Качественное утепление и особенности утепления гаража из профнастила
Достоинства сборных конструкций в том, что их можно устанавливать практически на любой площадке, даже без устройства ленты фундамента. С одной стороны это хорошо, так как позволяет построить красивый и надежный гараж за один день. Но есть важные нюансы, которые обязательно надо учитывать еще на стадии строительства гаража из этого материала:
Для утепления такой конструкции достаточно поставить уплотнители на ворота и тщательно герметизировать все движущиеся детали (петли, периметр ворот и места прилегания створок)
Современные сборные гаражи из листов профнастила с утеплителем, который размещен внутри намного удобней, но и стоят дороже. Для утепления такой конструкции достаточно поставить уплотнители на ворота и тщательно герметизировать все движущиеся детали (петли, периметр ворот и места прилегания створок).
Особенности выбора утеплителя
Для теплоизоляции такой конструкции гаража можно выбрать следующие материалы:
пенопласт – недорогой и легкий материал, монтаж которого можно выполнить быстро и просто. Толщину листа пенополистирола выбирают в зависимости от климата региона, для юга достаточно 20 мм толщины, а для северных районов – минимум 40 мм. Материал имеет средний класс пожарной безопасности, поэтому необходима дополнительная финишная защитная отделка – штукатурка, плиты ОСБ.
минеральная вата – негорючий теплый материал, для утепления листов профнастила лучше выбирать минеральную базальтовую вату в плитах с фольгированным теплоотражающим слоем. Минус минеральной ваты – при намокании она теряет свои изоляционные свойства, поэтому обязательно выполнить качественную гидроизоляцию и устранить все мостики холода.
напыляемый пенополиуретан – создает полностью герметичное прочное изоляционное покрытие, устойчивое к действию влаги, перепадов температур и плесневым грибкам. Единственный минус материала – стоит дорого, но для утепления ворот гаража – это идеальное решение; подложка для линолеума из полиэтилена с фольгированным покрытием – легкий, прочный и надежный материал для утепления, можно монтировать своими руками на любой универсальный водостойкий клей прямо к стене
Стоит материал недешево, но гарантирует удобную и быструю теплоизоляцию гаража.
Бюджетный и надежный популярный материал для гаражей из профнастила – пенопласт и минеральная вата. Если правильно выполнить монтаж, соблюдая технологию теплоизоляции, то можно сократить до нуля потери тепла в гараже.
Теплоизоляция стен и крыши
Внутреннее утепление гаража
Выстроенный гараж из профнастила летом будет жаркий, а зимой холодный. По завершению строительства металлоконструкции, ее нужно утеплить. Проще и дешевле на стенах, потолке, а также воротах закрепить обрешетку из оцинкованного профиля. Внутрь ячеек укладывают базальтовые или стекловатные плиты. Неплохо подойдет в качестве утеплителя экструдированный пенополистирол. Теплоизоляцию закрывают гидроизоляцией, после чего крепят облицовку из фанеры или вагонки.
Отлично в качестве теплоизоляции подходит жидкий пенополиуретан. Застывшая масса образует монолитное покрытие. Недостатком считается дороговизна метода и необходимость специального оборудования.
Гараж из профлиста
Достоинством металлических гаражей считается их дешевизна. Например, под заказ можно купить готовую конструкцию размером 5х3 м с односкатной крышей за 33 тыс. рублей. Гараж с двухскатной крышей размером 6х5 м обойдется около 87 тыс. рублей. Недостатком считается слабая защита от злоумышленников. Профлист легко можно разрезать ножницами по металлу, чтобы проникнуть внутрь гаража.
Утепление
Утеплять гараж из профлиста стоит только в случае, если его будете отапливать. При этом стоит знать, что при правильном утеплении у вас «съедается» приличная площадь — на сам утеплитель, вентзазор и внутреннюю обшивку уйдет 7-10 см. Для утепления используют, как правило, два материала — базальтовую вату в жестких матах или пенополиуретан (пенопласт).
Как утеплить минеральной ватой
Для монтажа минеральной ваты требуется обрешетка — плиты хоть и жесткие, но сами стоять не могут, им требуется опора. Собирается обрешетка из досок шириной, равной толщине утеплителя или из оцинкованного профиля с такой же полочкой. Крепится к каркасу с шагом на 2-3 см меньше ширины мата. При таком шаге утеплитель становится враспор, стоит прочно и дополнительной фиксации не требует. Но для надежности его все-таки надо закрепить специальными «саморезвами- зонтиками», которые вкручивают в трубы/уголки обвязки.
Собран каркас из оцинкованного профиля, установлены плиты минваты
После монтажа утеплителя, из планок толщиной 3 см набивается контр-обрешетка. Ее направление перпендикулярно планкам обрешетки. Эти три сантиметра — вентзазор, который необходим для выведения влаги, которая будет накапливаться в утеплителе (конденсат, который возникает из-за разности температур в помещении и на улице). Без вентзазора минеральная вата не «проживет» и сезона. Если она напитается влаги, а потом замерзает, после разморозки может просто рассыпаться. А так как гараж обычно топится от случая к случаю, то нескольких таких заморозок более чем достаточно. Потому или используйте другой материал, или делайте зазор для вентиляции.
Чтобы закрыть минеральную вату от повышенной важности, что иногда бывает внутри гаража, поверх контробрешетки настилается пароизоляционная мембрана. Она должна препятствовать попаданию влаги из помещения, но не мешать ей выходить из утеплителя. При монтаже пароизоляции, ее стараются сделать герметичной
Для этого одно полотно заходит на другое не менее чем на 10 см, стыки проклеиваются двусторонним скотчем. Крепится пароизоляция к обрешетке планками (на гвозди, саморезы или скобы)
При монтаже пароизоляции, ее стараются сделать герметичной. Для этого одно полотно заходит на другое не менее чем на 10 см, стыки проклеиваются двусторонним скотчем. Крепится пароизоляция к обрешетке планками (на гвозди, саморезы или скобы).
Раскатывается пароизоляционная мембрана
Поверх всего этого пирога набивается внутренняя обшивка. Очень это влагостойкая фанера или ОСБ, но можно использовать и другие листовые материалы — ГВЛ, ГСП и другие. Последние даже предпочтительнее, так как не горят.
Использование пенопласта
Сам по себе пенопласт как утеплитель неплох, но не в этом случае. Гараж из профлиста будет нагреваться летом до солидных температур, а нагретый пенопласт выделяет вредные для здоровья вещества. Это — один минус. Второй — непонятно как его крепить. Обычно крепят к стене саморезами с большими пластиковыми шляпками — зонтиками, но в с профнастилом такой способ не подходит — не будете же его дырявить.
Как закрепить пенопласт на профлисте
Есть вариант — установить на герметик или монтажную пену. Монтажная пена хорошо фиксирует, но гигроскопична. Без наличия вентзазора, напитавшись влагой, она станет отличным рассадником для плесени, грибков, насекомых.
Герметик негигрокоспичен, но дорог, ведь требуется состав с возможностью эксплуатации в широком температурном диапазоне. Надо чтобы он был морозостойкий и переносил нагрев до значительных температур.
Сделать обрешетку и вставить в нее пенопласт
Еще вариант — сделать обрешетку из оцинкованного профиля. Ее шаг — 1 метр, так как таков стандартный размер пенопластового блока. В этом случае их можно вставить и прикрепить к обрешетке.
Все более популярным становится утепление при помощи вспененного полиуретана, наносимого из аппарата сплошным слоем. Никаких проблем с креплением в этом случае не возникает, но услуги эти платные — требуется специальное оборудование. Зато никакой мороки с монтажом.
Утепление ППУ — вспененным пенополиуретаном
В общем, это все о том, как сделать гараж из профнастила своими руками. Есть еще множество моментов и нюансов, но они по большей части индивидуальны. О том, как сделать пол в гараже читайте тут, а чем покрыть бетонный пол описано тут.
Выбираем профнастил для гаража
Удобство технологии возведения сборных быстровозводимых зданий из профилированного металлического оцинкованного лист позволяет использовать практически все виды представленных на рынке профилированных листов.
Однако для того чтобы получить наилучший результат следует обратить внимание:
- на вес материала – ведь несмотря на довольно легкий вес листов, использование листов толщиной свыше 1,8 мм, не годится для крыши;
- качество обработки и защитного покрытия – стандартные листы должны иметь стандартные размеры и правильную геометрию, без деформированных участков, с одинаковым защитным покрытием по всей площади.
При выборе материала у поставщика необходимо также уточнить возможность заказа материала уже подогнанного по размеру, такая услуга во много позволит сэкономить не только время, но и средства ведь подгонка отдельных элементов обшивки может составлять до 20% времени на монтаж самого объекта.
Таким образом, учитывая особенности возведения подобных зданий и их последующей эксплуатации, при выборе профилированного листа наружной обшивки лучшим вариантом будет:
- окрашенный оцинкованный профилированный лист;
- лист, имеющий небольшую высоту волны;
- материал толщиной 1,2–2,0 мм для обшивки наружных боковых стен и задней стенки, металл толщиной 1,5-2,2 мм для ворот сооружения, потому что именно ворота чаще всего в данном виде построек подвергаются различным деформациям, и наконец, лист с большей волной и толщиной 0,7-1,2 мм для устройства крыши.
Выбор места для гаража
Одним из наиболее дельных советов по выбору места для постройки гаража будет учет опыта вождения автомобилем. Достаточно большой опыт владения водительскими навыками позволит разместить строение в любом мало-мальски пригодном для этого месте.
Ну а если опыта недостаточно, то следует учитывать:
- форму подъездного пути к гаражу;
- наличие крутых поворотов и спусков в непосредственной близости к воротам;
- наличие на предполагаемом участке размещения инженерных коммуникаций – кабельных линий, канализационных коллекторов, магистралей водопроводов;
- наличие над местом высоковольтных линий электропередач;
- размещение деревьев;
- наличие других построек.
Кроме этого, для создания минимального комфорта и удобства проведения ежедневного технического обслуживания автомобиля нужно рассмотреть возможность прокладки в гараж электричества стационарной сети в 220 вольт.
Ондулин, устройство и характеристики
Крыша из ондулина
Ондулин представляет собой современный вариант шифера, который известен ещё под названием «еврошифер» из-за внешней схожести со знаменитым предшественником. Он также имеет волнистую форму листа, но изготовлен из органических волокон, пропитанных битумом при высокой температуре и под большим давлением. За счёт такой технологии изготовления ондулин приобретает необходимую прочность и водоотталкивающие свойства.
В отличие от шифера ондулин не содержит асбеста и других экологически вредных веществ. В процессе производства в его добавляются минеральные красители, поэтому он может иметь широкий выбор цветового оформления. Наиболее распространены 4 цвета – красный, зелёный, коричневый и чёрный. Так как процесс окрашивания производится до пропитки смолой, то цвет листов получается устойчивым к внешним воздействиям, однако под длительным воздействием солнечных лучей он может постепенно выгорать и становится менее насыщенным.
Если шифер не гнётся и при значительных усилиях на изгиб сразу ломается, то ондулин относится к гибким материалам, допускает изгиб в определённых пределах и обладает упругостью, что позволяет с успехом применять его для перекрытия кровли со сложным рельефом и ремонта старых крыш. Прочность листов ондулина достаточно высока и выдерживает нагрузку до 960кгс/м2.
Выпускается он в листах размерами 2х0,95м или 2х1,25м толщиной в 3мм. Вес одного листа лежит в пределах 6-8,4кг, в то время как лист асбестоцементного шифера весит 25кг. Волнообразные изгибы листа имеют высоту 36мм. Ондулин обладает хорошими тепло и шумоизоляционными свойствами, шум дождя или града ослабляется на 40дБ. Материал устойчив и к термическому воздействию, он сохраняет свои физические свойства до температуры 1100С и выдерживает до 25 циклов замораживания и оттаивания.
Видео: Ондулин или профнастил: преимущества и недостатки
https://youtube.com/watch?v=S_GvNeiyN0w
Основные плюсы и минусы ондулина
К достоинствам материала относятся:
- невысокая стоимость;
- небольшой вес;
- лёгкость монтажа и обработки листов;
- долговечность материала;
- экологическая безопасность;
- гибкость и упругость материала, позволяющая применять его для перекрытия криволинейных скатов;
- отсутствие окисления и устойчивость к гниению, образованию грибков, действию агрессивных химических веществ;
- тепло и шумоизоляционные качества.
Недостатками материала можно считать:
- способность поддерживать горение;
- изменение цвета под воздействием солнца;
- размягчение и затвердевание ондулина под действием температуры, что не позволяет проводить ремонт в условиях жаркого лета или морозной зимы;
- шероховатая поверхность, затрудняющая самопроизвольное скатывание снега и требующая формирование большого уклона крыши;
- невысокая жёсткость материала, листы под действием высокой механической нагрузки могут прогибаться и деформироваться, поэтому обрешётка должна быть частой и с большим уклоном.
Особенности монтажа ондулина
За счёт того, что ондулин обладает небольшим весом, гибкостью и может распиливаться обычной ножовкой, монтаж листов не вызывает особых сложностей. На кровлю следует использовать более широкие листы для уменьшения количества стыков и перекрытий. Крепятся листы к металлической обрешётке саморезами, а к деревянной обрешётке кровельными гвоздями со специальной резиновой прокладкой, обеспечивающей герметичность отверстий и необходимый тепловой зазор.
Видео: Монтаж Ондулина — видео инструкция
Укладка листов производится внахлёст с перекрытием 10-20см по высоте и в одну волну по ширине
Для обеспечения высокого качества кровли из ондулина и долгого срока службы (до 50 лет) важно соблюдать особые требования по укладке листов:
- монтаж проводить при температуре не ниже -50С и не выше +30С;
- при монтаже не наступать на уложенные листы, в крайних случаях наступать на выступающие гребни мягкой обувью;
- наклон крыши должен быть не менее 120 с шагом обрешётки не более 45см. При уклоне свыше 150 шаг обрешётки можно увеличить до 60см;
- расход гвоздей на 1 лист должен составлять 20 шт, что обеспечит ветроустойчивость кровли;
- строго соблюдать линейность стыков по вертикали и горизонтали, обеспечивая ровную укладку листов.
Строим гараж своими руками
Перед покупкой материалов и началом работ необходимо найти и расчистить площадку для будущего строения и составить подробный чертёж.
Выбор и подготовка места
При выборе площадки для строительства гаража нужно руководствоваться целесообразностью и удобством. Если какое-то место более подходит для строительства бани или беседки, для гаража можно подобрать другой участок. Основное требование — отсутствие препятствий к выезду автомобиля.
В идеале линия ворот гаража должна располагаться на одном уровне с линией забора. Это гарантирует беспрепятственный выезд автомобиля на улицу и позволяет не ставить на этом участке ограду.
В целях экономии гараж из металлопрофиля можно пристроить к существующему зданию. В таком случае можно не строить одну из стен, но из-за повышенной шумопроводимости материала пристройку не нужно устанавливать рядом с жилым домом.
Выбранная местность очищается от мусора и зарослей и размечается с помощью колышков, арматуры и верёвки, которая будет указывать размещение всех сторон будущего гаража.
Составление чертежа
Создание чертежа с указанием всех размеров и материалов не является обязательным условием возведения гаража, однако очень полезно людям, не имеющим опыта работы в строительстве.
В чертеже можно указывать все размеры и характеристики будущего строения, включая уклон крыши и высоту пола. Стандартные параметры гаража для одной машины следующие:
- Длина строения — 6 метров.
- Ширина — 3 метра.
- Высота стен — 2 метра. Ещё полметра или немного больше приходится на крышу.
В чертеже указываются все детали, их размещение и размеры
При создании чертежа и строительстве нужно помнить, что часть внутреннего пространства заберут изолирующие материалы.
Для небольших мобильных гаражей достаточно будет составить чертёж самой «коробки». Он состоит из двух схем:
- Чертёж каркаса здания.
- Чертёж зашивки.
В случае, если возводится стационарное строение, устанавливаемое на постоянное место, могут добавляться также чертежи фундамента и смотровой ямы.
Проект может включать несколько чертежей с разных точек
Как изготавливаются элементы профнастила?
Профнастил – это совокупность профилированных листов стали, каждый из которых проходит через прокатный стан, где получает требуемую форму. Листовой металл может быть с оцинкованным иили декоративным покрытием. А процесс производства профнастила может включать как горячую, так и холодную обработку сырья.
Марки профлиста
Маркировка и размеры профлистов.
На рынке существует более дюжины моделей листов для профнастила и еще большее количество их модификаций, в зависимости от страны, в которой они производятся. И не каждая подойдет именно для того, чтобы сделать крышу гаража. К примеру, марка С-8 предназначена для декоративной обшивки стен, а RN-20 – для выполнения ограждений, строительных заборов и др.
Чтобы покрыть гараж, нужно выбирать изделия с маркировкой «Н» или «НС», которые годны для настила или для настила и стеновых покрытий (соответственно)
Также нужно обратить внимание на цифру после буквенного обозначения. Она означает высоту профиля (выраженную в миллиметрах)
Чем больше цифра, тем большую нагрузку может выдержать лист. Поэтому для формирования кровли допускается использование марок серии «С» с большой высотой профиля. Если Вы желаете, чтобы крыша не пропускала воду в местах соединений листов, то нужно брать листы с дополнительной аббревиатурой “R”, указывающей на наличие специальной капиллярной канавки.
Выбор площадки и устройство фундамента для гаража из профлиста
Постройка гаража из профнастила в черте городской застройки или на территории автогаражного кооператива не предполагает особой возможности выбирать место строительства — количество доступных вариантов, как правило, строго ограничено. Однако если вы собираетесь построить гараж из профнастила на загородном или дачном участке, то вопрос выбора места для него становится весьма актуальным.
Гараж стоит располагать поближе к въездным воротам, чтобы не пришлось бетонировать очень длинную подъездную дорожку. При этом не стоит устанавливать его таким образом, чтобы двери гаража открывались сразу на улицу — такой вариант сильно снизит безопасность и надежность.
Выбрав место для расположения гаража, приступаем к устройству фундаментов. Они могут быть ленточными по всему периметру или монтироваться только в местах установки угловых вертикальных стоек.
Если в гараже не планируется устройство смотровой ямы, лучше всего выполнить из бетона монолитную плиту, по размеру большую периметра гаража на 0,5 м в каждую сторону. Таким образом, сразу решается вопрос устройства фундаментов, пола в гараже и отмостки вокруг него.
Если же вам нужна смотровая яма, то перед тем, как сделать гараж из профнастила, необходимо ее выкопать и забетонировать. В качестве съемной опалубки можно использовать тот же профлист, но с очень маленькой высотой волны. Только после этого можно заливать плиту.
Наконец, последний вариант — это столбчатый фундамент. Он дешевле всего и хорошо подойдет для модульных гаражей. Для его создания необходимо выкопать ямы для каждой опоры гаража глубиной на 10 см большей, чем глубина промерзания грунта в вашей местности. Затем следует сделать небольшую песчаную подушку, заложить в яму арматуру и залить бетоном.
Главное преимущество столбчатого фундамента — отсутствие необходимости заливать бетонную плиту под гараж, следовательно, он дешевле в изготовлении. Достаточно перед тем, как построить гараж из профлиста, уложить в месте его установки обычную тротуарную плитку.
После затвердевания бетона смело можно приступать к сборке каркаса гаража.
Как стелить профлист: правила укладки
Основным ориентиром служат рекомендации производителей и общие правила монтажа кровельных материалов. По нормам покрыть профлистом можно крышу с уклоном от 12°, при оптимальном диапазоне в 15-30° (о том, каким должен быть минимальный угол наклона односкатной крыши, читайте тут).
При отклонении в меньшую сторону его стыки и основание нуждаются в дополнительной герметизации, в большую – возрастает парусность ската и ужесточаются требования к толщине листа и надежности крепления.
При этом при наклоне ската <15° профнастил монтируется исключительно на сплошное основание, >15 – на разряженную обрешетку с шагом от 25 до 50 см при средней жесткости листа, 60-100 см – высокой.
При составлении схемы и монтаже учитывается ряд обязательных правил:
- Профлист следует положить с боковым нахлестом в как минимум одну волну при высоте гофры более 20 мм (что всегда выполняется при использовании кровельных марок), 2 волны – при низком уклоне ската или слабовыраженном профиле вкупе с отсутствием уплотняющих прокладок.
Верхний лист перекрывает нижний как минимум на 10 см на крутых скатах, 15-20 – на средних, 20 – на малоуклонных.
- Листы размещаются с учетом направления преобладающих ветров в регионе. В идеале — верхний край односкатной крыши размещается против самых сильных потоков, а стыки – по направлению оставшихся.
- Фиксацию листов выполняют с помощью кровельных саморезов с уплотняющими прокладками и хорошей защитой от коррозии. Крепежи проходят сквозь материал, с заходом в обрешетку и размещаются по центру, периметру и стыкам.
- Листы покрывают всю площадь ската с заходом за края свеса на 35-45 мм.
Ключевое требование производителей: крепежи вкручиваются в нижнюю часть профиля при фиксации материала к обрешетке, но между собой листы скрепляются только в верхней части волны, с заходом более широкого бокового края поверх узкого. Нужный край определяется и отмечается заранее.
Порядок установки стропил для профнастила
Хотя процесс закрепления профнастила не является сложным, во время работы следует соблюдать определенные правила. Стропильная система должна создаваться из хорошо просушенной древесины, которая обработана антисептическими составами. Это позволит защитить строение от воздействия влаги.
Создание стропильной системы происходит следующим образом:
Сначала на бетонном основании закрепляется мауэрлат. Уклон может составлять как 10о, так и 60о градусов.
Затем стропила укладываются на мауэрлат и надежно закрепляются гвоздями. Минимальное расстояние между стропилами составляет 60 см.
После этого происходит создание обрешетки. Следует помнить, что все деревянные планки должны быть одной толщины и располагаться на одном расстоянии друг от друга.
Если планируется создать водосток, то на этапе строительства обрешетки около нижнего края кровли закрепляется несколько скоб, расстояние между которыми должно составлять около 60 см.
Конструкция создается таким образом, чтобы края выступали за стены примерно на 20-30 см. Узнав размер обрешетки на крышу под профнастил, можно рассчитать количество стропил и обрезных досок.
Для защиты утеплителя от воздействия конденсата, со стороны помещения гаража укладывается пароизоляционная пленка.
Подготовка инструмента
Оснастка, инструмент зависят от выбранной схемы монтажа (на саморезах или кровельных гвоздях), объемов работ. При грамотно проведенном расчете, если размеры гаража позволяют минимизировать использование приспособлений для резки, можно обойтись без болгарки. С другой стороны, на обрешетку брус, в любом случае, придется подгонять/наращивать с использованием ножовки и накладок.
Минимальный комплект должен включать:
- Молоток.
- Уровень.
- Отвес.
- Рулетку.
- Ножовку по дереву
- Отвертки (лучше со сменными насадками).
- Электродрель, шуруповерт.
- Угловую шлифмашину с набором дисков.
Необходимые компоненты перечня добавляют/исключают применительно к конкретной ситуации. Например, шуруповерт со сменными аккумуляторами способен заменить дрель и наоборот.
Требования к крепежным элементам
Для крепления профнастила используются специальные кровельные саморезы длиной от 1,9 до 25 см и диаметром шляпки от 4,8 до 6,3 мм.
В отличие от обычных метизов они имеют усиленный стержень с наружной треугольной резьбой из марочной углеродистой стали, головку с полимерным покрытием, совпадающим по цвету с профнастилом, эластичную уплотняющую прокладку толщиной не менее 2 мм и особую заостренную форму наконечника, позволяющую крепить материл без повреждения его антикоррозийного покрытия и без предварительного сверления.
Головка кровельных саморезов чаще всего имеет шестигранную форму, но иногда встречаются метизы со сферической, полукруглой, цилиндрической и даже потайной верхушкой. Этот момент стоит учитывать при покупке – для крепления саморезов с разной формой головки используются разные инструменты.
Шестигранные метизы проще вкручивать с помощью дрели со специальной насадкой, полукруглые – шуруповертом. Помимо этого, при покупке крепежей для профнастила учитывается их точное назначение и материал обрешетки. В частности:
- Для крепления листов к деревянному брусу или пористым основаниям приобретаются метизы с большим шагом резьбы (1-1,5 мм) и заостренным наконечником.
- Для прикручивания профнастила к металлу используются саморезы с более мелкой резьбой, изготовляемые из легированной стали повышенной прочности.
Такие метизы проходят сквозь металл толщиной до 2,5мм без предварительной подготовки отверстий.
- Для монтажа доборных элементов покупаются изделия с повышенной длиной.
Максимальная длина изделий для фиксации листов к обрешетке подбирается исходя из толщины материала и основания и 3 мм запаса (тоже + высота волны при подборе метизов для соединения листов между собой). При этом чем плотнее будет основание и жестче марка профнастила, тем острее и длиннее должно быть сверло крепежа.