Расходные материалы и инструменты
Ворота из профнастила, фото которых можно увидеть в статье, могут иметь разнообразную конструкцию и оснащаться калиткой. При желании их можно украсить элементами ковки и вскрыть лакокрасочным покрытием в тон забору. При этом желательно продумать, как будет выглядеть готовая конструкция, и разработать чертёж, в котором указать все параметры ворот. Тогда будет проще понять, какие инструменты и материалы потребуются для изготовления заградительной конструкции своими руками:
- профлисты для створок и трубы для опор;
- уголки или трубы для создания рёбер жёсткости;
- профилированная труба или металлический квадрат для каркаса;
- грунтовка и лакокрасочные материалы;
- затворы или замковый механизм.
Из инструментов нужно подготовить следующие:
- капроновый строительный шнур;
- сварочный аппарат;
- молот;
- электродрель и шуруповёрт;
- электроболгарка;
- ножницы для резки металла.
В процессе планировки конструкции ворот для изготовления своими руками особого внимания заслуживают её размеры и наличие или отсутствие калитки. Большие створки значительно увеличивают вес всей заградительной конструкции и поэтому рама должна изготавливаться из усиленных материалов.
Почему профнастил
Вы когда-нибудь видели участок с забором, но без ворот? Редкое зрелище, да? Ну а теперь представьте усадьбу с воротами, но без забора…
А между тем по планам моего хорошего друга, застройка приобретенных им соток должна была начаться именно с ворот! О логике подобного решения меня прошу не спрашивать. Николай — парень неординарный и какое-нибудь адекватное объяснение некоторых его поступков искать бессмысленно.
Я просто был поставлен перед фактом, и от меня не желали слышать рассуждения о рациональности подобного решения, а лишь попросили о дружеской помощи, на что я собственно и подписался.
И первым с чем предстояло помочь, так это с выбором исходных материалов.
Я посоветовал изготовить распашные ворота из профлиста по металлическому каркасу (могут быть ворота и с деревянным каркасом).
Аргументация была донельзя проста и убедительна.
- Во-первых, это самый простой в изготовлении вид ворот, который можно собрать даже не обладая солидным строительным опытом.
- Во-вторых, такие конструкции сравнительно недороги. И если не использовать при их изготовлении художественную ковку – обойдутся не дороже деревянных.
- В-третьих, обсуждаемые металлические изделия относятся к разряду легких и не требуют для установки тяжелого фундамента. Иные умельцы и вовсе пытаются без такового обойтись, что, однако, недопустимо.
- Ну, и наконец, в-четвертых, ворота из профнастила послужат не один и не два года, сохраняя свой первозданный вид и не требуя при этом тщательного ухода.
К недостаткам же можно отнести ну разве что показную бюджетность и небольшую сопротивляемость механическим повреждениям. И в правду, волны профнастла легко примять или поцарапать, но с другой стороны, их же нетрудно и заменить.
Рама для ворот из профлиста своими руками
Чтобы правильно создать каркас для ворот из профлиста с калиткой, нужно ознакомиться с чертежами сборки металлической конструкции и придерживаться определённой последовательности проведения работ своими руками.
- В соответствии с размерами, указанными в чертеже металлическая труба нарезается под углом в 45°.
- Рама складывается на ровной поверхности и прихватывается сваркой.
- Выполняется проверка внутренних размеров, и сравниваются диагонали полученного каркаса.
- После внесения корректировок каркас обваривается окончательно.
- В одной створке, где не предусмотрена калитка, внутри каркаса привариваются уголки для усиления.
- В другой створке собирается специальный проём, к которому будет прикрепляться дверь калитки.
- После подготовки проёма для калитки, собирают дверь. По готовым размерам собирается каркас калитки прямоугольной формы.
- Жёсткость двери калитки желательно делать на одном уровне с рёбрами на створке.
- Для придания дополнительной жёсткости конструкции в её углах привариваются металлические треугольники – «косынки».
- К каркасу привариваются две поперечины.
- Согласно составленному чертежу на свои места привариваются навесы и засовы.
- Окалину после сварки шлифуют, грунтуют и всю конструкцию красят.
Если остались вопросы о том, как сварить распашную конструкцию ворот из профлиста, можно просмотреть видео. Плюс ко всему существует способ сборки без использования сварочного аппарата с помощью крепёжных элементов.
Ворота из профлиста – плюсы и минусы
Самой популярной моделью ворот считается металлическая распашная конструкция, представленная на фото, которая открывается на обе стороны. При этом для обшивки каркаса используют крашеный профнастил, который можно украсить элементами ковки. Полы оградительной системы имеют облегчённую конструкцию с калиткой, расположенной, по соседству. Такая разновидность ворот получила популярность в домах частного сектора.
Такая популярность была достигнута большим эксплуатационным ресурсом изделия без необходимости проведения регулярных ремонтов в отличие от деревянных аналогов. Современные модели ворот из профлиста часто дополняются автоматической системой открывания, что очень удобно. При этом профилированный лист, используемый для изготовления ограждений, имеет целый ряд следующих преимуществ:
- сравнительно невысокая стоимость профлиста;
- простой процесс изготовления и установки ворот, как с калиткой, так и без неё;
- длительный эксплуатационный ресурс и простота в уходе;
- многофункциональность материала;
- привлекательный внешний вид окрашенного профнастила.
Если рассматривать недостатки такого материала, то хочется выделить следующие проблемы:
- для открывания распашной конструкции ворот нужно большое свободное пространство вокруг оградительной конструкции;
- из-за большой площади створок ворот на них действует повышенная ветровая нагрузка, которую необходимо учитывать в зависимости от региона, в котором устанавливается заграждение.
Но всё-таки достоинства распашной конструкции ворот с калиткой, приведённые на фото перечёркивают незначительные недостатки такого изделия. Тем более что проблемы не столь критичны и их, можно устранить в процессе проведения монтажных работ своими руками. А как стало известно из практики, ворота из профлиста являются самыми надёжными среди подобных конструкций.
Способы усилить ворота из профнастила
Есть несколько способов произвести усиление конструкции ворот из профнастила своими руками:
- Наварить уголок для жесткости.
Возможные варианты приварки для упрочнения каркаса ворот.
Этот вариант уместен при малой ширине створок (до полутора метров каждая). Уголок можно взять в виде угловой перемычки (распорки) или сплошной (косынки). Чем ближе к центру створки будет перемычка, тем большую жесткость она обеспечит.
- Сделать раму внутри каркаса или над ним.
В первом случае в каркас надо поместить заготовки с меньшим сечением, после чего прихватить их сваркой с шагом около 200 мм. Нецелесообразно применять сплошной шов, так как это может привести к деформации конструкции из-за нагрева.
Во втором случае над каркасом аккуратно наваривают трубу с меньшим сечением.
- Установить поперечные или диагональные перемычки.
Когда ширина калитки невелика, в нее достаточно установить всего одну перемычку, перпендикулярную длинным элементам рамы. Однако, в створках, учитывая их ширину, стоит использовать перемычку, размещенную по диагонали.
Сварная конструкция
Каркас ворот из профильной трубы чаще всего выполняется при помощи сварки. Основные этапы работы:
- нарезка заготовок согласно размерам чертежа;
- зачистка участков среза;
- сортировка заготовок по типам и размерам;
- закрепление опорных столбов;
- раскладка заготовок на ровной поверхности;
- на угловые соединения необходимо приложить косынку, чтобы крайние рамки совпали;
- сварка металлоконструкции;
- крепление поворотных петель к опорным стойкам;
- обработка швов, чтобы обеспечить конструкции безопасность и привлекательный внешний вид;
- навешивание полотна ворот на петли;
- обработка ворот грунтовкой для их защиты от коррозии;
- нанесение финишной эмали;
- крепления профлиста при помощи саморезов;
- установка замков, задвижек и стопорных элементов.
Сварные ворота из профильной трубы своими руками отличаются высоким показателем прочности и долговечности, поэтому при наличии навыков работы со сварочным оборудованием рекомендуется использовать именно этот метод производства ворот.
Установка вертикальных опор
В первую очередь размечают участок под ворота. Отмечаются места, где будут установлены вертикальные опоры. Если ворота будут устанавливаться одновременно с калиткой, то таких мест будет три. После этого следует выкопать ямы с диаметром, превышающем диаметр столбов. Обычно диаметр ямы 25-30 см. Глубина ямы должны равна 1/3 высоты наземной части столба.
Выбирая высоту столбов следует учитывать тот факт, что высота створок на 35-40 см. ниже высоты столбов. После установки всей конструкции данный запас может быть использован хозяином для установки на ворота декоративных элементов.
Дно подготовленных ям засыпаются слоем щебенки, приблизительно 10-15 см. и тщательно утрамбовывается. После этого в углубления вставляются опорные стойки, после чего заливаются бетонным раствором. В процессе работ по установке столбов необходимо следить, чтобы они были установлены строго вертикально.
Чтобы в процессе высыхания бетона стойки не отклонились, можно соединить их временной планкой с помощью сварки. Когда бетон полностью высохнет, как правило, через 2-3 дня, данная планка убирается.
Выбор материала, фурнитуры в зависимости от веса ворот
Поскольку обшивать створки придется профнастилом, необходимо обращать внимание на качество листов, цвет, форму профиля. Рекомендации по выбору профлиста для забора
Петли берутся с подшипником. Стандартное количество ‒ 4 штуки. Их грамотный крепеж ‒ залог длительного срока службы ворот.
В зависимости от веса конструкции бывают нескольких типов:
- Сквозные. Способны выдерживать предельную нагрузку до 200 кг.
- Цилиндрические. Предназначены под нагрузку до 400 кг.
- Усиленные цилиндрические. Выдерживают вес до 600 кг.
- Накладные трехсекционные. Подойдут для тяжелых массивных створок весом свыше 600 кг.
Помимо профнастила, петель для изготовления потребуются:
- металлические профильные трубы под столбы, каркас;
- саморезы либо заклепки для фиксации листов;
- уголки для усиления рамки;
- лист из металла для косынок (по желанию хозяев);
- антикоррозийное средство (грунтовка или краска);
- фурнитура (замок, нижние фиксаторы);
- декоративные кованые элементы (не обязательны).
Определение размеров ворот
Принятая ширина распашных конструкций зависит от габаритных размеров автомобиля, который будет через них проезжать. К этому размеру необходимо прибавить 1200-1500 мм, чтобы упростить возможность въезда с поворотом со стороны улицы, или 800-900 мм, если перед воротами есть прямой подъездной участок дороги.
Кроме этого нужно учитывать ширину профилированного листа, что позволит сократить количество обрезков и металлических отходов при изготовлении ворот до минимума.
Габаритные размеры большинства моделей легковых автомобилей не превышают 2000 мм, в среднем это 1700-1900 мм. На основании этого можно сказать, что оптимальная ширина распашных ворот находится в пределах 4000-4500 мм с учетом габаритных размеров опорных столбов. Удобная для прохода людей ширина калитки обычно принимается равной 1200 мм.
Высота распашных ворот зависит от длины профилированного листа, которая в стандартном исполнении равна 2000 мм. При добавлении к этой величине зазора между створками и землей получаем высоту в пределах 2150-2250 мм. Приподнятое положение над поверхностью земли необходимо для возможности открытия при наличии наледи или снега зимой.
Чертеж ворот из профнастила.
Распашные ворота
Распашные ворота, пожалуй, один из самых древних видов ворот – их можно наблюдать и по сей день в старинных замках и прочих достопримечательностях. Фактически, это конструкция, состоящая из двух раскрывающихся створок – простая, эффективная, прочная. Благодаря своей простоте и функциональности, эта модель и остается востребованной уже многие столетия.
Конечно, в настоящее время эта система обросла многими удобными для потребителя нюансами. Ворота могут быть автоматическими или с ручным управлением, могут быть оснащены калиткой, фотоэлементами, предотвращающими случайное закрывание, и тому подобное, а выбор материала для их изготовления просто поражает своим ассортиментом.
Распашные ворота состоят из опорных столбов, на которые, собственно и навешиваются створки ворот. Отдельный вопрос о дополнительном оснащении автоматикой и датчиками движения – не всегда в них есть острая необходимость, плюс такие удобства некоторым образом повышают общую стоимость конструкции.
Основные виды
С учетом того, как створка будет открываться, ворота для забора из профнастила делятся на два вида: раздвижные либо распашные. Каждая конструкция из профлиста имеет достоинства и недостатки.
Распашные конструкции из профлиста
Этот вид воротных конструкций из профлиста самый простой для монтажа своими руками. Распашные изделия имеют два несущих столба, куда крепятся створки, оцинкованные металлическим листом.
Вариант ворот и калитки
Установленные гаражные воротные системы можно сделать с открытием вручную либо оборудовать автоматикой. Причем встраивать электрический привод можно для створок изделий любого размера.
Самодельные распашные воротные системы просты в монтаже, но есть один недостаток – требуется пространство, чтобы открыть створки в гараж.
Откатные системы
Наиболее удобными в эксплуатации являются откатные конструкции из профлиста. Их устройство сделано так, что полотно во время открывания отъезжает в сторону, что значительно экономит место.
Откатные ворота
Помимо этого, после монтажа раздвижной конструкции из профлиста отпадает надобность очищать территорию от снега, чтобы открыть створку зимой. Но, невзирая на множество преимуществ, есть определенные недостатки:
- для установки воротной системы потребуется покупка некоторых дополнительных комплектующих элементов для монтажа;
- заливка фундамента производится по более сложной схеме;
- стоимость этих воротных систем из профнастила намного дороже.
Такие воротные системы чаще всего оборудуют автоматикой. Открывать вручную конструкцию ворот из профлиста очень сложно.
Схема движения створки
Складные конструкции из профлиста
Воротная система представляет собой вертикальные створки, соединяющиеся друг с другом и работающие по принципу «гармошки». Створка перемещается на роликах по направляющим вверх. Воротные системы небольшие по размерам, поэтому могут устанавливаться в любой части проема. Но такая конструкция является не очень надежной.
Декоративные изделия
Эти воротные конструкции, как правило, декорируют аркой, разными элементами ковки. Чтобы соорудить красивую модель с художественными элементами декора, необязательно иметь кузнечный опыт и уметь ковать. Все можно купить в магазинах. Для установки кованых деталей необходимы лишь навыки сварщика.
Красивое фото конструкции ворот из профлиста можно посмотреть ниже.
Вариант с ковкой
Недостатки профлиста
Несмотря на все перечисленные выше плюсы, есть у профлиста и недостаток, который нужно учесть перед началом строительства. Данный материал склонен к образованию вмятин, что проявляется особенно сильно, если выбраны слишком тонкие листы. Поэтому, для создания долговечной и прочной конструкции, на толщине профлиста лучше не экономить.
Еще один минус – повышенная уязвимость материала в местах расположения крепежей и швов, соединяющих части листа. Там может образовываться ржавчина, ухудшающая прочностные характеристики конструкции. Для уменьшения риска ржавления, стоит приобретать листы такого размера, чтобы на створках ворот не приходилось делать соединительные швы.