут установить конструкцию и на искривленной поверхности, однако из-за неровностей плотность крепежей будет низкой.
В конце подготовки дверного проема притолока и стенки отделываются защитными уголками из металла.
Виды секционных ворот
С точки зрения интенсивности нагрузки, площади проёма и места установки различают промышленные и бытовые гаражные ворота:
- Бытовые рассчитаны на 6 — 10 циклов спуска-подъёма за день. Их размер коррелирует с габаритами легкового автотранспорта. Вес небольшой створки балансируется пружинами растяжения или торсионной системой. Бытовые ворота устанавливаются в гаражах частных домов и офисов.
- Промышленные выдерживают нагрузку в десятки и сотни циклов открытия—закрытия в сутки. Их размер, как правило, соответствует габаритам грузового автотранспорта, автобусов и спецтехники. Такие ворота устанавливаются при въезде в автопарки и крытые парковки, автомойки и складские ангары, ими перекрываются въезды в промышленные цеха и крытые дебаркадеры торговых центров.
Высота притолоки и конфигурация помещения задаёт ограничения по расположению барабана и направляющих.
С учётом этих параметров выделяют ворота нескольких типов:
Подъём | Высота притолоки* | Расположение барабана* | Расположение направляющих над проёмом |
Низкий | 150 — 280 мм | сзади | горизонтальное или наклонное |
250 — 350 мм | спереди или сзади | ||
Стандартный | 350 — 600 мм | спереди | |
Высокий | 500 мм и выше | внизу или вверху | |
1500 мм и выше | вертикальное |
*конкретные значения зависят от производителя и модели
В случае крайне низкой притолоки при большой высоте проёма есть возможность уменьшить проём, установить фальшь-панель и за счёт этого смонтировать секционные ворота нужной конфигурации.
Когда размер притолоки превышает высоту проёма, створка может двигаться вертикально вверх, направляющие устанавливаются параллельно стене.
Если потолок помещения располагается под углом к стене, направляющие размещаются на подвесах под наклоном к проёму, параллельно потолку.
Типы по способу управления
Управление может быть механическим или автоматическим.
Механический способ
Ручное управление. Механизм крепится к наружной стене гаража. В стандартных моделях имеет две кнопки, которые отвечают за открытие и закрытие. Чтобы поставить автомобиль в гараж, потребуется выходить из нее.
Автоматический
Основное условие подключения и полноценного функционирования ‒ наличие постоянного электрического тока.
Для снятия блокировки требуется получить сигнал с пульта или нажать кнопку на панеле в гараже. При сбоях с электричеством сделать этого не выйдет.
Можно решить эту проблему несколькими способами:
- Установить дополнительный источник электроэнергии. То есть при необходимости подключать резервный аккумулятор. Но этот вариант не годится при низкой температуре. Надежнее будет использовать генератор.
- Заказать в комплект к автоматике механизм ручной разблокировки. Не входит в стандартный набор комплектации. Придется оплачивать отдельно.
- Скомбинировать два предыдущих способа. Так ворота будут работать максимально эффективно и безотказно независимо от наличия электричества.
При монтаже секционных створок можно закрепить автоматику двумя разными методами:
- На потолке. Используется под полотна небольших размеров, в гаражах, рассчитанных на один легковой автомобиль. Фиксируется на потолке на расстоянии 1‒2 м от проема. Трос крепится вверху створки с помощью рычага, что создает тягу. С помощью этого троса дверь открывается.
- Комплектация с навальным приводом приобретается под массивные большие ворота. Двигатель крепится с одной из сторон от торсионного вала. Для бесперебойной работы потребуется поставить надежный цепной механизм. Двигатель силовым воздействием будет приводить в движение вал, и ворота откроются или закроются.
Контроль выполняется с помощью двух устройств (на выбор): пульта или телефона.
С пульта, брелка
Радиус действия сигнала достигает 10 м от гаража, так что управлять можно прямо из автомобиля.
Чтобы радиосигнал не был перехвачен злоумышленниками, рекомендуют его кодировать.
С мобильного телефона
На телефон скачивается специальное приложение, которое работает онлайн. С его помощью получится дистанционно контролировать работу ворот. Похожие программы ставятся и для управления системой видеонаблюдения.
Зачем нужны утепленные ворота для гаража
В первую очередь необходимо вспомнить школьный курс физики. А конкретнее – раздел о теплопроводности. Если гараж полностью состоит из металла, включая крышу, то внутренняя и наружная температура быстро выравнивается. И на его внутренних стенах не появится даже немного инея.
Другое дело, когда гараж отапливается, а створки ворот составляет только голое железо. По законам физики именно они будут иметь в помещении самую высокую теплопроводность. Поэтому, когда внешняя стальная поверхность начинает охлаждаться, возникает разница температур. Теплый воздух, соприкасаясь с холодной внутренней частью створок, начинает конденсироваться на них в виде капелек влаги. Чем сильнее на улице мороз, тем быстрее конденсат превращается в лед.
Если отопление не успевает прогреть металл ворот, то процесс будет только усиливаться. В самом худшем варианте, ворота изнутри могут покрыться ледяной коркой, которая заблокирует створки и запорный механизм. И тогда придется искать способ, как попасть в гараж.
Слабое место ворот – незащищенный металлИсточник ytimg.com
По этой причине некоторые автовладельцы отказываются от теплого гаража. Они убеждены, что отапливаемое помещение наносит непоправимый вред их машине. Потому что, когда автомобиль с мороза попадает на теплую стоянку, то он весь покрывается капельками конденсата. По сути, с ним происходит то же самое, что и с неутепленными гаражными воротами.
Такие люди считают, что сырая машина в теплом помещении быстро начнет ржаветь. А также в скором времени пострадает электрика, поскольку все контакты окислятся. Но такая ситуация возможна только в гараже, в котором полностью отсутствует циркуляция воздуха. Достаточно в помещении грамотно смонтировать вытяжную вентиляцию, и проблема перестанет существовать. Хотя при хорошем отоплении конденсат и сам быстро испаряется.
Конденсат на металлеИсточник legkovmeste.ru
Кроме вышесказанного есть еще одна причина оборудовать теплые ворота для гаража. Многие автовладельцы изначально рассматривают последний только, как стоянку под крышей для своей машины. Со временем они все чаще начинают его посещать. Занимаются небольшим ремонтом, складируют ненужные вещи. А когда оборудуют в гараже мастерскую, то зачастую уже надолго остаются внутри этого помещения.
Можно и не говорить, что холодный гараж, в котором атмосфера просто насыщена влагой, не самое приятное место для времяпровождения. Поэтому начинается запоздалое принятие мер для создания комфортных условий. В помещение проводится отопление, а слабое место (ворота) пытаются утеплить. Причем многие стараются делать это самостоятельно, допуская ряд ошибок, которые значительно снижают эффективность всех принятых мер.
В основном это касается неправильно оборудованной вентиляции. А она выступает важным атрибутом, как жилого, так и технического помещения. Также неверно подбирают материал для утепления. И к тому же умудряются вкривь и вкось смонтировать его.
Грамотная вентиляция в гаражеИсточник stroykirpich.com
В итоге приходится обращаться к профессионалам, чтобы исправить все ошибки. Но куда лучше будет решить все возможные проблемы заранее. И для этого нужно не проводить утепление гаражных ворот, когда уже приспичит, а сразу же установить теплые. Это будет намного эффективнее, а в некоторых особо трудных случаях может выйти даже дешевле.
А чтобы не возникало никаких проблем в будущем, обращаться необходимо только к надежному производителю.
Как качественные ворота сохраняют нужный микроклимат, рассмотрим на примере секционных гаражных ворот Hormann LPU 67.
Плюсы и минусы конструкции
В пользу подъемного механизма для гаражных ворот стоит сказать следующее:
- Для поднятия не нужно много свободного пространства снаружи или внутри помещения. Используется место под потолком.
- Цельное полотно станет надежной защитой от злоумышленников.
- Створка подлежит утеплению разными теплоизоляторами (пенополистиролом, пенопластом, минеральной ватой).
- Допускаются наружная отделка, украшение.
- Изделие получится оснастить автоматикой.
- Возможна установка подъемных полотен не только в одинарных, но и двойных гаражах.
Среди недостатков:
- В открытом виде уменьшается высота проема.
- Монтаж рекомендуется выполнять только в проемы прямоугольной формы.
- Не подлежит частичному ремонту. При повреждении придется менять все полотно.
- Нужно четко соблюдать нагрузку на ворота. Неправильный расчет при выборе готового изделия или при самостоятельном изготовлении приведет к сокращению срока его службы.
Что потребуется для изготовления
Для изготовления рамы створки больше всего подойдут профильные трубы прямоугольного сечения размерами 40*20 и толщиной стенки 2 мм. Для поперечных и продольных лонжеронов также используем профильные трубы, но меньших размеров — а именно 20*20*2 мм, для уменьшения веса конструкции. Для зашивания лицевой и внутренней сторон створки лучше всего подойдёт профильный лист, так как он уже изначально с завода покрыт антикоррозийным составом. Также можно использовать листы оцинкованной жести.
Для направляющих идеально использовать швеллер шириной до 20 см. Размер полки швеллера зависит от ширины используемых роликов в вашем конкретном случае. Коробку, к которой крепится рычажно-пружинный механизм в дверном проёме гаража, можно выполнить из деревянного бруса 100*50 мм. Для этих целей также можно использовать металлический уголок с полкой 50 мм.
Опорно-откатные ролики и рычажно-пружинный покупаются отдельно в магазине, специализирующемся на откатных воротах.
Для теплоизоляции ворот, из соображений цена-качество, целесообразно использовать пенополистирол толщиной 40 мм и плотностью от 15 до 25 кг/м3.
Идеальный проем
Секционные ворота устанавливаются внутри помещения внакладку. Для успешного монтажа проем и пол должны отвечать следующим требованиям:
- Притолока – от 100 мм для ворот с пружинами растяжения и 210-250 мм для ворот с торсионными пружинами. Боковые расстояния – минимум 120 мм. Если притолока и боковые расстояния маленькие, то уменьшите проем или закажите комплект для встроенного монтажа.
- Проем из цельного кирпича, прочного бетона, массива дерева, металлического швеллера.
- Проем из пустотелого кирпича, пеноблоков, газосиликатных блоков и сэндвич-панелей, обрамленный по периметру стальным уголком.
- Притолока и боковые расстояния – в одной плоскости.
- Ровная и гладкая поверхность без сколов, наплывов штукатурки, головок креплений.
- Пространство для монтажа свободно от строительных конструкций, второй перемычки, трубопроводов отопления и вентиляции, других коммуникаций. При наличии препятствий за высоту притолоки считается нижняя их точка.
- Ровный пол с перепадами не более 1 см для плотного прилегания нижнего уплотнителя ворот. При заливке стяжки после установки ворот четко отметить уровень пола и перенастроить привод.
Требования к проему и его подготовка
Установка секционных ворот требует предварительной подготовки проема. Проем во-первых, должен иметь достаточную несущую способность, во-вторых, по сторонам и вверху должно быть достаточно места для установки направляющих, и в третьих, он должен быть ровным. Давайте разбираться по порядку.
Чтобы было понятнее, почему установка секционных ворот возможна только на ровные стены
Несущая способность и способы ее корректировки
Если стены, к которым будут крепится секционные ворота, сложены из полнотелого кирпича, бетона, шлакоблока, даже ракушняка, крепление направляющих возможно. Для этих материалов обычно используют анкера или дюбеля. Хуже, если стены сложены из пустотелого щелевого кирпича, пеноблока. В них тяжелую конструкцию без доработки не поставишь. Придется делать усиление проема. Есть два способа:
- Сделать усиление проема из металлических уголков и крепить систему к ним. Все будет держаться, но затраты высоки.
- Оштукатурить стены и попытаться закрепиться в штукатурный шов. Если что-то пойдет не так, можно еще использовать химические анкера. Этот вариант дешевле, но не самый надежный, так что лучше его не использовать.
К усилению несущей способности стены лучше подойти серьезно и сделать-таки каркас из уголков. Да, это недешево, но ворота ставятся не на один день, и не на один год, так что затраты оправданы.
Способы усиления проема если стены сделаны из щелястого кирпича или пенобетона
Если гараж планируется отапливать, при усилении при помощи уголков, не забудьте под металл положить теплоизоляцию. В данном случае лучше всего подойдет картон из стекловолокна. При малой толщине он имеет хорошо предотвращает утечку тепла.
Если места для монтажа конструкции недостаточно
Бывает и так, что вверху или по бокам не хватает места для установки конструкции. Если слишком мала притолока, есть штатное решение — фальшпанель. Она сделана из того же материала, что и полотно ворот, крепится в проеме к несущей балке. Тем самым уменьшается высота ворот, но появляется возможность установить более удобную в монтаже систему стандартного подъема.
Вот что такое фальшпанель. Она может крепиться по-разному
Бывает и так, что не хватает расстояния не только вверху, но и по бокам. Обычно этой болезнью страдают металлические гаражи.
В металлических гаражах обычно нет ни расстояний сбоку, ни сверху. Надо сварить такой каркас и к нему прикрепить ворота,зазоры заделать и утеплить
Самый удобный метод коррекции размеров проема ворот в том случае — приварить по периметру профилированную трубу требуемого сечения. Сечение выбирается так, чтобы было достаточно места и вверху, и по бокам. Еще вариант — сделать как на фото выше — сделать ворота не на всю ширину гаража.
Выравнивание проема и потолка
Кроме несущей способности и параметрам проема, необходимо проверить, чтобы его поверхность была ровной и гладкой. Также должны быть выровнены стены вокруг проема и две полосы на потолке. К ним будет крепиться система направляющих, все они должны быть ровными, и лежать в одной плоскости.
Требования к проему для установки секционных ворот
Минимальная ширина полосы, на которой не должно быть отклонений — 210 мм. Это при монтаже стандартной комплектации и стандартного подъема. Для других систем требуется чуть больше. Так что можно вывести сразу около 300 мм. Точно не ошибетесь.
Для выравнивания стен из бетона, кирпича, строительных блоков используют штукатурку по маякам. Поверхность проверяют во всех плоскостях. Установка секционных ворот начинается после того, как штукатурный раствор высохнет.
Работы по регулировке
Чтобы ворота правильно функционировали, придется заранее отрегулировать натяжение тросов. Регулировочные работы проводятся в такой последовательности:
- Фиксация кронштейнов, установленных в нижней части ворот.
- Закрепление шпонки на полотне.
- Ставим ручку вала и поворачиваем ее, пока тросы не перестанут провисать. Для обеспечения оптимального уровня натяжения достаточно провернуть вал 2-3 раза.
После выполнения перечисленных действий тросы хорошо натянутся, и вороты будут правильно работать. Работы по регулировке тросов необходимо периодически повторять, так как со временем их натяжение может ослабнуть.